14 апреля '09
Конфликт МТС и «Евросети» может перейти в судебное русло
Руководство МТС намерено взыскать долг перед оператором с «Евросети». Компания направила руководству «Евросети» уведомление, согласно которому общий долг ритейлера на текущий момент составляет 1,1 млрд руб. Из них 500 млн руб. – сумма задолженности по авансовому финансированию, осуществленному МТС в 2008 году, 325 млн руб. – долг по приему абонентских платежей и 270 млн руб. – по реализации предоставленных телефонов iPhone. В свою очередь, «Евросеть» выступила с ответным иском на сумму $740 млн, которые не выплатил оператор за оказанные ранее услуги, прописанные в дилерском договоре. Дальнейшее развитие конфликтной ситуации может привести к судебному разбирательству.
Напомним, что летом 2008 года стороны заключили дилерское соглашение, в рамках которого ритейлеру был предоставлен авансовый платеж в размере 700 млн руб. Руководство МТС говорит о возможности досудебного решения вопроса. Однако эксперты считают, что поставленные МТС условия являются весьма жесткими. Срок на перечисление средств по авансовому платежу, установленный оператором, составляет 5 рабочих дней с момента получения уведомлений. По истечении этого периода времени, будет назначен штраф в размере 25% от суммы долга, и МТС будут вправе требовать срочного погашения по задолженности. Что касается выплат по абонентским платежам и реализации телефонов iPhone, они должны быть осуществлены немедленно в день получения уведомлений. За каждый календарный день просрочки с «Евросети» будет взыскана неустойка в размере 0,5% от общей суммы. Таким образом, долг перед оператором за неделю может возрасти на 1,6 млн руб.
Изначально, претензии МТС к ритейлеру оценивались в 420 млн руб., однако «Евросеть» не осуществила выплаты в установленные сроки. В ходе развития конфликта был аннулирован в одностороннем порядке дилерский договор по продвижению услуг оператора, а 4 апреля был прекращен прием платежей от абонентов оператора в салонах «Евросети». В свою очередь, руководство «Евросети» заявило об ответных претензиях к МТС по невыполнению оплаты услуг, прописанных в договоре между сторонами. Сумма долга МТС, по оценке «Евросети», составляет $740 млн.
Полностью разорвав договоренность с «Евросетью», МТС рискуют терять значительные средства по подключениям и дальнейшим платежам от абонентов. На настоящий момент, около 13% подключений по тарифным планам МТС осуществляются через «Евросеть», около 3% абонентских платежей проходят через кассы ритейлера.
Аналитики считают возможным перерастание в судебное разбирательство развивающегося конфликта между МТС и «Евросетью». Ранее обе стороны заключили дилерское соглашение, которое может послужить основанием к началу юридического урегулирования вопроса. Однако не все условия, выдвинутые руководством МТС, представляются комментаторам реалистичными. Эксперты сходятся во мнении, что оператор собирается использовать возникшие разногласия в целях борьбы с конкурентами и продвижения компании на рынке услуг сотовой связи за счет того, что претензии сторон придаются широкой огласке всеми СМИ.
Аналитики считают, что пока рано судить о возможном развитии конфликта. Его урегулирование может вполне произойти в досудебном порядке. Однако у МТС есть основания для обращения в суд, а именно: зафиксированные в договоре взаимные обязательства сторон, часть из которых не была выполнена. На деле, от затянувшейся конфликтной ситуации пострадали, прежде всего, абоненты МТС, которые не могут больше осуществлять платежи в салонах «Евросети» и заключать новые договоры подключения к сети оператора.
