14 апреля '09
Количество интернет-пользователей в России выросло до 50 млн человек
Владимир Путин на встрече с депутатами в Госдуме озвучил количество интернет-пользователей. Оно достигло 50 млн человек. Путин считает, что это количество представляет собой прорыв, который очень важен для строительства информационного общества в России. По данным премьер-министра, в 2007 году Интернетом пользовались около 35 млн человек. Путин не назвал организацию, на чью статистику опираются представленные им цифры. По материалам Минкомсвязи, около 25 млн россиян пользовалось сетью в 2006 году, в 2008 году эта цифра увеличилась до 47 млн человек, это на 34,3% больше, чем годом ранее. Фонд «Общественное мнение» предоставляет другие статистические данные. За шесть месяцев 2008 года Интернетом пользовались 34,4 млн человек при условии, что хотя бы раз за полугодие россияне посещали сеть. Однако в эти данные не включены дети, 75% которых использует Интернет. Исследование Минкомсвязи охватывает всех пользователей, включая детей, почту и школу.
Аналитики считают, что рост базы пользователей Интернета в 2008 году обозначен такими факторами, как заинтересованность населения, высокий спрос на услугу со стороны пользователей и активное развитие рынка провайдеров. Мнения экспертов по поводу роста количества пользователей сетью в 2009 году разделились. Часть их считает, что база расширится до 38-42 млн человек. Одним из факторов увеличения спроса в этой связи становится рост безработицы, когда население все чаще вынуждено обращаться за информацией в Интернет, а также ростом молодежной аудитории. Другая часть прогнозирует уменьшение количества пользователей сетью в силу того, что в условиях кризиса Интернет – потребность не первой необходимости. В частности, доходы населения будут падать в прямой пропорции со спросом на услугу.
Аналитики сходятся во мнении, что технологическое отставание в регионах, неравномерность распространения интернет-услуги не может говорить о его массовой доступности. В этой связи возникают важные проблемы, которые стоит решить регулятору и игрокам рынка. Во-первых, необходимо устранить монопольное положение региональных провайдеров, это, в свою очередь, приведет к конкуренции и удешевлению услуги, во-вторых – усовершенствовать техническую базу для увеличения скорости передачи трафика.
Эксклюзивные комментарии:
Константин Анкилов, директор по проектам
iKS-Consulting
«Разночтения возникают, потому что используются различные методики подсчета количества пользователей. Учитывая школу и пункты коллективного пользования, число интернет-пользователей, действительно, должно оказаться на уровне 50 млн. Строительство сетей ШПД в столице и регионах привело к удвоению базы в 2008 году. Абонентская база широкополосного доступа составляет 9 млн, уровень проникновения - 17%. Однако за этими цифрами стоит большая географическая неравномерность: в Москве выделенный доступ есть более чем в половине домохозяйств, а в регионах к сетям ШПД подключена лишь каждая восьмая семья. Ситуация в крупных городах улучшается довольно быстро, даже в кризисном 2009 году рост абонентов продолжится, но не превысит 20%. Как следствие каждая пятая семья будет пользоваться интернет-услугами по итогам 2009 года. Важным является еще и то, что для большей части населения широкополосный доступ недоступен, а также во многих регионах невелика скорость передачи данных - «быстрый» интернет-доступ просто слишком дорог. С этой точки зрения предстоит проделать большую работу».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Темпы роста количества интернет-пользователей в России, действительно, значительны. Такие результаты обусловлены ростом количества персональных компьютеров в российских семьях, развитием соответствующей инфраструктуры. Основным условием развития информационного общества в России можно считать интерес со стороны населения, спрос. О его наличии говорит развитие рынка провайдеров, которые регулярно расширяют предложение. При оценке количества интернет-пользователей в России следует учитывать серьезное распространение соответствующих технологий в среде молодежи практически во всех крупных городах, а также интерес к сети со стороны безработных, количество которых растет. В условиях нынешнего кризиса свое внимание на дополнительные возможности по получению информации, которая может помочь в вопросах трудоустройства обращают даже те граждане, которые ранее не прибегали к подобным средствам в силу различных обстоятельств. При учете данных факторов нынешнее количество пользователей сети Интернет может быть установлено в диапазоне 38-42 млн. По итогам 2009 года вероятен рост до 49-53 млн пользователей. Существенным фактором будет являться снижение внимания государства к данной отрасли в условиях кризиса».
