6 февраля '09

№22 Год 2009 : ожидания и прогнозы

Год 2009: ожидания и прогнозы Великим оказался соблазн заглянуть за ширму мирового кризиса. Хотя бы на год вперед.  Какой отчетности ждать компаниям отрасли? Куда и зачем приведет новая команда регулятора своих подопечных? Остановится ли экспансия российского телекома за пределы необъятной родины? Угонятся ли братья меньшие за «большой тройкой»? Все эти и многие другие вопросы мы (за недоверием гадалкам) задали уважаемым экспертам отрасли. Ответы нас порадовали. Есть в стране люди, которые за тучами финансового кризиса готовы рассмотреть ясное небо.


Сергей Захаров, старший аналитик ИФК «Алемар» 

Новая команда у руля


По нашему мнению, приход к управлению отраслью команды Игоря Щеголева основным своим результатом имел уменьшение напряжения в телекоммуникационном секторе, главным образом, в отношениях между ведущими игроками и регулирующими органами. Компании могли почувствовать, что министерство, а за ним и другие ведомства, все чаще выступали на стороне их интересов. Показательными в этом плане были реорганизация Роскомсвязьнадзора, руководитель которого Борис Боярсков только что не открыто конфликтовал с рядом игроков, и решение «дела о дальневосточных GSM-частотах» в пользу «Вымпелкома». Но главным в этом плане мы бы даже назвали привлечение непосредственно операторов к выработке нормативных и регулятивных инициатив, которые составят пакет необходимых изменений к отраслевому законодательству - при таком подходе оно может стать лучше и быстрее адаптированным к стремительно меняющимся реалиям рынка связи. Но все вышесказанное относится к оценке министерства самими участниками отрасли, в то время как, с точки зрения инвесторов, основным критерием качества работы команды станет «Связьинвест». Как и от предшественника, от Щеголева будут ждать, по сути, одного - решения вопроса о судьбе госхолдинга, висящего над отраслью семь лет. Сумеет ли нынешний министр соблюсти баланс многосторонних интересов вокруг сектора, не навредить развитию отрасли и «порадовать» финансовых инвесторов? Это будут ключевые аспекты оценки Минкомсвязи, которую фондовый рынок покажет в виде капитализации компаний связи.

Российская микроэлектроника-2009


В отношении российской микроэлектроники в 2009 году мы особых иллюзий не питаем. Сегмент будет находиться на инвестиционной стадии, и хорошо бы, чтобы он по этой стадии хоть немного продвинулся. Пока макроэкономическая конъюнктура этого не обещает. Обвал нефтяных цен, приведший к падению экспортных доходов и девальвации рубля, грозит довести дело до бюджетного дефицита. В лучшем случае прогнозы развития экономики станут максимально консервативными, и бюджет будет пересмотрен, в первую очередь - в плане перераспределения государственных инвестиций. Мы ожидаем, что если каким отраслям и будет оказываться помощь, то основными ее бенефициарами станут ТЭК (важный не только в плане экспорта, но и в плане поддержания жизнедеятельности на огромной территории РФ), ЖКХ и прочие инфраструктурные системы. Даже если госинвестиции в 2009 г. дойдут до сферы ИТ, они больше затронут телефонию и телевещание. При всех заявлениях об инновационном пути развития страны микроэлектроника никак не относится к задачам первой необходимости, и в условиях кризиса ее подъем государству просто не по карману. Это не значит, что производство в этой сфере прекратится: игроки вроде «Ситроникса» и «Ангстрема» продолжат свою деятельность, но серьезных прорывов достигнуто не будет, и сроки реализации проектов по выводу российской микроэлектроники на мировой уровень (развитие топологии выпускаемых микросхем), по-видимому, увеличатся.

Либерализация рынка дальней связи


На российском рынке дальней фиксированной телефонной связи нужно разделять два сегмента: корпоративный и для индивидуальных пользователей. Первый в силу большей рентабельности стал наиболее привлекательным для операторов, и именно на нем большинство игроков старается в первую очередь закрепиться. Сейчас на корпоративном сегменте уже порядка восьми игроков, и хотя в 2009 г., вероятно, сохранится доминирование «Ростелекома», доля его будет сокращаться, и такие операторы, как «Комстар-ОТС», «Эквант», «Синтерра», имеют шансы довести свою долю в корпоративном сегменте к концу года до 8-10%. Появление новых игроков на рынке зависит от того, будут ли приняты 4-значные префиксы. В случае позитивного решения данного вопроса в передел рынка могут вмешаться крупнейшие сотовые компании - МТС и «Вымпелком». Тогда доля какого-либо оператора (помимо «Ростелекома») к концу года вряд ли превысит 8%. В сегменте услуг населению реально действующих игроков всего два: «Ростелеком» и МТТ. Большинство операторов и не стремится на этот рынок из-за его меньшей рентабельности. Потому кардинальные перемены сил здесь маловероятны. Единственное, чего мы ждем - активизации «Комстара», особенно на московском рынке, где тот способен потеснить всех конкурентов. В итоге, к концу года «Комстар-ОТС» может занимать 5-6% всего российского рынка дальней связи для населения, 9-10% - МТТ, все остальное – «Ростелеком».


Владислав Кочетков, аналитик ИК «Финам»

УУС в 2009 году


В большинстве случаев планы по развитию универсальной услуги связи распространяются на 2009-2010 годы, когда по ряду регионов телефонизация (с учетом таксофонов универсального обслуживания) может достигнуть 100% населенных пунктов. В данном случае среднесрочное планирование создает очевидные преимущества. Из-за урезания инвестиционных программ в текущем году внедрение ресурсоемкой УУС может отставать от планов, но по мере выхода из кризиса инвестиции в ее развитие могут быть увеличены. Впрочем, возможен и более оптимистичный сценарий. Не стоит забывать, что государство рассматривает УУС как один из приоритетных проектов в телекоммуникационной отрасли. В итоге, для поддержания темпов его развития могут выделяться дополнительные кредиты со стороны госбанков для тех же МРК. Как результат, они смогут направить большие ресурсы на нерегулируемые услуги, упрочив свои конкурентные позиции во время кризиса. Правда, многие планы придется корректировать. В частности, не приходится говорить об увеличении номенклатуры универсальных услуг связи. «Интернет для каждой семьи», скорее всего, окажется делом достаточно отдаленного будущего. Телефонизация домохозяйств также может замедлиться хотя бы из-за того, что у части населения не будет возможность оплатить установку телефона.

Рынок сотового ритейла на конец 2009 года


Прогнозировать расклад сил сейчас затруднительно - слишком много факторов неопределенности. Еще не до конца завершен раздел рынка, хотя понятно, что время независимого сотового ритейла прошло, нет ясности, как операторы будут использовать свои торговые активы, сложно точно сказать, до какой отметки будет девальвирован рубль, а это влияет на цены, и т.д. Скорее всего, основная борьба развернется между «Евросетью» и «Связным». Лидер рынка сейчас оптимизируется, сокращает затраты, что может повлиять на дальнейшее уменьшение его рыночной доли.
В кризисных условиях наиболее стабильными останутся компании, имеющие дополнительную финансовую поддержку со стороны акционеров. Дешевеющий рубль и снижающая покупательская способность населения будут заставлять ритейлеров ужиматься по марже. В свою очередь, это затруднит реализацию стратегии экстенсивного развития и заставит сделать ставку на повышение эффективности бизнеса. Это, в частности, может быть достигнуто за счет дальнейшего расширения ассортимента, развития электронной торговли, а также получения дополнительных поступлений от сотовых операторов. В последнем случае речь должна идти не только о продаже контрактов, но и работе салонов сотовой связи как центров облуживания абонентов. В итоге, лучшую динамику развития смогут показать сети, которые учтут изменившуюся рыночную ситуацию, реализуют адекватную ей стратегию.