Эксклюзивные комментарии:
Родион Юрьев, руководитель
«Юридическое бюро Юрьева»
Родион Юрьев, руководитель «Юридического бюро Юрьева», считает, что основания для обращения в суд обусловлены пунктами существующего договора: «Возможность перехода конфликта из «медийной» в судебную стадию обуславливается, в первую очередь, юридическими возможностями сторон, описанными в их договорах. Если между участниками спора был договор, предусматривающий оказание услуг и перечисление денежных средств с соответствующими штрафными санкциями за неисполнение обязательств, то, скорее всего, последует обращение в суд с иском о взыскании. В то же время необходимо отметить, что заявление о том, что в один день будут начислены санкции в размере 25% на сумму долга вряд ли реалистично, т.к. традиционно суды снижают размер неустойки до разумных пределов, пользуясь полномочиями, предоставленными ст. 333 ГК РФ. Поэтому МТС могут рассчитывать на взыскание основной суммы долга, но не всей суммы процентов на него. Что касается требований «Евросети», то они слишком неопределенные, чтобы можно было бы о них что-либо сказать. Если услуги действительно были заказаны, оказывались (то есть имеются акты об оказании услуг) и до сих пор не оплачены, то есть все основания для взыскания. Если же не все эти требования соблюдены, «Евросети» остается рассчитывать только на мирные договоренности сторон. В то же время, по опыту ведения дел, связанных с электронным учетом поставляемых товаров (работ, услуг), могу отметить, что неразвитость системы электронного учета, отсутствие централизованного хранения первичных документов и несистематизированность архивов позволяют иногда уменьшать суммы исков, основанных на таких доказательствах в несколько раз. Действительно, МТС должны доказать, что некие потребители перечислили на его счет деньги, а «Евросеть» и именно «Евросеть» эти деньги приняла. Конечно, это вопрос доказывания, но мне представляется, что МТС придется немало потрудиться, чтобы подтвердить каждый произведенный платеж за 2008 год, каковых может оказаться несколько миллионов».
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик
Mobile Research Group
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, говорит, что МТС используют конфликт для борьбы с конкурентами: «Дело, скорее всего, дойдет до суда. Конфликт явно спровоцирован МТС, чтобы поднять информационную шумиху вокруг «Евросети», а также косвенно создать проблемы непосредственному конкуренту в лице «Вымпелкома». В условиях экономического кризиса операторы выбирали сходные стратегии поведения: изменение тарифных планов в сторону повышения цен на все услуги. Используя этот скандал, МТС хотят обратить особое внимание общественности именно на недостатки конкурентов. Можно проследить, как развивались отношения оператора и ритейлера. В 2008 году «Евросеть» являлась основным партнером МТС. 45% договоров с абонентами, заключенными через «Евросеть» приходились на этого оператора. Далее последовал публичный отказ от сотрудничества со стороны руководства МТС, а в апреле и отказ от приема платежей абонентов в салонах «Евросети». Кроме того, был расторгнут дилерский контракт с требованием возврата авансовых вложений. На данный момент возможно как судебное, так и внесудебное урегулирование конфликта. До настоящего времени в прессе освещались претензии только одной стороны – МТС. Называемая сумма долга, скорее всего, является завышенной. Я считаю, что МТС продолжат усиливать напряжение вокруг скандала с «Евросетью», пытаясь извлечь из ситуации максимальную выгоду. Однако подобная компания не кажется мне очень успешной. Прежде всего, абоненты видят в ней только минусы: стало сложнее оплачивать мобильные услуги. Недовольство по этому поводу, несомненно, будет связываться с сотовым оператором».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий», полагает, что конфликт МТС с «Евросетью» стал возможен после покупки оператором ряда ритейлеров: «Честно говоря, конфликт между этими двумя компаниями уже прилично всем надоел, из одной и другой компании приходят пачками релизы, которые показывают, какой плохой их бывший партнер, при этом забывая, что в проблемах всегда виноваты обе стороны, пусть и с разными долями. Мне кажется, все это можно было решить в простом порядке, не вынося сор из избы, а не придумывать какие-то нереальные доводы о прохождении платежей в течение недель и месяцев от «Евросети» в МТС. Очевидно, что МТС не решились на такой шаг раньше, когда у них не было своих точек продаж, а сейчас, когда компания купила «Эльдорадо», «Телефон.ру» и открыла свои точки, тем самым достигнув планки в 2400. Это позволило оператору войти в тройку крупнейших сетей и не опасаться падения продаж. С другой стороны, МТС понимали, что после подписания договора между «Мегафоном» и «Евросетью», последняя будет продвигать МТС по остаточному принципу, что не могло МТС устраивать. В любом случае, я уверен, что общественности и СМИ нет необходимости знать, кто, сколько и кому должен, а вот отсутствие возможности оплатить связь там, где человек привык это делать, это плохо. Я думаю, что все решится в досудебном порядке, и стороны придут к пониманию».