26 марта '09
«Мегафон» отказался от покупки «Цифрограда»
Оператор мобильной связи «Мегафон» отказался от покупки сотового ритейлера «Цифроград». Стороны не смогли прийти к соглашению по ключевым условиям сделки. Общая долговая нагрузка «Цифрограда» составляет порядка $120 млн.
Ранее, «Мегафон» сообщал о том, что является владельцем одной акции «Цифрограда», которая дает оператору преимущественное право на покупку ритейлера, если акционеры решат продать компанию. В феврале 2009 года «Мегафон» согласовал с ФАС покупку 100% акций «Цифрограда» и заявил о намерении приобрести 49% акций ритейлера за $10 млн. Бывшие владельцы сети, в зависимости от результатов операционной деятельности компании, должны были получить бонус, либо заплатить штрафные санкции в соответствии с условиями специального соглашения. Сделка близилась к завершению, «Цифрограду» оставалось только уладить вопросы с дебиторской задолженностью. На этом этапе все переговоры были приостановлены.
После этого на заседаниях совета директоров оператора обсуждались вопросы, связанные с развитием ритейла. По имеющийся информации, «Мегафон» решил пока развивать собственную розничную сеть в одиночку, хотя и не исключает сделок по покупке уже действующих сетей. На данный момент у «Мегафона» порядка 1500 собственных салонов и бренд-шопов.
«Мегафон» - последний оператор «большой тройки», который не приобрел ни одного из существующих независимых сотовых ритейлеров, хотя постоянно делал попытки для осуществления подобных сделок. В конце 2008 года «Мегафон» был готов заключить опционное соглашение, предусматривающее покупку пакета в сотовом ритейлере Dixis. Но соглашение так и не было подписано. В отличие от «Мегафона» «Вымпелком» заключил сделку по покупке 49,9% «Евросети», а МТС приобрели пакет в «Телефон.ру» и готовятся к осуществлению сделки по покупке сети салонов «Эльдорадо».
Эксперты говорят о том, что «Мегафон» занял выжидательную позицию по отношению к покупкам в сотовом ритейле. Проанализировав ситуацию, и опоздав с покупкой наиболее привлекательных активов, оператор решил сделать ставку на собственную розницу. Такой шаг связан с завышенными ценами на подобного рода активы (из-за повышенного интереса со стороны «большой тройки»), и стандартной для такого бизнеса в России высокой долговой нагрузкой ритейлеров, которые с момента образования развивались исключительно за счет заемных средств.
Эксперты рассматривают «Цифроград» как последний привлекательный актив в сотовом ритейле, и говорят о том, что сеть все равно рано или поздно будет продана. С другой стороны, «Мегафон» может вернуться к переговорам в зависимости от того, как будет меняться ситуация на рынке в 2009 году. Возможно, данные действия «Мегафона» являются попыткой снизить цену ритейлера, хотя существует и вариант того, что оператор полностью сосредоточится на собственной сети.
Эксклюзивные комментарии:
Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»
«Отказ от покупки «Цифрограда» может быть результатом более глубокого анализа последствий приобретений и пересмотра планов компании в среднесрочной перспективе. Причинами отказа могут служить и пересмотр инвестиционной политики компании, и новые приоритеты в деятельности, и ужесточение кредитной политики. В ситуации дорогих заемных средств и неопределенности завершения кризиса, есть смысл лишний раз задуматься, а, собственно, какой экономический эффект даст приобретение? Ведь эффект в ближайший год от приобретения сомнителен. Скорее всего, в свое время желание приобрести «Цифроград» явилось результатом ажиотажного спроса со стороны всей «большой тройки» перед началом кризиса, и в тех реалиях выстраивание вертикальных структур себя оправдывало. Текущая ситуация диктует дополнительное взвешивание затрат и выстраивание новых приоритетов для выполнения первоочередных задач. Учитывая, что стороны не сошлись в условиях сделки, расторжение является логичным. Что касается состояния «Цифрограда», то, по всей видимости, долговая нагрузка компании будет увеличиваться, т.к. обслуживание долга в условиях стагнации рынка сотового ритейла будет затруднительным. Насколько известно, совет директоров «Мегафона» утвердил стратегию развития сотовой розницы: за полтора года оператор планирует выстроить монобрендовую сеть, потратив до $200 млн. Сопоставим с этими цифрами $150 млн за чистый долг «Цифрограда» и преимущество очевидно. Хороших активов, выставленных на продажу, на рынке сотового ритейла не осталось, поэтому «Мегафон» будет в ближайшей перспективе испытывать существенные сложности с точки зрения подключения абонентов, зато через год-полтора (да и кризис завершится) у него будет отлаженная собственная розничная сеть. Что касается будущего «Цифрограда», то, вполне вероятно, его ожидает участь «Связного». Так как из вероятных покупателей на сеть можно назвать только «большую тройку», становится понятно, что будущее «Цифрограда» не определено».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Мегафону» не очень везет. Dixis разорился, «Цифроград» также не является привлекательным активом, так как его франчайзинговая система не отлажена. Учитывая, что покупать больше некого, «Мегафон» будет развивать сеть самостоятельно. На первых порах это скажется на уменьшении числа подключений. Но в долгосрочной перспективе сократит расходы на премирование дилеров».
Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting
«Я думаю, что в итоге «Цифроград» все-таки купят. Хотя «Мегафон» и принял решение о развитии собственной розницы, это не помешает ему через какое-то время вернуться к вопросу приобретения активов в сотовом ритейле. Сейчас у «Мегафона» своя концепция, которая, судя по всему, стала результатом анализа приобретений конкурентов. В течение года я не исключаю покупок активов со стороны «Мегафона». Сделка с «Цифроградом» не состоялось, по всей видимости, из-за того, что стороны не договорились по цене за актив. К тому же, у «Цифрограда» имеется достаточно большая долговая нагрузка. «Цифроград» - это последний актив в сотовом ритейле, который может заинтересовать кого-то из крупных игроков».