18 февраля '09

№22 Телеком-слухи и комментарии. Выпуск №4

«Не успевают»

 

Слух 1. По информации ряда источников, в Правительстве РФ озабочены судьбой ряда важных проектов, находящихся в ведении Минкомсвязи РФ. Речь, в частности, идет об изменении сроков внедрения в РФ закрытого плана нумерации для местных телефонных соединений, использования новых префиксов при международных и междугородных вызовах, а также перехода на использование единого номера «112» для доступа к экстренным оперативным службам. Как сообщали СМИ, в конце декабря глава ведомства Игорь Щеголев объявил о переносе сроков по внедрению указанных изменений до 2010 года. Сотрудники Аппарата Правительства РФ, пожелавшие остаться неназванными, отмечают, что перенос сроков без видимых причин объясняется неспособностью Минкомсвязи РФ реализовать проекты в срок, что не может вызывать тревоги.

Большинство экспертов считают этот слух малодостоверным, поскольку причины переноса указанных проектов вполне понятны и уже были озвучены участниками рынка: низкий уровень цифровизации сети, масштабный объем работ и финансовой нагрузки на операторов связи.
Основные усилия министерства, по мнению аналитиков, связаны с разработкой телекоммуникационной стратегии и работой группы экспертов по вопросам лицензирования деятельности операторов. Экономический кризис заставляет внимательнее относиться к активам «Связьинвеста» - особенно в части рефинансирования их короткого долга. Поэтому вопрос о новых префиксах и закрытом плане нумерации может не являться приоритетным.
«Министр Щеголев лишь совсем недавно приступил к своим обязанностям, -отмечают эксперты. - Сроки выполнения проектов назначались другими лицами, поэтому неудивительно, что по определенным вопросам они были перенесены».
Ряд аналитиков видят в распространении такого рода слухов элементы аппаратно-конкурентной борьбы: «В дискредитации команды Щеголева могут быть заинтересованы представители предыдущей команды либо отельные участники рынка».

«Удушат рублем?»

Слух 2. На интернет-компании может возрасти налоговая нагрузка. Она будет дифференцированной, а преследуемая цель заключается в контроле над информационным полем в сети и над интернетизацией страны в целом.

Часть экспертов вероятность такого развития событий оценивают как близкую к нулю: «Интернет-компании облагаются налогом на общих основаниях, без каких-либо льгот. Вводить новый налоговый режим для относительно небольшого рынка никто не будет, тем более, что такой шаг вызовет резко отрицательный резонанс, а власти во время кризиса в этом совсем не заинтересованы».
При этом высказывается сомнение в том, как соотносится налоговая нагрузка и контроль над информационным полем – «для этого есть другие достаточно эффективные инструменты, которые уже работают».
Однако некоторые участники рынка осведомлены о планируемых мерах. Концепция нового налога подразумевает введение единого налога на вмененное имущество и доход от электронной экономической деятельности. На первом этапе предполагается ввести единый налог, заменяющий НДС, налог на прибыль и на имущество – с прогрессивной шкалой налоговых ставок. В настоящее время значительная часть может использовать упрощенную систему налогообложения, позволяющую работать в двух формах: либо платить единый налог в размере 6% от суммы выручки, либо платить налог по ставке 15% от разницы между доходами и расходами. Положительное влияние дифференцированной налоговой схемы для интернет-компаний неоднозначно - как для компаний, так и государства. Введение нового, специального налогового режима может усложнить систему налогов. Прогрессивная шкала нового налога усложнит его учет и администрирование. Ввиду чего возникают подозрения о дополнительных причинах, одна из которых – контроль торгового оборота через Интернет посредством навязывания новой схемы, поскольку она навязывает необходимость раскрытия подробной информации о деятельности компании: оборот, использование оборудования.
Также отдельные аналитики считают вполне реальным сценарий, когда государство серьезно усилит контроль над Интернетом, который стал уже настолько серьезным медийным источником, что не может оставаться бесконтрольным. По некоторым данным, «Единая Россия» рассматривает предложения реализации так называемого «Госнета» (или GovNet), вход в который будет только по индивидуальным идентификаторам. В дальнейшем, если не вдаваться в детали, этот самый «Госнет» может для многих заменить свободный Интернет.
«Если усиление налоговой нагрузки на интернет-компании будет когда-то воплощено в жизнь, то не в ближайшем будущем», - считает анонимный эксперт. «Для интернетизации страны, (а это, действительно, приоритетная задача для правительства на текущей стадии развития Интернета в России) нужны стимулирующие меры, а ужесточение фискальной политики к таким мерам отнести никак нельзя».

«По ком звонят в Бишкеке?»

Слух 3. В Киргизии «на останках» компании Bitel, спор вокруг которой вели структуры МТС и Altimo, создается новая компания сотовой связи - «О!». Запуск сети О! ожидается в первой половине 2009. В дальнейшем сеть, скорее всего, будет продана МТС (бренд, легко преобразуемый в яйцо, выбран неслучайно). На рынке Киргизии уже работают Sky Mobile (Bitel), подконтрольный «Вымпелкому» и «Мегаком», аффилированный с «Мегафоном».

«Для МТС повторный выход на рынок Киргизии все еще интересен – в стране высокий потенциал роста проникновения, - считают эксперты. Первый негативный опыт – еще не повод отказываться от развития в регионе. С учетом специфики страны, местные игроки вполне могут создавать новый актив под перепродажу МТС. Особого внимания заслуживает внимание предприятий к брендиноговым аспектам, что позволяет говорить о соответствующем мировому уровню корпоративному развитию. Выбор марки позволяет определить, что покупателем новой сети будет именно МТС. Опоздание не критично, поскольку ситуация на данном рынке в целом нестабильна».
Другого мнения придерживаются аналитики, считающие, что суды по поводу определения права собственности на Bitel еще не закончены и МТС будет до последнего пытаться отстоять свою собственность в суде.
Из СМИ известно, рассказывают эксперты, что кыргызский оператор Bitel вернулся к работе под новым именем - «Нуртелеком», с июля месяца компания тестирует сети связи в самой населенной области Киргизии, Чуйской долине и по предварительным данным компании удалось получить лицензию GSM-лицензию. Вполне возможно, что во второй половине года оператор выйдет на рынок под брендом «О!». Предположительно, логотип будет выглядит так: белая буква на красном фоне, что до боли напоминает «Яйцо» МТС. Дело о незаконном отборе Bitel у МТС еще не закончено, в ноябре прошлого года суд о. Мэн удовлетворил требования МТС о возмещении убытков в связи с захватом киргизского оператора Bitel. МТС не смерился с утратой. Разбирательства по этому делу будут продолжаться. Вполне возможен исход с передачей Bitel обратно МТС, о чем косвенно свидетельствует сходство логотипов.

«Оператор! Веди учет!»

Слух 4. По некоторым данным, в ближайшее время со стороны фискальных органов могут появиться претензии к целому ряду крупных компаний-операторов связи в связи с активно применяемым резким занижением объемов оказанных услуг по пропуску трафика (местное и зоновое завершение вызова). Повременной учет такого рода услуг, как правило, не ведется вообще. Имеет место нарушение Постановления Правительства РФ 161.

«Местное и зоновое завершение вызова - прямой доход операторов. Соответственно, занижение объема данных услуг означает занижение (точнее, даже «отказ») от доходов, что явно не в интересах операторов. Они стараются по максимуму перейти на точный учет трафика», - удивляются аналитики.

 

«Если компании не выполняют Постановление Правительства РФ, то правильно будет навести порядок и добиться правильного учета трафика. Но доказать что-то будет очень сложно, так что вряд ли какие-то серьезные санкции могут быть предъявлены», - считают эксперты.
«Обычно пострадавшими в данной ситуации выступают региональные игроки - альтернативные операторы фиксированной связи, - делится соображениями неназванный аналитик. Обидчиками - МРК и сотовые компании. Сейчас под патронажем замминистра Наума Мардера идет работа группы экспертов по внесению изменений в закон «О связи», возможно, что эта проблема была озвучена еще раз в рамках рабочих встреч. Хотя и сами альтернативные операторы могли обратиться в ФНС с обоснованной просьбой проверить деятельность крупных игроков».
Эксперты считают, что «массовых расстрелов» не будет - наблюдающаяся правоприменительная практика убеждает в том, что будут наказаны 1-2 самых злостных нарушителя. Остальным будет дано время одуматься.
 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов