2 апреля '09
«ПетерСтар» опубликовал результаты деятельности за 2008 год
Оператор «ПетерСтар» опубликовал результаты своей деятельности за 2008 год. Выручка компании составила порядка 2,8 млрд руб., что на 9% превышает аналогичный показатель 2007 года. Чистая прибыль оператора сократилась на 15% до 727,7 млн руб. Согласно отчету за 2008 год, «ПетерСтар» не учитывал результаты дочерних компаний при подсчете выручки и чистой прибыли. Показатель рентабельности компании составил 27%. «ПетерСтар» входит в группу компаний «Синтерра», осуществляя свою деятельность в Северо-Западном федеральном округе России.
Основной объем выручки, порядка 40%, был получен оператором за счет предоставления услуг доступа в Интернет и передачи данных. По данным услугам выручка выросла на 28%. В общем объеме выручки бизнес-телефония составила 26%, а межоператорские услуги 11%. Более половины контрактов «ПетерСтара» составляют корпоративные клиенты.
В 2008 году «ПетерСтар» расширил свой бизнес за счет контрактов с крупными корпоративными структурами. Оператор запустил сеть передачи данных для объединения филиалов «Райффайзенбанка», расширил сеть банкоматов и организовал передачу данных для «Внешторгбанка». В прошлом году услугами оператора также воспользовались Государственный Эрмитаж, Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербургский государственный университет.
«ПетерСтар» в 2008 году осуществлял сделки по покупке независимых компаний. Оператор приобрел у частных инвесторов компании «Газинтернет» и «Евро-Телеком», оказывающих услуги на территории Калининграда. В июле 2008 года «ПетерСтар» приобрел северо-западного оператора «ТД-Телеком», в октябре - интернет-провайдера «Инар».
Экономический кризис повлиял на инвестиционные планы компании. Финансирование проекта по развертыванию WiMAX-сетей частично перенесено с 2008 на 2009 год. «ПетерСтар» предполагал построить 23 мини WiMAX-сети в городах с населением менее 100 тыс. человек. Далее, планировалась разворачивание WiMAX-сетей во всех округах СЗФО, где «ПетерСтар» предоставляет свои услуги.
Эксперты оценивают результаты деятельности «ПетерСтара» за 2008 год как весьма высокие, но напоминают, что влияние кризиса в 2008 году не было слишком ощутимо. Эффективность бизнеса и управленческого потенциала оператора можно будет оценить уже в этом году. На сегодняшний день «ПетерСтар» представляет собой достаточно устойчивую компанию с хорошими перспективами бизнеса. Компания заявила о повышении компенсаций для своих сотрудников, что в сегодняшней ситуации может стать серьезным стимулом к дальнейшему укреплению позиций оператора на рынке СЗФО.
Эксперты сходятся во мнении, что отрицательным моментом для компании может стать сокращение расходов на инвестиционную деятельность по достаточно интересным проектам. Перенос сроков может затормозить развитие компании, но основной бизнес от этого не пострадает. Положительную оценку получило объединение «ПетерСтара» с группой «Синтерра», которая оказала оператору поддержку для заключения крупных контрактов с государственными компаниями и учреждениями.
Эксклюзивные комментарии:
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Зная ситуацию изнутри региона, я бы не сказал, что кризис как-то серьезно сказался на планах «ПетерСтара». Может быть, где-то будут сдвинуты сроки, но основные свои тренды компания оставит. «ПетерСтар» в прошлом году решил сконцентрироваться на работе во всем СЗФО, для этого он достаточно много инвестировал в строительство ВОЛС, а также организацию филиалов, в том числе через приобретенные активы. Учитывая, что на сегодня 70% всей выручки в СЗФО приходится на Санкт-Петербург, и то, что проникновение услуг в регионах заметно меньше, может позволить оператору получить хорошую долю на рынке в среднесрочной перспективе. Ведь надо еще построить где-то собственные сети, а вместе с тем увеличить долю региональной выручки в общих показателях деятельности компании. К тому же, компания по-прежнему является лидером в сегменте b2b в Санкт-Петербурге, и выход на больший простор должен помочь ей развиваться еще более продуктивно. По сути, кроме СЗТ на территории СЗФО нет структуры, которая действует на территории всего субъекта федерации, можно лишь рассматривать «Би Лайн» и несколько местных игроков в каждом из регионов, но предложив хорошие тарифные планы, компания сможет хорошо выйти на рынок».
Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»
«Снижение чистой прибыли, очевидно, является следствием снижения операционной рентабельности, которую в компании объясняют повышением зарплат. В последние два года из «ПетерСтара» уходили опытные сотрудники в немалой степени из-за того, что зарплаты в «ПетерСтаре» были ниже, чем у конкурентов. Фактически «ПетерСтар» был кузницей кадров для более крупных компаний. Чтобы переломить эту тенденцию была существенно пересмотрена компенсационная политика. В краткосрочном периоде эффект на финансовую отчетность оказался негативным, но собственно изменения не были нацелены на краткосрочный эффект. Посмотрим как будет развиваться ситуация в этом году. К сожалению, полноформатная отчетность не была опубликована, поэтому о влияниях прочих факторов можно только догадываться. Скорее всего, негативным фактором стала региональная экспансия компании и связанные с этим издержки. Однако и здесь стоит отметить, что негативный эффект этого фактора может иметь краткосрочный характер, т.к. предполагается, что в будущем затраты на региональные активы окупят себя. Говорить об успешности борьбы компании с кризисом невозможно без обладания полной отчетностью ЗАО «ПетерСтар», так что по этому вопросу для меня ясности нет. Перспективы в пост-кризисный период будут непосредственно связаны с тем, как компания переживет кризис. Поэтому ответственно заявлять о будущем «ПетерСтара» не имею возможности. Неизвестен даже уровень долга компании. При этом ситуация, скорее всего, не трагична, т.к. компания 26 марта погасила в срок годичный кредит от ВТБ на сумму 300 млн руб., что говорит об адекватной финансовой дисциплине даже в условиях кризиса».
Татьяна Толмачева, директор по стратегическому развитию бизнеса
CISCO
«Я считаю, что в 2008 году влияние кризиса на деятельность «ПетерСтара» было минимальным. По итогам 2009 можно будет судить о том, как компания работает в сложной экономической ситуации. Основные доходы оператора приходятся на корпоративный сегмент. Следовательно, можно говорить о том, что этот год будет для компании достаточно тяжелым. С другой стороны, такие услуги как предоставление доступа в Интернет и организация сетей для передачи данных будут активно развиваться и в условиях кризиса, что позволит компании достаточно уверенно себя чувствовать. На рынке межоператорских услуг тенденция роста еще выше, чем на рынке конечных пользователей, и это тоже окажет значимую поддержку компании, как и наличие своих собственных магистральных. Объединение «ПетерСтара» с «Синтеррой» в 2008 году оказало положительное влияние на компанию, так как «Синтерра» поддержало развитие проектов, связанных с предоставлением услуг государственным организациям. «ПетерСтар» - достаточно крепкий актив с хорошей историей и широкой клиентской базой. Это поможет компании пережить кризис более уверенно, чем компаниям с высокой долей инвестиций в развитие бизнеса с нуля. Перенос сроков реализации инвестпроктов, я думаю, будет как минимум на 2011 год».