17 апреля '09
Компания «Цифроград» оказалась на грани банкротства
«Цифроград» оказался на грани разорения. Общий долг компании перед поставщиками сотовых телефонов и банками, по предварительным оценкам, составляет $120 млн. Контракты с ритейлером на поставку товара разорвали Nokia, Samsung, Sony Ericsson и Motorola. Повсеместно закрываются салоны «Цифрограда», происходит сокращение персонала. «Цифроград» является не единственной ритейловой компанией, которая стала банкротом. Ранее рынок покинули Dixis и «Беталинк». Основной причиной их разорения стала невозможность осуществлять выплаты по предоставленным кредитам в условиях финансового кризиса.
Напомним, что первой долг в размере 381,5 млн руб. с «Цифрограда» потребовала через суд компания Samsung. В конце 2008 года Motorola прекратила поставки товара ритейлеру, обвинив его в невыполнении обязательств, прописанных в контракте. Наибольшую сумму задолжал «Цифроград» финской компании Nokia, порядка $40 млн. Оказавшись в сложной финансовой ситуации, руководство компании надеялось на продажу контрольного пакета акций «Мегафону». Переговоры с оператором велись с конца 2008 года, когда «Мегафон» приобрел одну акцию «Цифрограда», что давало компании преимущественное право покупки, если бы ритейлер решился на продажу активов. За этим последовало получение «Мегафоном» разрешения антимонопольной комиссии на покупку 100% акций «Цифрограда», хотя в переговорах речь шла о приобретении только 49%, стоимостью в $10 млн. В марте оператор отказался от сделки, неудовлетворенный предлагаемыми условиями.
Эксперты отмечают общую для рынка сотового ритейла тенденцию перепродажи бизнеса крупным операторам. В ситуации экономического кризиса, когда значительно сократился объем продаж сотовых аппаратов, многие компании оказались близки к разорению. Аналитики говорят, что этому способствовало и насыщение рынка мобильной связи, и сокращение количества кредитных программ для населения. Кроме того, ритейлеры в последние годы получали крупные займы в банках на развитие бизнеса в регионах, а с ухудшением финансовой ситуации в России в целом, осуществлять выплаты по ним стало практически невозможно.
Комментаторы полагают, что исчезновение целого ряда независимых сотовых ритейлеров, может дать положительный толчок развитию рынка в дальнейшем. При снижении конкуренции и уменьшении объема продаж, произойдет перераспределение покупателей между оставшимися игроками. Это позволит сохранить независимые компании как отдельных представителей рынка, так как главной нынешней тенденцией является переход ритейлеров в собственность крупных сотовых операторов, которые, в свою очередь, также заинтересованы в пошаговом контролировании сбыта контрактов на подключение.
Эксклюзивные комментарии:
Олеся Власова, аналитик по телекоммуникациям
ФК «УралСиб»
Олеся Власова, аналитик по телекоммуникациям ФК «УралСиб», считает, что долговые обязательства ритейлера являются главным препятствием к сотрудничеству с операторами: «В условиях передела рынка сотового ритейла между операторами «большой тройки» банкротства неизбежны. Как правило, салоны связи находятся недалеко друг от друга, и мобильным операторам невыгодно покупать 2-3 сети из-за высокой степени дублирования торговых точек. Операционно «Цифроград» был одной из наиболее эффективных сетей в России: 3-е место по количеству точек продаж, 2-е место по показателю выручки на работника по итогам 2007 года. К тому же, у ритейлера удачный формат салонов. Тем не менее, процесс покупки сетей салонов связи зависит в большей степени от политики сотовых операторов. При этом сотовые операторы ориентируются на: 1) поиск оптимального размера розничной сети (например, 2500 салонов, по расчетам МТС); 2) эффективное сочетание стратегии развития собственной розничной сети с покупкой независимых ритейлеров; 3) условия покупки (долговая нагрузка приобретаемых сетей)».
Сергей Савин, директор Департамента Сотовых телефонов и Цифровых устройств
J'son & Partners
Сергей Савин, аналитик-консультант J'son & Partners, говорит, что выживание независимых игроков рынка сотового ритейла предполагает уменьшение конкуренции: «На сегодняшний день мы не располагаем официальной информацией, касающейся текущего положения компании «Цифроград». Исходя из наших наблюдений, данная компания, действительно, на настоящий момент находится в тяжелой ситуации: массово закрываются торговые точки, происходит сокращение персонала. На мой взгляд, данная ситуация не является уникальной, и, как уже упоминалось, за последнее время мы увидели, как рынок мобильного ритейла покинули компании, которые традиционно рассматривались в качестве заметных участников рынка. Набор причин, приведших к банкротству, «универсален» для большинства компаний, попавших в подобную ситуацию. К ним можно отнести (в хронологическом порядке): стратегию активной региональной экспансии на протяжении последних лет, строившуюся во многом за счет заемных средств; насыщение рынка сотовой связи, которое замедлило рост продаж мобильных телефонов; ухудшение экономической ситуации в мире и России; отсутствие доступа к кредитным ресурсам, снижение покупательской активности; и, в заключении, не оправдавшая себя ставка на перепродажу бизнеса сотовым операторам. Уход с рынка компаний может способствовать выживанию других рыночных игроков за счет перераспределения покупателей. Еще одним из очевидных выводов является то, что российский рынок мобильного ритейла будет смещаться в сторону операторов сотовой связи. Но, по мнению нашей компании, данный процесс будет постепенным, и мы склонны считать, что на рынке останется ниша и для независимых участников рынка, которые смогут пережить непростые времена».
Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»
Ирина Скворцова, аналитик ИК «Атон», полагает, что сотрудничество ритейлеров и операторов является перспективным в нынешней экономической ситуации: «Банкротство «Цифрограда» не стало новостью. Сейчас сотовый ритейлеровский бизнес находиться в зоне риска. Во-первых, он низкомаржинальный, во-вторых, телефоны не являются товарами первой необходимости, и поэтому эта статья расходов первая в списке на сокращение. «Цифроград» стал очередной жертвой текущей ситуации. Компания обзавелась долгами, которые не смогла обслуживать в дальнейшем, что является типичной причиной банкротств в настоящее время. Сейчас на рынке превалирует тенденция перехода ритейлеров под контроль сотовых операторов. На мой взгляд, это единственный шанс выжить в текущей ситуации. Рынок независимых мобильных ритейлеров, как таковой, перестает существовать. Сотовые компании, в погоне за лояльностью клиентов, предпочитают полностью контролировать рынок сбыта своих контрактов».