7 апреля '09

Совет Федерации не утвердил закон о деятельности платежных систем

Совет Федерации не утвердил закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Сначала комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению во главе с его председателем Дмитрием Ананьевым одобрил проект, однако посоветовал членам СФ не принимать поправки, а также закон «О банках и банковской деятельности». В результате законопроект о деятельности платежных систем не был и вовсе утвержден. Отметим, что ранее он был принят Государственной Думой.
По инструкции «Центробанка» прием платежей должен осуществляться только при наличии договора агента с банком. Следует отметить, что только 5% компаний, которые обладают терминалами, имеют соглашения с банками. Законопроект включал такие положения, как необходимость установки фискальных систем на терминалы и банкоматы. Это нововведение сталкивается с массой трудностей. В частности, это мера потребует значительных средств, в то время как около 30% банкоматов технологически не подготовлены к установке дополнительных аппаратов. Особое внимание глава комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению обратил на необходимость введения административной и уголовной ответственности лицам, которые принимают платежи. Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков, выступил с предложением об обязательной регистрации платежных агентов в Центробанке. Кроме того, компании должны открывать счета в банке для приема платежей. Такой подход, по мнению инициатора этой идеи, сможет упрочить систему государственного контроля и позволит защищать права потребителей. Стоит отметить, что присутствие контрольно-кассовой техники прописано в законе «О применении контрольно-кассовой техники», однако не предусмотрено в инструкцией «Центробанка».
Аналитики считают, что представители правительства отклонили законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в виду непроработанности отдельных положений. Эксперты говорят о том, что платежная система должна более жестко регулироваться. Однако в этой связи возникает трудность: при введении ограничительных мер платежные системы потеряют свою эластичность, и, как следствие, свою рентабельность, что может привести к исчезновению данной услуги с рынка.
Комментаторы опасаются, что если не будут введены дополнительные ограничительные меры к закону, то рост налоговых злоупотреблений со стороны игроков рынка, в частности, представителей малого бизнеса, может продолжиться. С другой стороны, новые ужесточенные правила могут спровоцировать рост платежной комиссии, а это, в свою очередь, негативном образом скажется на конечном пользователе.


Эксклюзивные комментарии:

Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

«Решение Совета Федерации представляется нам следствием опасений, что поспешное принятие подобного законопроекта может вызвать волну пока плохо «просчитанных» последствий. В первую очередь, большие объемы денежных средств могут оказаться за пределами банковской системы страны, что невыгодно с экономической точки зрения самим банкам и чревато непредсказуемыми последствиями с политической точки зрения для государства. И если со стороны сенаторов, среди которых присутствуют действующие банкиры, отклонение проекта может выглядеть как боязнь упустить выгоду своего бизнеса (при этом при нежелании идти на дополнительные расходы - переоборудование банкоматов), то со стороны государства в целом действительно неприемлем выход существенной части денежных потоков из поля зрения. В этом плане рынок платежных систем, конечно, будет регулироваться жестче. Однако все платежные системы имеют высокую эластичность по фактору удобства использования. При появлении малейшего дополнительного барьера, этапа, процедуры привлекательность системы грозит резко упасть, сделав ее нерентабельной. А это уже, в свою очередь, способно затормозить развитие в стране определенных видов услуг. Простым и очевидным способом регулирования рынка платежных систем нам видится введение ограничений на типы осуществляемых таким образом операций и, возможно, их объемов».



Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Отклонение поправок в законопроект - шаг вполне оправданный со стороны государства. Поскольку платежные агенты имеют дело с наличными платежами, то здесь возникает вопрос об уходе от налогообложения. Соответственно, в этой связи необходимо принимать жесткие меры по усилению контроля над деятельностью компаний. Кроме того, ужесточение правил для игроков рынка может привести к увеличению комиссии за стоимость услуг для конечного потребителя. Злоупотребления со стороны мелких игроков, конечно, могут иметь место. Крупные игроки вряд ли пойдут на это, поэтому усиливать контроль нужно за мелкими компаниями».



Сергей Карыхалин, начальник аналитического отдела
ИГ «КапиталЪ»

«Тема очень сложная и обсуждается довольно давно - по всей видимости, различные заинтересованные стороны пока так и не смогли разработать устраивающий всех вариант. На мой взгляд, эта тема, безусловно, требует дальнейшей проработки, а рынок приема платежей должен регулироваться более жестко, т.к. сейчас там полная неразбериха. Я думаю, что возможно найти компромисс, который устроит всех. Самое главное, чтобы в результате принятых решений не пострадали потребители».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов