31 марта '09

Белорусские МТС отказались от сотрудничества с «Евросетью»

Контракт, заключенный между ритейлером «Евросеть» и белорусским ООО «МТС», расторгнут. 49% белорусского оператора принадлежит российским МТС, 51% - Белоруссии. Инициатором разрыва отношений выступили МТС, сославшись на слабые продажи контрактов оператора через «Евросеть». Продажи контрактов белорусских МТС через «Евросеть» составляли порядка 9%, но в начале этого года упали до 5%. Начиная с 12 марта поставки sim-карт в офисы белорусской «Евросети» прекратились.
«Евросеть», со своей стороны, заявляет о том, что МТС намеренно ограничивают продажи своих контрактов через те салоны «Евросети», которые находятся в непосредственной близости от монобрендовых салонов оператора. Ритейлер настроен на возобновление переговоров и видит в произошедшем локальное недопонимание.
«Евросеть» располагает в Белоруссии 71 салоном связи, российский конкурент «Связной» - 69. У МТС салонов значительно больше, порядка 670, доля компании на рынке Белоруссии по числу абонентов составляет 52%. Несмотря на то, что «Евросеть» в октябре 2008 года приобрел «Вымпелком», ритейлер, в соответствии с условием ФАС, обязан обеспечить равный доступ к продажам контрактов сторонними операторами связи. Это правило не распространяется на территорию Белоруссии, хотя, с другой стороны, «Вымпелком» не предоставляет услуг связи на территории этого государства.
Эксперты приходят к выводу, что отказ от сотрудничества со стороны МТС более невыгоден для «Евросети», которая теряет вознаграждение за подключенных абонентов. МТС же без особых трудностей продолжат продавать свои контракты через сеть собственных монобрендовых магазинов. Возобновление сотрудничества в сегодняшних условиях маловероятно, так как несет в себе дополнительные затраты для МТС, которым сейчас это невыгодно в силу не самой хорошей экономической ситуации. С другой стороны, «Евросеть» стремится выполнять условия всех заключенных контрактов и работает на рынке весьма эффективно. Отказ МТС от сотрудничества скажется на объемах продаж МТС, и заставит оператора осуществлять более агрессивную маркетинговую стратегию на территории Белоруссии.
Эксперты также полагают, что на отношения оператора и ритейлера повлиял факт принадлежности «Евросети» «Вымпелкому» - одному из конкурентов МТС. В условиях, когда каждый оператор «большой тройки» пытается обеспечить уровень продаж контрактов за счет собственных сил, соглашения о сотрудничестве с другими ритейлерами приносят лишь дополнительные затраты и тормозят развитие сетей самих операторов. В стратегической перспективе такие схемы работы невыгодны, поэтому в последнее время отказ сотовых компаний от услуг независимых ритейлеров закономерен.


Эксклюзивные комментарии:

Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»

«В данном случае за упущенную выгоду стоит переживать «Евросети», потому что размер премии за подключение абонента превышал количество сопоставимых подключений. Большинство точек продаж «Евросети» находится рядом с собственными центрами обслуживания МТС, что не позволяло салонам МТС сконцентрироваться на собственном развитии. Смысла содержать два салона рядом друг с другом нет. По всей видимости, МТС остановились на варианте развития собственной сети. Тем более, что излишняя конкуренция между МТС и «Евросетью» могла отразиться на количестве подключений. Я думаю, что договориться о возобновлении отношений не удастся. Претензии со стороны МТС носят формальный характер. По сути, отказ от услуг стороннего ритейлера - это часть генеральной программы МТС по оптимизации своих затрат. МТС не скрывают, что сделали ставку на развитие своей сети в условиях сокращения издержек из-за финансового кризиса. Способствовать развитию «Евросети» для МТС невыгодно, а работать себе в убыток оператор не собирается».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«От разрыва отношений всегда страдают обе стороны, но, как правило, всегда можно найти консенсус. В Белоруссии еще действуют принципы размещения салонов, которые в России были 3-5 лет назад, когда салоны должны были быть не ближе 200 метров друг от друга. А это весьма затрудняет процесс организации продаж. Вообще, при всех проблемах, «Евросеть» всегда считалась очень добросовестным партнером, способным обеспечить нужный уровень продаж. Мне кажется, что здесь увязаны еще процессы перехода дилеров под операторов, которые происходят в России. С другой стороны, МТС и так хорошо представлены в стране, что позволит не терять в продажах контрактов».



Михаил Алексеев, управляющий партнер
АС&М Consulting

«Схемы сотрудничества между независимыми ритейлерами и операторами не показали своей эффективности на рынке. Судя по всему, именно поэтому операторы «большой тройки» в России занялись скупкой таких компаний для создания собственного ритейла. Это выгодно как в плане продаж, так и в плане контроля. Костяк сотовых операторов сейчас определяет правила игры в сотовом ритейле, поэтому возможен политический вариант разрыва отношений между «Евросетью» и МТС. Ведь «Евросеть» контролирует «Вымпелком», а это может не нравиться МТС».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов