17 марта '09

Одна акция «Связного» передана «Вымпелкому»

В собственность «Вымпелкома» передана одна акция компании «Связной», принадлежащая ее владельцу – Максиму Ноготкову. Акция передана в качестве залога в связи с заключением эксклюзивного маркетингового соглашения между «Вымпелкомом» и «Связным». В соответствии с маркетинговым соглашением, «Связной» взял на себя обязательства ежегодно продавать 4,8 млн контрактов «Вымпелкома» в течение трех лет. Сотовый оператор, со своей стороны, выплатит $300 млн «Связному» за продажу своих контрактов.
Акция, переданная Максимом Ноготковым в «Вымпелком» дает преимущественное право на покупку ритейлера сотовым оператором в случае неисполнения обязательств. В рамках маркетингового соглашения «Связной» будет ежегодно получать по $100,8 млн, что составляет $21 за абонента. Вознаграждение за объем продаж в 2009 году ритейлер уже получил.
В марте 2009 года о соглашении с ритейлером уже заявляли МТС. В этом случае контракт с сотовым оператором подразумевал переход в МТС команды менеджеров «Связного», а также бизнес-процессов и ИТ-решений ритейлера. В 2008 году «Связной», по собственным данным компании, реализовал 5,1 млн SIM-карт операторов сотовой связи, в 2007 году - 4,5 млн.
По мнения экспертов, «Вымпелком» не намерен реализовывать преимущественное право на покупку «Связного». Данная мера свидетельствует о желании сотого оператора застраховать себя от возможных рисков неисполнения обязательств со стороны ритейлера. По всей видимости, считают эксперты, Максим Ноготков не намерен продавать компанию, и старается максимально эффективно использовать сложившуюся ситуацию, работая с различными операторами. С другой стороны, условия соглашения подразумевают достаточно активную маркетинговую стратегию со стороны «Связного», что свидетельствует о желании компании развиваться и во время кризиса.
Эксперты неоднозначно относятся к возможностям ритейлера по выполнению условий маркетингового соглашения. В ситуации спада потребительского спроса и снижения благосостояния населения будет достаточно трудно реализовать продажу такого количества контрактов. Впрочем, «Связной», в условиях кризиса, демонстрирует стратегическое видение будущего, и, по всей видимости, хочет на выходе из кризиса оказаться одним из лидеров сотового ритейла в России.


Эксклюзивные комментарии:

Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

«По сути, речь идет о том, что «Связной» обязуется продавать только контракты «Вымпелкома»; доля других операторов не превысит нескольких процентов, т.е. их контракты будут представлены в магазинах сети лишь номинально. При таком подходе шанс выполнить контракт есть, хотя он потребует дополнительных маркетинговых усилий как от ритейлера, так и от оператора. Такого рода дополнительные затраты, очевидно, предполагают и большее вознаграждение – «Связной» будет получать за подключение примерно в два раза выше среднерыночного уровня. Впрочем, использование «Вымпелкомом» преимущественного права выкупа в ближайшие годы маловероятно. Как минимум, для этого Ноготков должен решить продать компанию, а он, судя по всему, стремится сохранить этот актив. Получение акции, вероятно, является страховочным механизмом – «Вымпелком» не хочет, чтобы мощный генератор новых абонентов перешел в руки одного из конкурентов».



Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»

«Согласно данным консалтинговой компании J'son & Partners, на 1 февраля 2009 г. количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 189,9 млн. Уровень проникновения сотовой связи в целом по России достиг 134%, а в московском регионе составил 184%. В связи с таким высоким уровнем проникновения ежегодная продажа почти 5 млн контрактов «Вымпелкома» возможна лишь в случае достаточно высокого уровня оттока клиентской базы, или привязки новых тарифных акций к новым контрактам. На мой взгляд, задача достаточно сложная, почти невыполнимая. Согласно нашим прогнозным расчетам, выручка на 1 абонента в 2008 г. составляла около $160. Даже с учетом прогнозируемого падения количества минут в 2009 г. на пользователя (MOU), и с учетом подключения новых абонентов в течение всего года (подключенные в начале года принесут больше выручки, чем подключенные в конце года - в среднем $49 в год на вновь подключенного) вознаграждение является соизмеримым с выручкой на абонента. Не думаю, что «Вымпелком» воспользуется преимущественным правом выкупа, так как логичнее вначале было бы завершить сделку с «Евросетью». Да и долговая нагрузка в условиях кризиса ликвидности заставит компанию взвесить все за и против, прежде чем принять решение. Кроме того, консолидация в финансовой отчетности результатов сотового ритейлера приведет к падению показателей рентабельности, что очень болезненно воспринимается инвесторами, и в конечном итоге может отразиться на капитализации компании. К сожалению, в сложившейся ситуации на российском рынке, сохранить независимость будет крайне сложно. Появилась стойкая тенденция к выстраиванию вертикального сотового бизнеса, думаю, в ближайшем будущем - продажа сотового телефона будет жестко привязана к конкретному контракту, как на Западе».



Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting

«Я считаю сумму вознаграждения за такой объем новых контрактов вполне адекватной. «Вымпелком» заключил соглашение на очень выгодных для себя условиях. Думаю, обе стороны получат свои дивиденды от сделки. Конечно, в условиях кризиса реализовать условия соглашения будет сложно, хотя и реально. Скорее всего, маркетинговая стратегия «Связного» будет построена на переманивании абонентов у конкурентов. Показатель оттока клиентской базы в России очень высокий, это и позволит «Связному» выстроить свою работу с «Вымпелкомом». Помимо этого, будет развиваться направление продаж дополнительных контрактов, таких как, например, интернет-модемы. «Вымпелком», скорее всего, не будет пользоваться правом преимущественного выкупа «Связного», сейчас оператору не до этого. С другой стороны, «Связной», в качестве независимого игрока на рынке сотового ритейла, может вполне эффективно существовать, при условии, что не случится каких-то экстраординарных событий. По крайней мере, сейчас позиция топ-менеджмента ритейлера именно такая».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов