15 апреля '09
СПРФ обвинил «Евросеть» и «Вымпелком» в нарушении предписания ФАС
В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление от председателя союза потребителей России (СПРФ) Петра Шелища, в которой содержится обвинение оператора «Вымпелком» и ритейлера «Евросеть» в несоблюдении предписания ведомства. Руководство ФАС рассматривает поданную жалобу. Так, глава СПРФ считает, что «Евросеть» и «Вымпелком» предпринимают дискриминационные действия в адрес операторов связи, завышая комиссию за продажу их услуг.
Напомним, что после приобретения «Вымпелкомом» 49,9% акций «Евросети» у Александра Мамута ФАС постановила, что на протяжении трех лет ритейлер должен оставаться мультибрендовой сетью, а также запретила давать преимущества в подписании договоров с абонентами какому-либо из операторов связи. На данный момент «Евросеть» вводит монопольно высокие тарифы на рынке. Отметим, что «Евросеть», в свою очередь, является доминирующей компанией на рынке сотового ритейла. По мнению руководства СПРФ, «Евросеть» не пускает на товарные рынки альтернативных операторов связи.
Глава СПРФ обращался с ходатайством в ФАС до заключения соглашения «Вымпелкома» с «Евросетью» о запрещении сделки с ведомством. Основной аргумент Шелища состоял в том, что подобное соглашение вызовет волну скупки ритейлеров, что негативным образом скажется на конечном потребителе. ФАС одобрила покупку, но запретила вводить дискриминационные меры. Однако недавно «Российское Общественное Мнение и Исследование Рынка» (РОМИР) провело анализ ситуации на рынке. Выяснилось, что продавцы советовали покупателям подключаться к тарифу «Вымпелкома» в 75% обращений абонентов. Антимонопольное ведомство пока не начало проверку «Евросети».
Эксперты выражают уверенность, что существует негласная договоренность продавцов «Евросети» и «Вымпелкома» по поводу активной продажи контрактов последнего. Аналитики считают, что ФАС, скорее всего, проведет расследование относительно этого инцидента, но предъявить «Вымпелкому» будет нечего в силу того, что у него к этому времени будет готово большое количество аргументов против обвинения в дискриминационных действиях. Так, МТС разорвали соглашение с «Евросетью» по собственной инициативе. В частности, ритейлер продолжает оказывать услуги другим операторам связи – «Мегафону», «Мотив», СМАРТС, Tele2.
Комментаторы говорят о том, что преференции одному из операторов в ритейле всегда имели место: кто больше заплатит, того оператора продавцы советовали потенциальным абонентам. Кроме того, аналитики отмечают, что ФАС не предъявила никаких ограничений в адрес МТС, которые также активно занимались перекупкой ритейлеров. Безусловно, «Вымпелком» приобрел крупного игрока сегмента сотовой розницы, который может повлиять на товарные рынки остальных игроков. В этой связи «Евросеть» должна придерживаться тех ограничений, которые предписал ей ФАС.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«На мой взгляд, жалобы обоснованы. Думаю, что компания проводит дискриминационную политику по отношению к другим игрокам. МТС разорвали отношения с «Евросетью». Однако сам ритейлер спровоцировал оператора на подобные действия. А это является прямым нарушением предписания антимонопольной службы. Теоретически жалоба председателя союза потребителей России имеет перспективы. Решение данного вопроса может затянуться на долгий срок. Кроме того, «Вымпелком» имеет массу аргументов в свою пользу. «Евросеть», будучи крупным ритейлером, может опосредованно препятствовать доступу на товарные рынки остальных операторов сотовой связи. Ритейлер может предлагать выгодные условия поставщикам, тем самым вытесняя своих конкурентов».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Учитывая обстоятельства заявления, можно предположить, что по данному факту уже в ближайшее время будет произведено расследование. Вероятность того, что продавцы «Евросети» действуют в соответствии с негласными договоренностями, делая акцент на продуктах «Вымпелкома», достаточно высока. Это подтверждается результатами исследования РОМИР и, естественно, к этому располагает соответствующая структура акционерного капитала ритейлера. Таким образом, основания для исследования данного вопроса уже созданы. Между тем, подобное развитие событий достаточно закономерно, поскольку новым владельцам сбытовых сетей не выгодно допускать использование новоприобретенных активов в качестве площадки для продвижения конкурентов в среде профильного бизнеса. Негативным фактом можно считать то, что данный процесс начался слишком рано, не оставляя возможности рынку развиться таким образом, чтобы предотвратить возникновение олигополии».
Дмитрий Морозов, менеджер практики С&HT
A.T. Kearney
«Преференции» в ритейле существовали всегда. В салонах связи рекомендовали того оператора, кто платил больший бонус. И часто это были МТС. Думаю, что ФАС будет нечего предъявить «Евросети». Результаты Mystery Shoping в суд не принесешь, а до тех пор, пока в магазинах «Евросети» продаются контракты не только «Би Лайна», но и «Мегафона» (а в регионах еще и Tele2, СМАРТС, U-Tel, «Мотив» и пр.) по единым для операторов условиям мультибрендовость будет соблюдена. Любопытно, что условие сохранения мультибрендовасти было выдвинуто только в отношении «Евросети». Активы, приобретаемые МТС, таких ограничений не имеют и скоро будут «перекрашены» под единый красно-белый бренд. В этих условиях МТС вполне могут себе позволить расторгнуть соглашение с «Евросетью» и не ощутить никаких препятствий в доступе на товарные рынки».