13 марта '09

«Беталинк» просит признать себя банкротом

Сотовый ритейлер «Беталинк» подал заявление в арбитражный суд Москвы с просьбой признать себя банкротом. «Беталинк» - первая компания в своей сфере, которая выступила с подобным заявлением. Общий долг компании составляет $160 млн. Помимо этого, порядка $23,5 млн требует в судебном порядке от компании сотовый оператор МТС, недавно разорвавший с «Беталинком» франчайзинговое соглашение. Соглашение было заключено в октябре 2008 года. Согласно условиям соглашения «Беталинк» брал на себя обязательства по переводу всех своих салонов под бренд МТС, и отказывался от продаж контрактов других операторов. МТС со своей стороны должны были платить ежемесячный фиксированный платеж «Беталинку», а также предоставить кредит в размере 840,7 млн руб. на развитие сети. Уже в феврале 2009 года МТС разорвали соглашение о партнерстве с «Беталинком» и подали заявление в суд о возврате долга.
Заявление о банкротстве зарегистрировано в картотеке дел арбитражного суда Москвы 6 марта этого года от имени ЗАО «Бета Линк».
На данный момент большинство салонов сотовой связи «Беталинка» закрыто. В соответствии с законом о банкротстве, первоочередными для удовлетворения считаются обязательства, возникшие из-за причинения вреда жизни и здоровью, во второй очереди - оплата труда по авторским и трудовым договорам, в третьей - налоги и обязательные платежи в бюджет, а в четвертой - все остальные требования.
Схожие проблемы сейчас испытывает другой сотовый ритейлер – Dixis. Еще недавно компания была четвертой по величине на рынке. В ноябре 2008 года Dixis купил «Альфа-банк». После этого было создано новое юридическое лицо, куда предполагалось перевести весь бизнес ритейлера. Но менеджмент компании не смог решить свои финансовые вопросы с кредиторами и на начало этого года из 700 салонов связи у Dixis осталось всего 20.
Эксперты подтверждают сложную финансовую ситуацию «Беталинка». Компания развивалась за счет заемных средств. В условиях спада покупательской способности с одной стороны, и удорожания оборудования, в силу девальвации национальной валюты, с другой стороны, «Беталинк» оказался в безвыходной ситуации. Результатом такого положения дел стало заявление о банкротстве. «Беталинк», для спасения своего бизнеса, мог быть куплен кем-то из сотовых операторов. Отсутствие такой сделки говорит о слабых позициях компании на рынке.
Эксперты также отмечают некоторую неопределенность ситуации с «Беталинком». Во-первых, компания не публикует свою отчетность, и делать выводы относительно реальной задолженности ритейлера сложно. Во-вторых, помимо процедуры банкротства, в российском законодательстве есть множество других вариантов разрешения подобных ситуаций. В любом случае «Беталинк» обратился в арбитражный суд с целью избежать достаточно больших выплат по кредитным обязательствам.


Эксклюзивные комментарии:

Владимир Федорцов, ведущий эксперт
«Внешторгбанк»

«Относительно реальной задолженности «Беталинка» нельзя говорить с уверенностью, потому что компания не публикует свою отчетность. МТС сложно будет получить свои деньги, раз «Беталинк» сам попросил признать себя банкротом. Ведь такой ход – своеобразная защита от кредиторов. Если бы ситуация разворачивалась наоборот, когда МТС подали в суд на «Беталинк» с просьбой признать его банкротом. В этом случае можно было бы назначить конкурсного управляющего или предпринять другие шаги. Банкам и МТС, скорее всего, не достанется ничего. Сложно сказать, правильно ли пошли сотовые операторы, подминая ритейл и беря его под свое крыло. Это в каком-то смысле возврат в прошлое. На заре рынка сотовой связи вся розница была сосредоточена у операторов. Может быть, операторы опасаются, что в результате кризиса будет происходить дальнейшее снижение продаж контрактов и застраховывают себя такими покупками. Возможно, просто скупают остатки по заниженной цене, в надежде потом получить от этого значительную выгоду. Возможно, просто опасаются, что сотового ритейла не останется. Если сотовые операторы будут ориентироваться только на свои салоны, то им сейчас будет сложно сгенерировать нормальный объем выручки. Барьер входа в этот рынок ритейла не очень велик, и после окончания кризиса можно ожидать волны появления новых ритейлеров. Операторы в этом случае будут обладать неоспоримым преимуществом. Вопрос в том, насколько удачно сами операторы выйдут из кризиса, если спад в потребительском сегменте будет продолжаться долго».



Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Основные ритейлеры испытывают трудности в связи с кризисом и падением покупательской способности населения. Все салоны пытаются перейти под крыло сотовых операторов. Происходит смещение в сторону европейской модели, когда операторы начинают напрямую заниматься продажами сотовых телефонов. Если «Беталинк» будет признан банкротом, то часть денег кредиторы смогут вернуть. Скорее всего, компания будет признана банкротом, если не появится инвестор, готовый вложить средства в ее спасение. У «Беталинка» сложилась такая ситуация, что банкротство - это вынужденный шаг».



Оксана Туманова, адвокат
Московская коллегия адвокатов «Князев и партнеры»

«В такой ситуации прогнозы делать практически невозможно. Только арбитражный суд решает, будет компания объявлена банкротом или нет. Хотя существует ряд признаков, по которым можно судить о положении дел. Например, это неспособность должника уплатить налоги в бюджет. Хотя наличие каких-то признаков не всегда приводить к ликвидации юридического лица. Имеются также и другие варианты развития событий. Это процедура конкурсного производства, наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение и другие. Что касается получения денег кредиторами, то, например, если вводится наблюдение, запрещается проводить все взыскания. Кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов