26 марта '09
АФК «Система» инвестирует в индийский проект
Индийская компания Shyam Sistema Teleservices, подконтрольная российской АФК «Система», осуществила запуск своей сети в нескольких штатах страны. Теперь сеть Shyam, помимо Раджастана работает в штате Тамил-Наду и Керала. Строительство сетей и инфраструктуры происходит в соответствии с ранее намеченным стратегическим планом компании.В Индии также появился бренд МТС, продвигаемый Shyam. Бренд используется в рамках франчайзингового соглашения между МТС и Shyam, начиная с конца марта. Помимо этого, Shyam планирует ввести в эксплуатацию сотовые сети на территории Западной и Северо-Восточной Бенгалии уже в первом квартале 2009 года. Компания Shyam получила лицензии на предоставлении услуг мобильной связи стандарта CDMA в 22 штатах Индии в 2008 году.В Правительстве РФ на рассмотрении находится вопрос о поддержке проекта АФК «Система» в Индии. В проекте поправок к бюджету на 2009 год заложено 23,73 млрд руб. на покупку пакета в индийском активе «Системы».
Эксперты отмечают неоднозначную привлекательность индийского рынка для сотовых операторов и проектов в этой сфере. С одной стороны, сотовые компании привлекает низкий уровень проникновения связи при огромном количестве населения, что может обеспечить экстенсивное развитие в течение длительного времени без дополнительных вложений в инновационные сервисы и агрессивный маркетинг. С другой стороны, в силу специфики страны, показатель ARPU на одного абонента достаточно низок, а конкуренция на рынке наоборот – высока.
Эксперты также говорят о том, что планы Правительства РФ инвестировать средства в индийской рынок, в партнерстве с АФК «Система», находятся под сомнением из-за неопределенности с экономической ситуацией в России. А сама «Система» имеет достаточно высокую долговую нагрузку, исходя из чего, перспективы развития проекта в Индии не имеют четко очерченной перспективы. Возможно, «Система» готова находиться в состоянии ожидания, чтобы на выходе из кризиса занять место на одном из самых перспективных рынков планеты.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«На мой взгляд, зря «Система» зашла на этот рынок. Распространено мнение, что индийский рынок очень привлекателен для инвестиций. Около 300 млн абонентов при населении, превышающем 1 млрд человек. Уровень проникновения не так высок, а новых абонентов можно подключать еще много лет. Но стоит учитывать, что именно существующие 300 млн – это жители крупных городов, которые и являются целевой группой сотовых операторов. Тот, кому это было нужно, уже подключились, и проникновение в целевую аудиторию приблизилось к 100%. Конечно, может быть, что «Система» возьмет пример с западных операторов, которые в Бангладеш продают один телефон на целую деревню и получают от этого какой-то результат, учитывая плотность населения. Для «Системы», при сегодняшних условиях, подходят только нишевые проекты в Индии. Надо также учитывать, что на рынке мобильной связи в Индии очень высокая конкуренция и очень низкий показатель ARPU на абонента. Я считаю, что возможен вариант, при котором сейчас действия «Системы» направлены на повышение стоимости бизнеса, а стратегическая цель состоит в продаже через некоторое время лицензий одному из крупных игроков».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Инвестиции такого рода в условиях кризиса оправданы, поскольку в Индии сохраняется значительный спрос на услуги сотовой связи. Вероятность получения достаточно быстрого финансового результата также присутствует, поскольку рассматриваемый рынок далек от насыщения. Соответственно, успех будет зависеть от гибкой ценовой политики и маркетинга. Показатель ARPU в Индии установлен в диапазоне $5-7, что вполне соответствует запросам предприятия, рассчитывающего на стабильные поступления. Срок окупаемости данного проекта в условиях нынешней экономической конъюнктуры, а также при учете региональной специфики рынка может составить 4-7 лет».
Ренат Салихов, отраслевой аналитик
«То, что Shyam запускает сеть в этом году, не означает, что инвестиции в строительство и запуск сети были осуществлены в период кризиса. Скорее всего, средства были выделены в прошлом году до начала кризиса, а тогда и прогнозы, и экономическая ситуация были совсем другие. В принципе, можно заявить о запуске сети и с одной базовой станцией, и отчитаться, что график ввода сетей выполняется. Нельзя точно сказать, сколько денег вложено в строительство, какой производитель оборудования и так далее. С другой стороны, реализовывать проект на этапе строительства сети в период кризиса наиболее эффективно. Цены на оборудование значительно снизились, также подешевела рабочая сила. Сейчас можно снизить прогнозируемые ранее капзатраты и построить качественную сеть, а после кризиса заняться маркетингом и разработкой целевых услуг».