29 апреля '09

Минкомсязи унифицирует радиостанции

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ заявило о намерении унифицировать порядок выдачи разрешений на судовую и бортовую радиостанции. Минкомсвязи также хочет установить единообразные нормы по выдаче разрешений на данный вид оборудования.
Законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу выдачи разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию» прошел первое чтение в Госдуме.
Необходимость законодательной инициативы вытекает из регламентации вопросов выдачи разрешений на судовую и бортовую радиостанции, а также устранения противоречий между положениями статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, статей 25 и 29 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, подпункта 55 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О связи».
На сегодняшний день порядок выдачи разрешения на судовую радиостанцию и разрешения на бортовую радиостанцию, а также форма таких разрешений нормативными правовыми актами не определены. Вносимый на утверждение законопроект установит единообразные нормы по выдаче разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию.
Что касается дополнений в закон «О связи», то его предлагается дополнить положением, согласно которому радиоэлектронные средства, входящие в состав судовой или бортовой радиостанции, не подлежат регистрации и должны использоваться на основании разрешения. Утверждение порядка выдачи указанных документов, их формы, а также обязанность по выдаче разрешений предлагается возложить на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Изменения в закон «О связи» принимаются из-за несоответствия в различных законодательных актах. Например, статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьей 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлены перечни документов, наличие которых необходимо на судне. В указанных перечнях содержится «лицензия на судовую радиостанцию», наличие которой обусловлено статьей 18.1. Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи. С другой стороны, в соответствии с Федеральным законом «О связи» лицензированию подлежит только деятельность по возмездному оказанию услуг связи.
А общий порядок регистрации судовой радиостанции как радиоэлектронного средства невозможен по следующим основаниям. В соответствии со статьей 18.6 Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи лицензия судовой радиосвязи представляет собой перечень радиоэлектронных средств, находящихся на борту судна, позывной сигнал, категорию общественной корреспонденции, общие характеристики установленных радиоэлектронных средств. Данный документ по требованиям Регламента Радиосвязи Международного союза электросвязи не является разрешением на использование частот, а дает право на установку и использование радиоаппаратуры на борту судна.
Кроме того, Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года устанавливает требования к каждому судну в отношении радиоустановок и радиооборудования, которыми определены, в том числе, полосы частот и мощности. Следует также отметить, что в статье 67 Воздушного кодекса Российской Федерации используется аналогичное понятие «разрешение на бортовую радиостанцию».
С целью исключения противоречий и обеспечения единообразного порядка законопроектом предусматривается замена понятия «лицензия судовой радиостанции» понятием «разрешение на судовую радиостанцию» в статье 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, статьях 25 и 29 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Эксперты, в целом, положительно оценивают инициативы Минкомсвязи. Ряд законопроектов содержит противоречия, которые не позволяют однообразно трактовать смежные сферы деятельности, такие как регулирование судовых и бортовых радиостанций. Поправки в закон «О связи» позволят трактовать одни и те же положения в соответствии с одинаковыми нормами права. Получение лицензии на использование бортовых и судовых радиостанций по закону подразумевает оказание возмездных услуг, в случае с радиооборудованием на судах такая трактовка некорректна.
Кроме того, эксперты отмечают, что перерегистрация бортовых и судовых радиостанций по новым правилам доставит ряд неудобств владельцам радиооборудования, возможно, усложнит порядок получения разрешения на использование бортовых и судовых радиостанций. Перерегистрация займет достаточно большое количество сил, времени и средств, что может негативно отразиться на деятельности компаний – владельцев судов с радиооборудованием.


Эксклюзивные комментарии:

Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

«Законопроект № 147013-5 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу выдачи разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию» рассмотрен Государственной Думой в первом чтении. Что предлагается в законопроекте? Инициатива состоит в законодательном закреплении единообразного подхода к выдаче/получению разрешений на судовую радиостанцию и бортовую радиостанцию. На сегодняшний день существует ряд законодательных актов, которые регулируют этот вопрос. В ст. 67 Воздушного кодекса РФ закреплено, что каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой. В отношении судов водного транспорта закреплена необходимость получения не разрешения, а лицензии судовой радиостанции. Так, ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусматривает, что на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре РФ и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должна находиться лицензия судовой радиостанции. В ст. 25 Кодекса торгового мореплавания судно должно иметь лицензию судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию). Кстати сказать, Налоговый кодекс РФ, предусматривающий уплату государственной пошлины, также содержит формулировку «государственная пошлина уплачивается за предоставление лицензии судовой радиостанции». Между тем, ни Закон «О связи», ни Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не относит использование на судне судовой радиостанции к лицензируемому виду деятельности. В соответствии со ст. 18.6 Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи лицензия судовой радиосвязи представляет собой перечень радиоэлектронных средств, находящихся на борту судна, позывной сигнал, категорию общественной корреспонденции, общие характеристики установленных радиоэлектронных средств. Такой документ, как правильно указано в Пояснительной записке к законопроекту, дает право на использование радиоаппаратуры на борту судна. Соответственно, в терминологии российского законодательства, не является лицензией. С точки зрения юридической техники, представляется правильным изменить формулировку: «лицензия судовой радиостанции» на формулировку «разрешение на судовую радиостанцию» (по аналогии с воздушными судами). В этой связи вполне логичны предложенные изменения в Закон «О связи», в частности дополнение п. 5 ст. 22 следующим положением: «радиоэлектронные средства, входящие в состав судовой радиостанции, используемой на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река-море) плавания, радиоэлектронные средства, входящие в состав бортовой радиостанции, используемой на воздушных судах, не подлежат регистрации и используются на основании разрешения на судовую радиостанцию или разрешения на бортовую радиостанцию. Выдача разрешения на судовую радиостанцию и разрешения на бортовую радиостанцию, а также утверждение формы таких разрешений и порядка их выдачи осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Усложнит ли данная норма процесс выдачи разрешений? В настоящее время порядок выдачи лицензий судовых радиостанций регламентируется Указанием Министерства РФ по связи и информатизации от 04.06.2002 № 37-у «О порядке оформления лицензий судовых станций». Поэтому владельцам суден так или иначе не избежать процедуры получения разрешений. Между тем, законопроект делегирует вопрос разработки порядка выдачи разрешений и формы таких разрешений уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Скорее всего, это будет орган по надзору в сфере транспорта. Остается уповать на то, что такой порядок не будет слишком сложным и позволит получить разрешение в короткий срок».



Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Такой шаг достаточно логичен для Минкомсвязи. Законодательство в России далеко от идеала, поэтому «латание дыр» - процесс важный и необходимый. С другой стороны, такой шаг может увеличить нагрузку на компании, которые должны будут переоформлять документы. Им придется заново проходить процедуру регистрации, что не очень удобно. Но это единственный вариант унифицировать получение разрешительных документов на бортовые и судовые радиостанции как для морских, так и для воздушных судов».



Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«Действительно, в данной сфере в настоящее время существует некоторая терминологическая путаница. Так, статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и статьей 25 Кодекса торгового мореплавания РФ установлены перечни документов, наличие которых необходимо на судне. В числе этих документов указывается «лицензия судовой радиостанции». Налоговый кодекс РФ (подпункт 55 пункта 1 ст. 333.33) также говорит о государственной пошлине «за предоставление лицензии судовой радиостанции». При этом согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона «О связи» лицензированию подлежит лишь деятельность по возмездному оказанию услуг связи. Самостоятельное использование судовой радиостанции лицензированию не подлежит. Воздушный кодекс РФ в числе необходимой на борту документации указывает на «разрешение на бортовую радиостанцию». Однако и разрешений законодательством также не предусмотрено. Согласно п. 5 ст. 22 Федерального закона «О связи» указанные средства связи «подлежат регистрации». Однако, как и во всем остальном, эта регистрация носит не уведомительный, а разрешительный характер. То есть радиостанцию вам могут зарегистрировать, а могут и отказать. А без регистрации ее использование не допускается. По существу это та же самая лицензия (разрешение), только обозначается другим термином. Кстати, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 2) определяет понятие «лицензия», через понятие «разрешение»: лицензия – это разрешение на осуществление конкретного вида деятельности. Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 49), как и Кодекс об административных правонарушениях, также эти понятия отождествляет. В связи с этим достаточно иронично выглядят комментарии к законопроекту некоторых чиновников, что мы, мол, заменили «лицензию» на «разрешение», как будто между этими понятиями имеется существенная разница. Что касается установления единообразного порядка выдачи разрешений, то это, без сомнения, можно лишь приветствовать. Поскольку установление четкого и прозрачного порядка получения разрешения не только снижает уровень коррупции, но и предоставляет каждому возможность заранее понять, что от него потребуется для получения этого разрешения и чувствовать себя гражданином, а не просителем. Однако законопроект этого порядка не определил, а, как и прежде, указал, что «утверждение формы таких разрешений и порядка их выдачи осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». По моим сведениям, обязанность по выдаче разрешений на судовую радиостанцию предполагается возложить на федеральный орган по надзору в сфере транспорта, а на бортовую радиостанцию – на Федеральное агентство воздушного транспорта. Хочу, однако, заметить, что я лично не понимаю, если речь идет о жизни, здоровье и безопасности людей, какую, вообще, цель преследует разрешительный порядок на использование этих радиостанций? По-моему это также дико, как выдача разрешений на пользование мобильным телефоном. Представляется, что в этой сфере достаточно простой сертификации радиостанции».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов