20 февраля '09
Операторы сокращают инвестиции в ШПД
Операторы связи начали сокращать инвестиции в проект по развитию широкополосного доступа в Интернет, а также замораживают программы по строительству дополнительных сетей. Так, оператор «Вымпелком» завершает проекты, которые были приняты ранее, и отказывается от развития новых сетей. В 2008 году компания инвестировала в проекты около $2,7 млрд, на сегодняшний момент размер сокращения капзатрат оператор не называет. Ранее планы компании включали в себя строительство сетей ШПД в 65 городах до окончания 2009 года. К 2010 году сеть должна была охватить 180 городов. На данный момент оператор предоставляет услуги ШПД в 47 городах, в 2009 году ШПД будет работать еще в 10 годах.
Компания «Комстар-ОТС» также не предполагает начинать строительство новых сетей. После того, как оператор усовершенствует сети «Стрим-ТВ» в 12 городах, общее количество городов присутствия приравняется к 70. В частности, региональную экспансию прекращает компания «Акадо». «Национальные кабельные сети» вносят коррективы в планы развития, а также переориентировываются на проекты с быстрым сроком получения прибыли. МРК «Связьинвеста» имеют возможность усилить свои позиции на рынке ШПД, т.к. ШПД является главным направлением в стратегии компании. Кроме того, МРК работают по технологии ADSL в секторе, что дает им преимущество в сокращении капзатрат на прокладку кабеля.
Аналитики считают, что сокращение капитальных и операционных затрат в условиях кризиса – необходимая мера. Эксперты полагают, что основной причиной, послужившей сворачиванию проектов по строительству новых сетей, является не низкий спрос населения на услугу, а увеличение курса доллара, который непосредственно влияет на рост стоимости оборудования для развития новых сетей. В этой связи финансирование проектов будет проведено в минимальной форме. Так, комментаторы прогнозируют объем инвестиций в программы сотовых операторов «Вымпелком» и МТС в размере $2 млрд. Приоритеты компаний будут смещены на сохранение собственной абонентской базы и привлечение новых пользователей услугой ШПД в уже освоенных районах. Аналитики полагают, что в ближайшем будущем произойдет изменение долей на рынке ШПД между операторами связи. Лидерами будут те компании, которые имеют большую зону покрытия.
Эксперты полагают, что конкурентоспособность операторов может пострадать ввиду сокращения инвестпрограмм и замораживания новых проектов. Аналитики считают, что положение на рынке будет зависеть от того, как себя будут позиционировать «дочки» «Связьинвеста». Часть комментаторов уверена, что МРК смогут занять лидирующее положение благодаря использованию ADSL-технологии. Другая часть экспертов говорит о том, что «Связьинвесту» не удастся стать первым оператором в регионах, т.к. качество услуг компании уступает его конкурентам. Также встает вопрос о приобретении модемов для доступа в Интернет. Эта проблема ляжет на плечи либо пользователей, либо на саму компанию, а это, в свою очередь, приведет к дополнительным затратам с обеих сторон.
Эксклюзивные комментарии:
Григорий Бецков, старший консультант
J'son & Partners
«В связи с кризисной ситуацией это вполне правомерное решение. Причина замедления развития даже не столько в падении спроса на услуги, сколько в значительном росте курса доллара, поскольку развитие сетей подразумевает закупку зарубежного телекоммуникационного оборудования (по ценам в долларах). По нашему мнению, основной стратегией большинства игроков рынка ШПД будет удержание собственных абонентов и подключение новых абонентов в уже покрытых районах. Причем практически все игроки в той или иной мере будут снижать операционные затраты (урезание маркетинговых программ, программы развития персонала и т.д.). В связи с резкой сменной стратегий большинства операторов (а, как следствие, и с изменением темпов роста компаний), может произойти изменение долей рынка. Сейчас трудно сказать, как именно поменяются позиции, но очевидно, что преимуществом при прочих равных условиях будут обладать компании с большой территорией покрытия. Кроме того, практически все крупные компании будут сокращать капитальные затраты (в их числе, помимо «Вымпелкома», «Акадо» и «Комстар»). Вполне возможно, что «Связьинвест» сможет упрочить свое позиции на рынке, поскольку технология, используемая компаниями МРК (ADSL), позволяет покрывать большие города без дорогостоящего строительства «последней мили».
Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»
«Снижение капитальных затрат - это необходимость в текущих условиях. По этому поводу достаточно однозначно уже высказались практически все участники рынка. Сотовые операторы (в первую очередь, МТС и «Вымпелком») в течение 2009 г. будут осуществлять инвестиции в минимально необходимых объемах. Этот уровень мы оцениваем для обоих операторов в $2 млрд. При этом стратегии компаний пока кардинальным образом пересматриваться не будут, будут смещаться сроки реализации и снижаться тактические цели. Рынок ШПД остается наиболее привлекательным среди различных телекоммуникационных сегментов в силу своей огромной потенциальной емкости, так что уходить с него не имеет смысла. В более благоприятных условиях при этом оказываются региональные «дочки» «Связьинвеста», на которых в 2009 г. будет резко снижено ценовое давление со стороны прочих операторов. Поэтому конкурентоспособность альтернативных операторов из-за «заморозки» бюджетов развития безусловно пострадает, хотя в конечном итоге все будет зависеть от того, как распорядятся своим шансом МРК. Диспозиция для них выглядит совсем неплохо. Если же к этому добавится рост качества обслуживания клиентов и современные маркетинговые инициативы, то в регионах «Связьинвест» сможет на длительный срок обосноваться в качестве интернет-провайдера №1».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«Решение компаний по сокращению инвестиций в текущих условиях выглядит вполне естественным - свои планы по капитальным вложениям на 40-60% сократили практически все крупные игроки. Это обусловлено как необходимостью аккумулировать средства для рефинансирования задолженности, так и ростом стоимости оборудования, заметная часть которого закупается за валюту. В итоге, сейчас более логично сконцентрироваться на завершении уже начатых проектов, чем проводить новое масштабное строительство, рискуя финансовой устойчивостью. При этом с учетом того, что сокращение бюджетов носило более или менее равномерный характер (оно затронуло и структуры «Связьинвеста»), конкурентоспособность «Вымпелкома» пострадать не должна».
Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Связьинвест» в краткосрочной перспективе имеет наиболее ощутимые преимущества в сегменте широкополосного доступа. Минимальные для этого направления затраты на развитие своего продукта (ADSL доступа) и готовые сети дают возможность захвата и удержания региональных рынков. Но ADSL технологии имеют и целый ряд недостатков, и первый из них - это качество услуг «Связьинвеста», второй - необходимость дополнительных затрат пользователей на приобретение DSL-модемов, которая ляжет либо на капитальные затраты оператора, либо, что еще хуже для захвата рынка, на плечи пользователей. Именно эти недостатки не позволят «Связьинвесту» удержать рынок ШПД в регионах. Другие операторы предлагают своим пользователям множество сопутствующих услуг, в частности, развлекательного характера, мобильность и возможности получения больших массивов данных на более высоких скоростях, чем заявленные в контрактах. Безусловно, агрессивный захват рынка в условиях дефицита средств, который мы сейчас наблюдаем, практически невозможен для частных телекоммуникационных компаний. Но то, что «Связьинвест» получит сейчас, они смогут отвоевать через 2-3 года за счет качества и наличия дополнительных услуг. Кроме того, произойдет осознание потребителями всего спектра возможностей, которых они сейчас лишены без ШПД. «Связьинвест» сейчас своими действиями подготовит почву для своих конкурентов. Затраты же на текущее поддержание проектов и сохранения их в стадии возможности перехода в активную стадию роста для «Вымпелкома» не будут столь велики. Речь идет о примерно пятой части суммы затрат в 2008 г., что составит порядка $600 млн. И эта цифра объясняется, прежде всего, необходимостью сохранения своих конкурентных позиций».