Марина Анисимова, пресс-секретарь
«Рамблер Медиа»
«Действительно, согласно последним статистическим данным, аудитория русскоязычных пользователей Интернета активно растет. Недавно RuМетрика публиковала результаты итоговых отчетов ФОМ о численности аудитории Интернета последних лет, которые демонстрируют стабильный рост количества пользователей, бывающих в сети от одного раза в полгода до раза (и более) в сутки. Так, за период с конца 2002 года месячная аудитория сети выросла в 4,65 раз (с 6 до 28 млн), недельная – в 6 раз (с 4 до 24 млн), суточная – в 8 раз (с 2 млн в 2002 до 16 млн человек на конец 2008 года). К началу 2009 года месячная интернет-аудитория составила 28% всего взрослого населения страны. Полугодовая аудитория сети осенью 2008 года насчитывала 30% жителей России. Специалисты ФОМ утверждают, что в течение 2009 года полугодовая аудитория среди взрослого населения может вырасти до 34% (против 30% осенью 2008-го). И это вполне реалистичный прогноз. Возможности для увеличения интернет-аудитории в нашей стране есть: растет молодежная аудитория, все больше учащихся пользуются доступом в сеть из образовательных учреждений; широкополосный Интернет (в том числе домашний) в нашей стране становится все боле массовым: если год назад им пользовались около сорока процентов жителей страны, имеющих доступ в сеть, то на сегодняшний день их уже половина; связь дешевеет и становится более качественной, растет проникновение Интернета в регионы. О своих планах начать пользоваться Интернетом в рамках проведенных опросов уже заявили 3,5% населения».
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
«Мне кажется, что количество пользователей Интернета на порядок меньше, чем озвучено. Здесь может стоять вопрос в методике подсчета. Темпы роста объясняются активным продвижением на рынке услуг «Комстар-ОТС» и дочек «Связьинвеста». Прирост базы пользователей в год составляет 60-70%. Большая часть традиционных операторов связи уперлась в потолок своего развития из-за продвижения услуг телефонии. Им необходимо выходить на рынки новых услуг. Так, они начали предоставлять интернет-услуги на технологии DSL. Это обусловило темпы роста абонентской базы, и, в первую очередь, это касается регионов. В Москве и Санкт-Петербурге рынок перенасыщен. Однако мы прогнозируем, что успех 2008 года вряд ли повторится в 2009 году: кризис вносит свои коррективы. Для многих Интернет является новой услугой, темпы роста будут снижаться, т.к. падает доходность населения, особенно в регионах, где уровень цен не соответствует московским. Кроме того, в условиях кризиса операторы не пойдут на снижение тарифов».
Владимир Кашицин, руководитель отдела ПНПО «Интернет»
Национальный фонд подготовки кадров
«По моей оценке, в 2008 году использование ресурсов сети Интернет в России увеличилось на 5-10% в основном только за счет роста количества персональных «домашних» компьютеров и недорогих нетбуков пользователей – физических лиц. По данным недавнего исследования «Яндекс», увеличение составило не более 4%, и то, за счет регионов. Как известно, в Москве и Санкт-Петербурге количество пользователей сети уже давно стабилизировалась и составляет чуть больше 50%. Расчеты подтверждаются результатами ряда исследований, которые говорят, что в прошлом году доля пользователей, выходящих в Интернет из дома, превысила 70%. Но даже этот всплеск является одним из последних, если не изменится тарифная политика отрасли. Так, показатель «доступности безлимитного Интернета 512 Кбит/сек» составляет сегодня в среднем по России порядка 1000 руб., что в 10 раз выше цен в Москве. Поэтому нельзя сказать, что технологическое развитие отрасли обеспечило «равные» возможности доступа в Интернет для граждан России. Распространение широкополосного доступа в Интернет во многих регионах, особенно на востоке, тормозит монополия региональных провайдеров. На Дальнем Востоке ОАО «Дальсвязь» предлагает доступ на скорости 256 Кбит/с больше чем за 5000 рублей в месяц! Плюс, конечно, магистральные операторы не хотят увеличивать капитальные затраты на обработку растущего трафика - цена за магистрали не уменьшается».