15 апреля '09

Перспективы России войти в двадцатку ИКТ-держав

В ходе состоявшейся в апреле в Рязани конференции «Регионы и информатизация. Приоритеты и решения» советник Президента РФ Леонид Рейман заявил, что Россия имеет все шансы к 2015 году войти в двадцатку наиболее развитых держав в плане информатизации. В числе приоритетных задач он назвал дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры российского общества.
Напомним, что в настоящее время Россия занимает лишь 74-е место в рейтинге самых информатизированных стран мира, однако задача, поставленная Советом по развитию информационного общества при Президенте РФ, представляется аналитикам вполне достижимой.
Рейман подчеркнул, что за последние годы в России были созданы все необходимые условия для ускоренного развития телекоммуникационных компаний. Однако заметные количественные изменения в этой области не повлекли значительных качественных сдвигов. Отдельно речь шла об информатизации государственной сферы, где налаженная телекоммуникационная инфраструктура позволит упростить процесс работы с документацией. Какие-либо заявления возможно будет направить в государственные органы через Интернет, а также проследить их дальнейший ход. Условия для осуществления этого проекта в настоящее время созданы только в Москве и ряде регионов, в целом по стране предстоит большой объем работ по их подготовке. Одним из тормозящих факторов была названа несогласованная работа отдельных ведомств, задействованных в решении данной проблемы. Совету придется, прежде всего, преодолеть ведомственную разобщенность. Членами Совета был разработан план по информатизации, который обозначит место каждого ведомства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Силы муниципальных властей будут активно задействованы в расширении телекоммуникационной инфраструктуры, так как исключительный централизованный контроль по всем направлениям является гораздо менее эффективным.
Эксперты считают, что поставленная задача развития информационного общества в России к 2015 году может быть выполнена в срок. В нынешней ситуации существуют все необходимые условия для дальнейшего развития телекоммуникационной области в необходимом направлении. Территория распространения мобильной связи, наряду с расширением интернет-аудитории, включает в себя на современном этапе каждый регион страны. Однако гораздо медленнее прогрессируют качественные показатели предоставляемых услуг, что усугубляется условиями мирового экономического кризиса.
Аналитики сходятся во мнении, что решение госструктур взять процесс информатизации под свой контроль является обдуманным шагом, учитывая существующую ведомственную разобщенность. Комментаторы высоко оценили создание на государственном уровне плана развития телекоммуникационной и IT-сферы, так как необходимым условием успешности проекта является четкое определение места каждого ведомства, с документальной фиксацией его обязанностей. Важным решением, безусловно, является привлечение к сотрудничеству муниципальных властей и представителей сферы бизнеса.


Эксклюзивные комментарии:

Антон Ворыхалов, аналитик
iKS-Consulting

Антон Ворыхалов, аналитик iKS-Consulting, полагает, что на практике Совет по развитию информационного общества может столкнуться с рядом проблем: «Стоит обозначить методику осуществления проекта. Необходимо учитывать, что уровень проникновения мобильной связи отличается от уровня проникновения Интернета. Предлагаемые рейтинги, как показывает практика, зачастую носят условный характер. С учетом масштабов страны, задача также не представляется мне просто выполнимой. Кроме этого, стоит брать в расчет различия между формальным внедрением и реальными процедурами. Например, существует возможность подачи заявлений на заграничный паспорт в электронном виде, однако на деле данная процедура пока не работает. Возникают сомнения, будет ли высоким уровень доверия населения к подобным интернет-услугам. В целом, условия для перевода страны на интернет-рельсы развиваются недостаточно быстро. Хотя в некоторых областях возможно использование Интернета уже сейчас, например, для подачи бухгалтерской отчетности».



Марина Анисимова, пресс-секретарь
«Рамблер Медиа»

Марина Анисимова, пресс-секретарь «Рамблер Медиа», считает, что вмешательство государственных органов в процесс информатизации позволит его ускорить: «У России есть все шансы значительно повысить свой рейтинг в списке наиболее информатизированных стран мира. По итогам 2008 года мы занимаем 4 место по объему интернет-аудитории среди европейских стран после Германии, Великобритании и Франции. Отставание в абсолютных числах уже незначительно: Германия – 55,2 млн пользователей; Великобритания и Франция – чуть больше 40 млн, а Россия – 38 млн. При этом, у нас колоссальные возможности для дальнейшего роста, ведь на данный момент аудитория пользователей Интернета в России составляет лишь 30% населения страны, а проникновение Интернета по-прежнему активно растет: с 2002 по 2008 год суточная аудитория Интернета в России выросла в 6 раз (по данным ФОМ). Рост аудитории осуществляется в основном за счет проникновения Интернета в регионы, снижения цены и улучшения качества техники и связи. Усилия государственных структур, направленные на поддержку развития инфраструктуры телекоммуникаций и IT-сектора в России, будут в еще большей степени способствовать естественному процессу информатизации страны и помогут структурировать этот процесс».



Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

Владислав Кочетков, аналитик ИК «Финам», полагает, что избранный путь решения проблемы является верным: «Перспективы вполне реальные. Телекоммуникационная инфраструктура в России показывает высокую динамику развития, увеличивается доступность соответствующих услуг, есть доступ к лучшему мировому опыту. По сути, вопрос только в создании прозрачного плана развития, так как до сих пор все происходило достаточно стихийно (уровень информатизации определял рынок, а не государство), а также в источниках финансирования. При этом условия для развития телекоммуникационных структур далеко не идеальны - конверсия частот продвигается очень медленно, недостаточно развита законодательная база, велики административные барьеры. На государственном уровне можно говорить не о самой высокой квалификации чиновников на местах, они далеко не всегда понимают преимущества автоматизации и не готовы содействовать ей. Ведомственная разобщенность - тоже минус. Однако это можно решить за счет принятия официального документа, где будет обозначен круг обязанностей и полномочий различных госорганов, поставлены конкретные задачи для них».



Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

Сергей Захаров, старший аналитик ИФК «Алемар», говорит, что государство должно стать координатором процесса информатизации: «Мы считаем, что успешность процесса информатизации общества в России зависит от качества реализации основных задач: развития широкой инфраструктуры, координации информационной деятельности всех органов всех уровней власти, определения целевых аудиторий отдельных мероприятий и нацеленности развития процессов информатизации на данные аудитории. Названный срок - 2015 год - выглядит более или менее реальным «при прочих равных условиях», но обстановка глобального кризиса всерьез угрожает достижению этой цели - учитывая происходящие в мире процессы, 5 лет могут оказаться слишком коротким сроком. Условия функционирования телекоммуникационных компаний в последние 10 лет нам представляются вполне благоприятными, несмотря на ряд имеющихся проблем, которые касаются, главным образом, взаимодействия отдельных сегментов рынка между собой. Но дело в том, что условия сформировались именно для бизнеса, то есть для ведения деятельности с целью получения прибыли. И ведется она в тех областях жизни, где способна эту самую прибыль приносить. Информатизация общества, в свою очередь, предполагает гораздо более широкий круг задач, во многом - социального характера, которые могут быть неинтересны сами по себе бизнесу, а потому их решение невозможно без участия государства. Бизнес в таком случае может «привлекаться» для создания конкретных технологических решений. Что касается «ведомственной разобщенности», то в ее преодолении мы и видим одну из главных ролей экспертного Совета по развитию информационного общества, созданного при Президенте РФ. Совет и должен стать тем самым координатором государственной власти».



Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»

Евгения Талалаева, аналитик ЗАО ИФК «Солид» по потребительскому сектору и телекомам, скептически относится к озвученному плану информатизации России: «Говорить о перспективах России достаточно сложно, так как, однозначно, в ближайшие пару лет страна будет «выползать» из кризиса. И к факту вхождения в двадцатку стран надо относиться достаточно скептически. Даже если финансирование не будет сдерживающим фактором для дальнейшего развития телекоммуникационной структуры, отрасль, в случае бурного роста, может захлебнуться от нехватки высококвалифицированных кадров. Данная проблема типична в нашей стране для всех техно- и наукоемких отраслей. Что касается созданных условий за последние 10 лет для развития телекомов, то это вопрос спорный, достаточно вспомнить конкурс по выделению частот, в результате которого неизвестная «Сумма-телеком» выиграла наибольшее их количество. Это и ситуация с реорганизацией «Связьинвеста», это и популистское, накануне выборов, снижение тарифов на безлимитную связь, с последующим повышением. Это и скандал вокруг финансирования программы «Образование». А что, собственно говоря, было сделано за предыдущие 10 лет? Сдерживающим фактором, по-прежнему, является низкий уровень доходов населения в глубинке, тормозящий экспансию в регионы поставщиков новых услуг. Понятно, что развитие телекоммуникаций в России - это составная часть социального развития страны. На сегодняшний день, как было заявлено, ведомственная разобщенность является главным тормозящим информатизацию фактором. Что же мешало государственным органам в свое время ликвидировать эту разобщенность? Понятно, что основная наша проблема - это перекос всей экономики в сторону углеводородов. Уровень проникновения компьютеров и информационных технологий в глубинке низок, а ведь чем более отдален регион, тем жизненно важнее информатизация, так как устраняется проблема территориальной разобщенности страны».



Глеб Пыжов, генеральный директор
ИК «Некстер»

Глеб Пыжов, генеральный директор ИК «Некстер», подчеркнул необходимость выработки законодательной базы, как основы плана по информатизации: «Сейчас, в кризис, сложно оценивать перспективы 2015 года, многое будет зависеть от развития мировой экономики в целом. Возможно, мы продвинемся в рейтинге не столько за счет собственных усилий, сколько «благодаря» отставанию нынешних лидеров. И высокие темпы развития телекоммуникационных компаний - это не панацея на пути решения вопроса по сокращению отставания от ведущих мировых держав в области информатизации. Кроме отлично организованной связи, для преодоления ведомственной разобщенности необходим комплекс нормативных актов, начиная с законов и заканчивая ведомственными приказами, которые запрещали бы любой государственной (муниципальной) организации требовать от заявителя любую информацию, являющуюся объектом деятельности любой другой государственной (муниципальной) организации, а также устанавливали бы жесткую персональную ответственность руководителей и чиновников всех рангов, вплоть до немедленного увольнения, за нарушение этого запрета, равно как и за нарушение установленных законами и регламентами сроков (кстати, эти сроки во многих случаях и так неоправданно велики и требуют пересмотра). Вот только под такую базу можно разрабатывать планы действий. Если каждый бюрократ, от ГАИшника до министра, будет точно знать, с какого числа он не сможет безнаказанно издеваться над просителями, требуя у них очередную справку «об отсутствии факта….», то ведомственная разобщенность быстро закончится, уступив место межведомственному консенсусу. И Минкомсвязи вполне могло бы стать дирижером этого процесса, но, повторюсь, только при соответствующей законодательной базе и жестком контроле за ее исполнением. Но для этого нужна политическая воля. Без нее все попытки «информатизации», «электронного правительства» и прочие благие инициативы так и останутся красивыми проектами на бумаге».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов