10 апреля '09

«Скай Линк» ищет партнеров для строительства сетей

«Скай Линк» намеревается привлечь партнеров для строительства GSM-сетей в Москве и регионах, предполагая в дальнейшем предоставить их в пользование виртуальных сотовых операторов (MVNO). Глава «Скай Линк» Гульнара Хасьянова заявила, что переговоры с потенциальными партнерами уже ведутся, информация по ним пока не разглашается.
Руководство компании «Скай Линк» обратилось в Роскомназдзор по вопросу продления сроков действия лицензий на развертывание сетей сотовой связи стандарта GSM. В октябре 2007 года компания получила GSM-лицензии в 5 федеральных округах РФ, и по некоторым из них срок действия истекает в конце 2009 года. Запланированное строительство и ввод в эксплуатацию сетей формата GSM в настоящее время на начальном этапе. Руководство компании оценивает требующиеся инвестиции в $250 млн при осуществлении проекта на минимальной по масштабу территории и в $800 млн при запуске проекта в полном объеме. В ситуации мирового экономического кризиса руководство «Скай Линк» не рассчитывает на возможность привлечения прямых банковских инвестиций или использования долговых инструментов.
Аналитики сомневаются в успешном осуществлении проекта строительства сетей формата GSM c последующим предоставлением их в пользование виртуальным сотовым операторам. В настоящее время компания располагает лицензиями связи стандарта GSM в 45 регионах РФ, и на развертывание полномасштабной сети компании потребуется сумма, равная $800 млн. Комментаторы отмечают, что руководство компании объективно оценивает требующиеся инвестиции, учитывая два варианта продвижения проекта: на всей лицензионной территории или, сначала, в минимальных масштабах. Во втором случае, требуемые инвестиции составят около $250 млн. При сложном финансовом положении компании «Скай Линк» поиск потенциальных партнеров в лице MNVO-операторов является ожидаемой перспективой. В частности, в их числе могут оказаться компании-ритейлеры.
Эксперты отмечают, что поиск и привлечение потенциальных партнеров для строительства сетей стандарта GSM в лице виртуальных сотовых операторов, заявленные руководством компании «Скай Линк», могут оказаться весьма сложными в условиях экономического кризиса. Они также считают, что преимущество в осуществлении MNVO-проектов сохраняется за «большой тройкой». Однако аналитики полагают, что «Скай Линк» может принять стратегию продажи GSM-лицензий заинтересованным компаниям, в ряду которых выступает Tele2. Параллельно они отмечают, что продажа лицензий в условиях современной ситуации в экономике по адекватным ценам также является непростой задачей.


Эксклюзивные комментарии:

Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»

«Я скептически отношусь к подобным начинаниям «Скай Линк» по нескольким причинам. Во-первых, для реализации масштабного проекта компании необходимо располагать реальными финансовыми средствами. Насколько мне известно, положение «Скай Линк» сейчас не такое хорошее, у компании много долгов. Без глобальных инвестиций, учитывая долговые обязательства, напряжение, в котором и так находится компания, возрастет. Дополнительно инвестировать в проект без привлечения активов извне вряд ли возможно для «Скай Линк» в настоящее время. В целом могу сказать, что и компания, и рынок в целом находятся не в лучшей форме. Что касается MVNO, то сама по себе такая форма связи в России мало представлена. Существующих сейчас операторов можно пересчитать по пальцам: прежде всего, это «Евросеть» и «Ашан», работающий на базе МТС. Даже при уже готовой сети возникает вопрос о целесообразности использования дополнительной инфраструктуры. Преимущество все равно сохраняется за «большой тройкой», так как у входящих в нее компаний больше зона покрытия и, соответственно, выше качество связи и уровень обслуживания абонентов. Компания «Скай Линк» изначально ориентировалась на другой стандарт связи: в Москве сеть развивалась на базе стандарта CDMA, а GSM, на мой взгляд, вообще не является ее полем деятельности. Возникают большие сомнения, сможет ли руководство «Скай Линк» реализовать эти планы и будет ли их проект пользоваться успехом в дальнейшем. Однако по заявленным инвестициям могу сказать, что цифры являются адекватными, в этом главе компании возразить нельзя».



Надежда Голубева, аналитик по телекоммуникациям
ЗАО «ЮниКредит Атон»

«Мне пока трудно понять, кто именно будет готов проинвестировать в проект в ситуации острого дефицита средств. В более далекой перспективе потенциальными инвесторами могли бы быть ритейлеры. Общий требуемый объем инвестиций «Скай Линк» я оцениваю в сумму порядка $300 млн. Пока трудно говорить об успешности проекта - понятно, что «Скай Линк» будет выступать нишевым операторов, и сейчас, насколько я понимаю, оператор активно занимается выбором стратегии своего позиционирования на рынке».



Олеся Власова, аналитик по телекоммуникациям
ФК «УралСиб»

Олеся Власова, аналитик по телекоммуникациям ФК «УралСиб», считает, что у компании «Скай Линк» есть два варианта ведения проекта сотовых сетей стандарта GSM: «На развертывание полномасштабной сети в 45 регионах «Скай Линк» потребуется 600-$800 млн. Примерно столько, по нашим оценкам, составляет долг оператора. Таким образом, в отсутствие собственных средств у «Скай Линк» есть 2 варианта развития GSM-бизнеса: привлечение стратегического партнера либо продажа лицензий крупному заинтересованному игроку (например, Теле2). Учитывая высокую конкуренцию со стороны «большой тройки» и региональных операторов (особенно в Поволжье и на Урале), второй вариант был бы предпочтителен. Однако наличие реальных покупателей на рынке сейчас под вопросом».



Евгений Соломатин, директор по развитию
ЗАО «Коминфо Консалтинг»

«Целесообразность проекта MVNO и его будущее будет зависеть от наличия двух банальных вещей: бизнес-модели, выгодной как «Скай Линк», так и потенциальному партнеру, а также наличия инвестиций под такую модель. Несмотря на насыщенность рынка сотовой связи в России, на нем остается много «неохваченных» групп потребителей: неохваченных либо конкретным оператором, либо конкретной услугой, либо мобильной связью вообще. Мотиваций для создания MVNO, как минимум, две: либо найти такую группу и выйти на нее с «первым» предложением, либо дать дополнительную «симку» тем, кто уже пользуется мобильным телефоном, но «неправильно». Во втором случае, фактически, предлагается новый тарифный план, связанный с новым брендом, живущим рядом с брендом оператора. На заре развития рынка, появление MVNO было способом ускорить темпы проникновения мобильной связи, MVNO открыто конкурировали с брендами мобильных операторов. На мой взгляд, в России такой мотивации уже практически нет. Но есть много раскрученных брендов, например, ритейловых, FMCG и т.д., которые будут использовать MVNO как способ (1) повышения лояльности, (2) регистрации и анализа профиля собственных потребителей, (3) повышения доходности основного бизнеса за счет стимулирующих акций (например, «купи сосиску и получи 10 минут разговора по цене 1 коп.»). Такие игроки готовы будут продавать услуги связи практически по себестоимости - так как для них это неосновной бизнес. А базовый оператор получит свои деньги за счет роста трафика. Вообще говоря, если нет скидок за купленные «сосиски», то даже не надо «городить» MVNO, ведь МТС просто вывели на рынок брендированный тарифный план «Ашан» (к взаимному удовольствию с соответствующей ритейловой сетью). Таким образом, спрос на услуги «Скай Линк», безусловно, будет. Бизнес-модели есть. Причем его партнерам далеко не всегда нужно федеральное присутствие, наоборот, со «Скай Линк» будет проще договориться в конкретных регионах. Вопрос о наличии финансирования решаемый - мне известно про, как минимум, три инициативы, а после первого успешного бизнес-кейса спрос только вырастет








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов