13 февраля '09
ФАС предложила ввести новые правила НДД
ФАС разработала новые правила недискриминационного доступа к сетям связи. Данный проект находится на стадии согласования в Минкомсвязи, Федеральной службе по тарифам и Минэкономразвития. Новые правила направлены на упрощение доступа независимых операторов к сетям федеральных компаний. В частности, операторы имеют возможность отказать альтернативным компаниям, только если они не имеют технического оснащения для работы по их сетям. Монополисты должны обосновать свой отказ. В качестве обоснования может выступать отсутствие у оператора лицензии. Кроме того, новые правила включают в себя положение о росте тарифов для альтернативных операторов. Так, цены на пользование инфраструктурой федеральных операторов связи могут повышаться один раз в год, а также должны быть равными для всех пользователей.
«Дочки» компании «Связьинвест», которые входят в список естественных монополий, должны будут в обязательном порядке по плану ФАС предоставлять свои сети независимым операторам связи. Руководство холдинга соглашается с мнением Минкомсвязи, которое считает, что данные правила находятся в плоскости отрасли, регулирующей права собственности, а не свободной конкуренции. Игорь Щеголев говорит о том, что проект не будет принят ведомством. Игроки рынка высказывают мнение о том, что проект сможет урегулировать отрасль и упростить доступ операторов к инфраструктуре федеральных компаний.
Эксперты говорят, что проект недискриминационного доступа к инфраструктуре монополистов положительно скажется на отрасли в целом. В частности, он будет способствовать развитию свободной конкуренции. Кроме того, у потребителя будет возможность выбирать оператора связи, а также тарифы на доступ в Интернет будут значительно снижены. Аналитики выделяют и негативные стороны. Так, государственные операторы потеряют интерес к вложению дополнительных средств на развитие собственной инфраструктуры, т.к. именно она является конкурентным преимуществом по сравнению с другими игроками рынка.
Проект недискриминационного доступа к инфраструктуре федеральных компаний сможет стимулировать развитие рынка ШПД в регионах, даст возможность развиваться малым и средним игрокам. Негативное отношение к проекту со стороны Минкомсвязи комментаторы обосновывают тем, что ведомство защищает интересы государства в лице «Связьинвеста».
Эксклюзивные комментарии:
Константин Анкилов, директор по проектам
iKS-Consulting
«Доступ непосредственно к «последней миле» был актуален несколько лет назад, до массового строительства сетей FTTx. Благодаря введению аналогичного регулирования был, например, сформирован конкурентный рынок ШПД в Европе. Для России, где рынок ШПД уже стал или становится конкурентным в большинстве крупных городов, проблема уже стоит не так остро, хотя она все еще сохраняется. Так, не секрет, что многие альтернативные операторы испытывают трудности с доступом к контролируемой традиционными операторами канализации, а это сказывается на капзатратах новых игроков. При этом не стоит забывать об оборотной стороне медали. В том маловероятном случае, если концепция НДД станет в России жизнеспособной, встанет вопрос эффективности инфраструктурных инвестиций традиционных операторов, которыми они будут вынуждены «делиться» с конкурентами».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Мировой опыт, в том числе опыт США, показывает, что такие меры необходимы. Федеральная антимонопольная служба со своей стороны предложила правильный проект. Он будет способствовать росту ШПД в регионах. Альтернативные операторы уже имеют доступ к инфраструктуре федеральных операторов в Москве. Минкомсвязи, в свою очередь, защищает интересы государства, которое является собственником «Связьинвеста». Новая структура, которая упрощает доступ к сетям, даст положительные результаты для конечного потребителя, когда цены на тарифы будут снижены, а также для небольших местных и альтернативных операторов связи. Недискриминационный доступ к сетям «Связьинвеста» позволит усилить конкуренцию на рынке».
Владислав Исаев, аналитик
ИК «Финам»
«Здесь могут быть разные точки зрения. Концепция ФАС ориентирована на стимулирование конкуренции в отрасли, создание условий для развития малых и средних операторов. Это, безусловно, позитивно для потребителя – больше возможностей для выбора, более низкие тарифы. Что, конечно, не устраивает крупных игроков, в частности, МРК, вкладывающих существенные средства в инфраструктуру, которая, в том числе, рассматривается как основной фактор формирования конкурентных преимуществ перед небольшими игроками. Правда, здесь стоит учитывать, что значительная часть этой инфраструктуры формировалась еще в советский период. Ее получение позволило занять МРК позиции, близкие к монопольным, что, в частности, сейчас ведет к высоким тарифам на доступ в Интернет в регионах. В этом плане позиция ФАС в значительной степени правомерна. Однако ее полное принятие ведет к рискам потери стимулов для дальнейших инвестиций со стороны государственных операторов».