8 мая '09

МРК: пути к увеличению прибыли

Региональные операторы – «Сибирьтелеком», «Уралсвязьинформ», «Северо-Западный Телеком» - отчитались за 1-й квартал 2009 года. Общей тенденцией является сокращение чистых убытков компаний.
Чистый убыток «Сибирьтелекома» в 1-м квартале 2009 года составил 81,241 млн руб., тогда как в 4-м квартале он оценивался в 579,196 млн руб. Весомого сокращения убытков компании удалось достичь после принятия учетной политики по дополнительным резервам: прежде всего, по выплатам компенсаций после сокращения штата сотрудников и неиспользованным отпускам, а также по начислению дополнительных средств по списанию программных продуктов Amdocs. Во многом, на изменение положения «Сибирьтелекома» повлияла ситуация на бирже, а именно обесценение акций Сбербанка России.
Чистая прибыль «Уралсвязьинвеста» в 1-м квартале 2009 года увеличилась на 22,5% по сравнению с 4-м кварталом 2008 года и составила 980,1 млн руб. В аналогичном периоде 2008 года показатель прибыли равнялся 800,4 млн руб. Оператор смог увеличить сумму прибыли от продаж, сократив расходы на персонал, материалы и сотрудничество с другими организациями.
Что касается «Северо-Западного Телекома», то компания «закрыла» 1-й квартал 2009 года, снизив чистый убыток с 168,9 млн руб. в 4-м квартале 2008 года до 90 млн руб. в 1-м квартале 2009 года. Отмечено снижение операционных расходов в 1-м квартале 2009 года, обусловленное завершением ремонтных работ и инвентаризации, проведение которых отразилось на показателях последнего квартала 2008 года.
Аналитики отметили положительные изменения, произошедшие в телекоммуникационной отрасли в регионах. Однако, по их мнению, приведенные цифры являются условными. В них отразились, в основном, сокращения издержек, связанные со снижением затрат по ряду направлений: сокращению штата сотрудников, затрат на использование услуг других компаний, материалов. Кроме того, эксперты отметили повышение цен на предлагаемые тарифы. Чтобы оценить качественные изменения положения операторов, говорят аналитики, необходима подробная отчетность о структурных изменениях финансовых моделей отрасли.
Комментаторы не берутся оценивать, сумеют ли региональные операторы сохранить показатели (или даже наращивать прибыль) в дальнейшем. Они подчеркивают, что у компаний сохраняются внешние долговые нагрузки, номинированные в долларах. В условиях роста инфляции и вызванной им девальвацией рубля, это может стать серьезным препятствием к увеличению чистой прибыли в 2009 года. В любом случае, эксперты отметили успешность проведенных антикризисных мер и стабильность интереса к традиционной связи в регионах.


Эксклюзивные комментарии:

Андрей Клапко, аналитик
«Пробизнесбанк»

«В принципе, те тенденции, которые мы наблюдали в конце прошлого года, в той или иной степени были характерны и для первого квартала. Раскручивающаяся спираль инфляции, вызванная девальвацией рубля, «дежурным» ростом тарифов естественных монополий и т.д., оказывала давление на затратную часть всех МРК. В то же время введенные с марта новые тарифы на местную связь еще не успели в полной мере отразиться в результатах, остальные бизнесы не показали сюрпризов, доходы от интернет-услуг продолжают быть сильной стороной МРК, но их масштаб остается все еще недостаточным для критического влияния на общую выручку. С другой стороны, результаты оказались лучше, чем в 4-м квартале 2008 года за счет отсутствия резервов и чуть меньшего эффекта девальвации. «Сибирьтелеком» показал худшие результаты, хотя здесь стоит принимать во внимание отсутствие в отчетности львиной доли мобильного бизнеса компании, который сконцентрирован в «дочках» в отличие от, например, «Уралсвязьинформа». Кроме того, «Сибирьтелеком» пожинает плоды самой агрессивной инвестиционной политики последних лет, благодаря чему его расходы на амортизацию значительно возросли. С другой стороны, о реальных успехах или неудачах, особенно в плане сдерживания роста затрат в той или иной МРК, можно будет судить только с выходом отчетности по МСФО».



Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»

«Отчеты четвертого квартала 2008 года дали понять, что хороших результатов по чистой прибыли в первом квартале текущего года ждать не стоит. Основной причиной снижения чистой прибыли стала девальвация рубля и рост затрат по облуживанию кредитов. У «Сибирьтелекома» и СЗТ довольно крупные долларовые долги, в результате чего компании получили крупные убытки в последнем квартале прошлого года. В первом квартале текущего года СЗТ и «Сибирьтелекому» удалось улучшить свои финансовые показатели благодаря частичной реструктуризации задолженности, снижению затрат, а также снижению капзатрат. Поэтому часть средств была направлена на погашение процентов и долгов. Также благоприятно на чистую прибыль повлияло снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Результаты «Уралсвязьинформа» оказались более сильными за счет низкой доли долгов в иностранной валюте, при этом данные по чистой прибыли оказались чуть лучше наших ожиданий. Компания удачно привлекала заемные средства в первой половине года. Основные меры, которые позволят МРК увеличить выручку – это повышение тарифов на традиционные услуги связи, которое произошло в конце первого квартала, развитие ШПД и мобильных активов. Продолжение сокращения издержек компании, снижение капитальных затрат в пользу уменьшения долговой нагрузки позволят региональным операторам улучшить свои показатели во втором квартале 2009 года. Результаты первого квартала показывают, что спрос на традиционную связь в период кризиса не сокращается, а выручка от ШПД продолжает показывать высокие темпы роста. Ожидаем, что в 2009 году компании смогут нарастить выручку, но при этом ожидаем снижение рентабельности по EBITDA и падение чистой прибыли относительно прошлого года».



Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Финансовые итоги деятельности «Сибирьтелекома», СЗТ и «Уралсвязьинформа» было бы более корректно сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. 4-й квартал 2008 года, представленный в отчетах компаний, стал, по всей видимости, наиболее острым периодом кризиса, когда еще не началась реализация программы снижения затрат, а стоимость пакетов акций на балансах компаний демонстрировала наиболее негативную динамику. Безусловно, текущие пресс-релизы являются своеобразным отчетом телекомов об успехах своих антикризисных программ, но они не демонстрируют структурных изменений финансовой модели отрасли. Полученные убытки можно связать со снижением доходов от дополнительных высокомаржинальных услуг. Конечно, факторы, представленные компаниями, также достаточно важные, но все же действительные причины убытков телекомов следует искать в динамике структуры выручки и прибыли компаний. Таким образом, в настоящий момент достаточно сложно предположить глубину падения доходов телекоммуникационных компаний в 2009 году».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов