29 апреля '09

В компаниях «большой тройки» могут появиться профсоюзные ячейки

Общероссийский профсоюз работников связи (ОПРС) заявил о своем требовании к акционерам сотовых операторов «Вымпелком» и «Мегафон» прекратить препятствовать в вопросе создания профсоюзных ячеек. ОПРС также считает виновными в сложившейся ситуации акционеров в лице Telenor и TeliaSonera.
По словам руководителей ОПРС ситуация с развитием профсоюзного движения в отрасли связи оставляет желать лучшего. В пример российским телекоммуникационным компаниям приводится организация профсоюзного движения в белорусском подразделении МТС. Создание в этой компании ячейки стало возможным благодаря позиции государства, которое владеет контрольным пакетом в операторе.
Российские компании придерживаются позиции, в соответствии с которой профсоюз для них излишен, так как сотрудники в нем просто не нуждаются. Вместо этого существует достаточно развития корпоративная культура, которая позволяет сотрудникам без труда решать свои вопросы.
В Telenor и TeliaSonera отрицают факт препятствования созданию профсоюзных организаций. По результатам 2008 г. Telenor второй год подряд признан компанией номер 1 в области устойчивого развития среди мировых операторов мобильной связи согласно Dow Jones Sustainability Indexes. Одним из принципов деятельности профсоюзных организаций в России является их независимость. Telenor не оказывает влияния на создание и деятельность профсоюзных организаций, при этом приветствует продуктивные инициативы, направленные на защиту прав работников.
Никаких юридических последствий для акционеров компаний из-за отсутствия профсоюзов не существует. Акционеры, как и руководство компаний, согласно российскому законодательству, не могут препятствовать появлению профсоюзов внутри компаний, если это необходимо, и этого хотят работники этих компаний.
Эксперты сомневаются в причастности западных акционеров «Вымпелкома» и «Мегафона» к препятствованию создания профсоюзных организаций у себя в компаниях. Наоборот, в западных компаниях есть опыт и культура общения с профсоюзами. Западные компании также понимают, что любое препятствование этому незаконно, а соблюдение законов на «чужой» территории уже вошло в привычку у тех, кто ведет свой бизнес в России. Возможно, что западные акционеры боятся другого. Ведь профсоюзы могут лоббировать в компании интересы одних акционеров и препятствовать политике других. В этой ситуации для иностранных акционеров операторов было бы невыгодно допускать создания дополнительного ресурса в продвижении чужых интересов.
Кроме того, эксперты уверены в том, что реально помешать созданию профсоюзного движения в операторах не представляется возможным. В случае необходимости такие ячейки будут созданы, так как закон на их стороне. Иностранным акционерам важно включиться в процесс их создания, дабы заранее не выставлять себя в роли противников по отношению к профсоюзам и работникам компаний.


Эксклюзивные комментарии:

Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«На мой взгляд, Telenor и TeliaSonera не могут препятствовать созданию профсоюзных ячеек. Во-первых, это запрещено российским законодательством, во-вторых, в западных компаниях совершенно другая корпоративная культура, профсоюзы могут быт невыгодны, скорее, российским акционерам. Вполне возможно, что действительно есть какие-то проблемы, когда кто-то с кем-то не договорился, это может быть даже и само руководство операторов. За примером далеко ходить не надо, стоит лишь вспомнить историю с российским заводом «Форд» и станет понятно, что в таком ракурсе деятельность профсоюза может быть болезненна для компании. Операторам выгодно уйти от идеи профсоюзов за счет создания в своей структуре подразделений с дублирующими функциями. Но закон все равно на стороне профсоюзов. Если необходимость есть, то такие организации будут созданы. В пример можно привести профсоюзные организации в «Связьинвесте», которые хорошо развиты и выполняют свои функции».



Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«Если рассуждать с позиции социального государства, то профсоюз конечно нужен, и не только в компаниях «большой тройки», но и в любой иной организации. Ведь как не отстраивай систему управления, систему стимулов и вовлечение работников в число сособственников, у работника и работодателя останутся разные, отчасти противоположные интересы. У одного – поменьше поработать и получить большую зарплату, у другого – уменьшить издержки (в том числе и на заработную плату работникам) и получить большой доход. При этом работник и работодатель заведомо находятся в разных «весовых категориях», и никакое трудовое законодательство не сможет защитить работника от произвола работодателя. В связи с этим только объединение отдельных работников в организованную массовую структуру предоставляет им возможность на равных с работодателем отстаивать свои интересы, чем и создается некий баланс интересов. Естественно, что работодатель, как и его акционеры, не заинтересованы в создании у себя организации, которая бы ограничивала их свободу, предъявляла свои требования и отстаивала свои интересы. Также естественно, что никто об этом не заявит публично. Однако их можно понять, поскольку сильные профсоюзы обычно тормозят экономическое развитие предприятия и конкурентоспособность его продукции, поскольку у работодателя значительно увеличиваются социальные издержки. Вместе с тем, иностранные акционеры Telenor и TeliaSonera опасаются создания у себя профсоюзов, алогичных западным, которые действительно отрабатывают уплаченные работниками взносы и не дают работодателю расслабиться. У нас же действуют наследники советских профсоюзов. Их не видно и не слышно. Они «дружат» с работодателем и никакой опасности для него не представляют, а основной своей целью видят лишь сбор взносов. Такие профсоюзы, как мне представляется, не нужны ни работодателю, ни работникам».



Дмитрий Морозов, менеджер практики С&HT
A.T. Kearney

«Профсоюз, как и любое другое объединение людей, в условиях свободной экономики не должно возникать «по указанию» или «назло капиталистам». Это саморегулирующийся процесс. Если у работников будет желание организовать профсоюз, они его организуют. Если в «большой тройке» профсоюзов нет, значит, нет достаточного количества людей, которым это нужно. Значит, уровень материальной и нематериальной компенсации устраивает подавляющее большинство людей, а трудовые споры разрешаются цивилизованно. И, значит, нет желания содержать на «свои кровные» профсоюзных функционеров. Конечно, операторы опасаются создания профсоюзов. И пример западных стран далеко не всегда положителен. В качестве крайностей можно вспомнить и крепкую «спайку» профсоюзов и криминала в США в 30-е годы, и откровенный шантаж корпораций. Если профсоюзы будут созданы «для галочки», то это никак не отразится на работе компаний, а если по насущной потребности работников, то конечно позитивно. Система должна быть сбалансирована. Если менеджмент не в полной мере соответствует ожиданиям сотрудников, найдется противовес в лице профсоюза».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов