6 апреля '09
Правительство Норвегии вмешалось в конфликт Altimo и Telenor
Российские судебные приставы передали в министерство юстиции и полиции Норвегии документ, в котором содержится сообщение о начале исполнительного производства в отношении компании Telenor. Норвежское ведомство планировало направить документы в окружной суд Осло. Однако таких действий не последовало. Представители компании Farimex утверждают, что правительство Норвегии умышленно удерживает документы, тем самым косвенно вмешивается в спор Altimo и Telenor, чтобы не дать ход исполнения судебного решения. Кроме того, руководство Farimex обвиняет правительство Норвегии в нарушении «Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам», т.к. королевское министерство юстиции и полиции Норвегии является центральным органом, который обязан принимать просьбы о вручении документов, поступающие из договорившихся государств, в числе которых состоит Россия.
Напомним, что 29,9% акций, которые принадлежали норвежскому холдингу Telenor, были арестованы по причине неисполнения решения омского суда о выплате ущерба сотовому оператору «Вымпелком» в размере $1,7 млрд. Представители «Вымпелкома» обратились в суд с обвинениями в адрес Telenor, который препятствовал компании выйти на рынок Украины. Первоначально сумма ущерба была оценена в $2,8 млрд. После обращения Telenor с апелляцией в Восьмой омский арбитражный суд штраф был уменьшен до $1,7 млрд. На данный момент времени норвежский холдинг может решить проблему без потери части актива в «Вымпелкоме», заплатив предписанный штраф или предоставив в суде поручительство от головной компании. В этом случае суд может остановить на время исполнение предписания.
Аналитики считают, что преждевременные выводы по поводу преднамеренного удерживания документов о начале исполнительного производства по иску Altimo к Telenor делать нельзя. Так, например, документы могут просто не соответствовать стандартам делопроизводства в Норвегии. В частности, окружной суд Осло мог оказаться не тем судом, который должен вручать Telenor документ. Кроме того, по конвенции государство-участник имеет право производить вручение документов в соответствии со своей нормативной базой. Комментаторы полагают, что неисполнение предписания российского суда о взыскании штрафа со стороны норвежского холдинга выгодно российской стороне, т.к. арестованные акции «Вымпелкома», принадлежащие Telenor, могут перейти компании Altimo, которой было бы выгодно разделить активы на собственных условиях. В случае если норвежское правительство не имеет уважительных причин для задержки документов, то можно говорить о предумышленном вмешательстве правительства Норвегии в дела двух хозяйствующих субъектов. Если Telenor не заплатит штраф, то акции будут выставлены на конкурс. Именно поэтому на акции «Вымпелкома» был наложен арест, т.к. они выступают в роли гаранта выплаты по иску.
Эксперты говорят о том, что российское судопроизводство в глазах европейских коллег вызывает долю недоверия, в виду своей ангажированности. Комментаторы считают, что с участниками Евросоюза такая история вряд ли могла случиться. В свою очередь, они полагают, что норвежское правительство может использовать бюрократические придирки для того, чтобы дать время Telenor для какого-то ответного шага в адрес российской компании Altimo.
Эксклюзивные комментарии:
Максим Столяров, адвокат
Коллегия адвокатов «Князев и партнеры»
«Однозначно утверждать, что норвежское правительство вмешивается в спор хозяйствующих субъектов, нельзя. Оно может удерживать документ о возбуждении исполнительного производства по уважительной причине. Например, если окружной суд Осло оказался не тем судом, который должен направлять должнику документ. Либо документ оказался без необходимых приложений и пр. Если причины задержки неуважительны, тогда можно утверждать, что государство вмешивается в спор хозяйствующих субъектов. Однако правительству Норвегии нет смысла удерживать документы, поскольку на сумму долга каждый день начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами. И чем дольше будут удерживаться документы, тем большую сумму заплатит Telenor. Документы необходимо передавать в Норвегии, если местом нахождения должника является Норвегия, и должник не имеет представительства в России. Видимо, Telenor Russia формально является не представительством, а просто дочерней компанией, а потому передача документа через нее невозможна. Арест акций Telenor в «Вымпелкоме» свидетельствует об убежденности арбитражного суда в том, что долги не будут выплачены без ареста акций. И если Telenor, действительно, не сможет погасить задолженность, приставы вправе будут реализовать акции на торгах. При этом необязательно, что их приобретет взыскатель – кто-то другой может предложить большую цену. Однако в процессе исполнительного производства возможно мировое соглашение, по которому Telenor расплатится акциями «Вымпелкома» именно со взыскателем».
Евгений Жилин, ассоциированный партнер
Юридическая фирма ЮСТ
«Задержка с исполнением поручения судебного пристава в сложившейся ситуации была вполне предсказуемой. Однако я бы не стал спешить с обвинениями государственных органов Норвегии в нарушении международных обязательств по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов. Процедура вручения таких документов не так проста, как может показаться. Во-первых, конвенция оставляет каждому государству-участнику право производить вручение документов в соответствии со своим законодательством. Вполне возможно, что все происходящее «укладывается» в рамки норвежского права. Во-вторых, как и всякая аналогичная процедура, вручение за рубежом официальных документов «страдает» весьма изрядными формальностями. Например, запрашиваемое государство может потребовать предоставление перевода документа на национальный язык, либо устранения неточностей в переводе. Возможно также, что для исполнения поручения российскими судебными приставами было представлено недостаточное количество экземпляров документа. Наконец, запрашиваемое государство всегда вправе провести проверку того, насколько исполнение запроса может нанести ущерб его суверенитету и безопасности (в том числе, безопасности экономической). В последнем случае в исполнении запроса в соответствии с конвенцией вообще может быть отказано. Необходимость вручения документов за рубежом обусловлена тем, что юридический адрес должника (Telenor) расположен за рубежом. Вместе с тем не вполне понятно, почему направляемые судебными приставами документы не могут быть доставлены по адресу представительства Telenor в России. Стратегия Telenor понятна: компании хотелось бы как можно дольше оттянуть процедуру реализации арестованных акций, тем более что их рыночная цена сейчас близка к минимальным значениям. Более того, от Telenor стоит ожидать совершения дальнейших действий, направленных на приостановление исполнительного производства. В этой ситуации судебным приставам необходимо будет проявить изрядную настойчивость и изобретательность в выборе средств и способов направления должнику уведомлений и документов».
Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»
«Причины задержки вручения исполнительных документов могут быть самыми разными, в том числе какие-то недостатки самих документов, поступивших из России. Если же формальных причин нет, то подобную задержку можно назвать нарушением конвенции в пользу Telenor. Возможна ситуация, когда норвежский Минюст, используя несущественные придирки к документам или затягивая бюрократическое прохождение документов, дает для чего-то время Telenor. Если бы речь шла о решении не российского суда, а какого-нибудь суда из стран Евросоюза, то наверняка бы подобных задержек не было. В Норвегии же и не только на 100% уверены в небеспристрастности, ангажированности российского правосудия. Telenor является норвежской компанией и судебное решение о взыскании с Telenor денежных средств должно исполняться в Норвегии. Если же в Норвегии решение исполнено не будет, то тогда истец вправе обращать взыскание на имущество должника. Поэтому, чтобы обратить взыскание на акции «Вымпелкома», необходимо, чтобы не были исполнены исполнительные документы о взыскании денежных средств. Поскольку конструктивное, партнерское сосуществование Altimo и Telenor, трудно представить, то можно предположить, что все действия Altimo так или иначе направлено на то, чтобы склонить к разделу активов на своих условиях».