Tele2 и «Скай Линк» в погоне за «большой тройкой»


О возможной трансформации большой тройки в «большую четверку», а то и «пятерку» говорят уже несколько лет. Однако никаких предпосылок для этого пока нет. Сейчас рыночная доля Tele2 составляет примерно 6%, на «Скай Линк» приходится около 1%. При этом у последней компании просто нет цели войти в «четверку» - она вполне комфортно чувствует себя в доходной нише предоставления абонентам высокоскоростной мобильной передачи данных. Правда, есть риск, что темпы роста доходов оператора существенно замедлятся по мере полноценного выхода на рынок 3G и 4G проектов. У Tele2 - принципиально другая стратегия. Высокие темпы роста компании достигаются за счет привлекательных тарифов для массового потребителя. В условиях кризиса стратегия низких цен может дать хорошую отдачу, и оператор будет расти быстрее рынка. Однако потенциал здесь также ограничен. Во-первых, ресурс снижения цены в условиях больших инвестиций в развитие не столь велик, во-вторых, есть фактор ограниченной региональной представленности, существенных маркетинговых бюджетов лидеров рынка и т.д. Таким образом, наш базовый прогноз предполагает сохранение лидирующих позиций «большой тройки» при некотором сокращении ее рыночной доли. Существенный разрыв между G3 и другими операторами сохранится, частично преодолеть его можно за счет консолидации оставшихся независимых и государственных операторов, но такой сценарий кажется маловероятным.


Сергей Карыхалин, начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ»

Экспансия российского телекома за рубеж


Из-за глобального финансового кризиса российским телекоммуникационным холдингам, которые проводили активную зарубежную экспансию, придется серьезно пересмотреть свою стратегию. Даже несмотря на то, что компании связи в меньшей степени, чем другие, страдают от замедления экономической активности, надо понимать, что, во-первых, у крупнейших российских операторов есть долги, которые им необходимо вернуть (а перекредитоваться сейчас можно фактически только у ВЭБа – если речь идет о внешних долгах), а, во-вторых, их акционерам (например, АФК «Система» или Altimo) наверняка потребуются
деньги для поддержки других бизнесов, поэтому будет очень велик соблазн использовать для этого свободные средства подконтрольных компаний. Таким образом, вряд ли стоит рассчитывать на продолжение активной зарубежной экспансии – будет хорошо, если российским компаниям удастся сохранить те иностранные активы, которые они приобрели в последние годы. С другой стороны, кризисный момент – неплохое время для покупки сильно подешевевших, но при этом перспективных активов, как в России, так и за рубежом, вопрос лишь в том, что очень сложно будет найти необходимые для приобретений средства. Не исключено, что в ближайшее время многие телекоммуникационные активы поменяют своих хозяев – наиболее удачливым инвесторам кризис предоставит уникальные возможности.

Либерализация рынка дальней связи


Процесс либерализации рынка дальней связи постепенно происходит в течение последних нескольких лет, и к настоящему времени уже 30 компаний получили лицензии на предоставление услуг междугородней и международной связи. Правда получили свои коды лишь 8 компаний – из-за их ограниченного количества, но после принятия Минкомсвязи приказа об изменении порядка выбора абонентами операторов четырехзначные коды смогут получить все обладатели лицензий. Доля бывшего монополиста – «Ростелекома» к настоящему времени сократилась несущественно, но можно ожидать, что в 2009 году она продолжит постепенно сокращаться по мере того, как будут уменьшаться технические неудобства, осложняющие в настоящее время выбор альтернативных операторов. Большая проблема конкурентов «Ростелекома» заключается в недостаточной информированности их потенциальных клиентов, так что без масштабных информационных и рекламных кампаний отнять у «Ростелекома» часть его доли рынка будет крайне затруднительно. Однако, в любом случае, процесс либерализации запущен, новые игроки допущены на рынок и теперь все будет зависеть от них – действия со стороны регулятора в целом благоприятствуют развитию конкуренции. Важный фактор - это миграция междугороднего и международного трафика в сотовые сети, а также широкое использование для голосовой связи Интернета.

Противостояние «Альфа» - Telenor


Очень интересно будет посмотреть за развитием событий в ближайшие месяцы – вполне возможно, что финансовый кризис подтолкнет конфликтующих акционеров к достижению взаимовыгодных договоренностей. В любом случае, надо отметить, что телекоммуникационная отрасль (по крайней мере, в части мобильной связи) является одной из немногих отраслей российской экономики, в которых очень существенная доля западных инвесторов. Несмотря на все акционерные конфликты и свойственные нашей стране риски, иностранные инвесторы (крупнейшие из них – Telenor и TeliaSonera) проявляют огромный интерес к российскому рынку и считают его одним из самых перспективных. Возвращаясь к противостоянию «Альфы» и Telenor надо отметить, что краеугольным камнем продолжает оставаться общий украинский
актив - «Киевстар». Кризис на кредитном рынке едва не стоил «Альфе» ее доли в «Вымпелкоме», но компании помог рефинансироваться «Внешэкономбанк». Судя по всему, норвежский холдинг относительно безболезненно переживает финансовый кризис, по крайней мере, пока необходимости продавать активы у него не возникало. На наш взгляд, риском для Telenor являются возможные меры со стороны российских регуляторов, которые могут воспользоваться кризисом и ограничить в правах иностранных акционеров.


Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий»

Либерализация рынка дальней связи


В конце прошлого года Игорь Щеголев подписал приказ об изменении порядка выбора абонентами операторов междугородней и международной связи. Таким образом, завершается трехлетняя борьба операторов за право выхода на рынок международной связи без посредничества недавнего монополиста «Ростелекома». Это хорошая новость для членов «большой тройки»: МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона». К настоящему времени коды дальней связи имеют ОАО «Ростелеком», ОАО «Межрегиональный транзиттелеком» (МТТ), ООО «СЦС Совинтел», ЗАО «Компания Транстелеком», ООО «Эквант», ЗАО «Синтерра», ОАО «Комстар-ОТС», ОАО «Арктел». Не секрет, что рост конкуренции всегда идет на пользу как рынку, так и клиентам, которые могут выбирать между множеством операторов. Очевидно, что «Ростелеком» будет терять свои позиции, предчувствуя это, компания уже начала диверсифицировать свой бизнес. Сейчас, по сути, конкурируя с одним МТТ, «Ростелеком» теряет позиции, но медленно, а когда заработают компании, имеющие коды, когда повсеместно заработает pre-select, который будет позволять абонентам выбирать более дешевого оператора, приведет к большему «размыванию» доли «Ростелекома». Плюс ко всему запустят услуги МГ/МН-связи и сотовые операторы, и если их цены будут конкурировать с проводными операторами, то они смогут привлечь значительную долю абонентов. В сегменте МГ/МН-связи для юридических лиц, пока без особых проблем работает только «Би Лайн». Также большое будущее будет у «Синтерры», которая имеет магистрали по всей стране и в регионах, через дочерние компании, работает с коммерческими клиентами.

Внедрение 3G. Проблемы и решения


После первого запуска сети 3G компанией «Мегафон» прошло чуть больше года, однако этого времени хватило, чтобы вся федеральная тройка начала повсеместное разворачивание сетей третьего поколения. Основными проблемами запуска сетей является частотный ресурс внутри страны на границах нашего государства, а также правильный выбор города, где разворачивается сеть, которая позволит возвратить вложенные инвестиции в определенный период. У нас нет четкой границы по эфиру с Европой и нет дополнительных соглашений с южными странами-соседями (Турцией и южноазиатскими республиками) по использованию частотного ресурса. В европейских странах уже существует перераспределение таблицы частот между государственными и частными пользователями (военным ведомствам принадлежит 30-40%, в то время как в России этот показатель находится на уровне 70-80%). В 2009 году, в первую очередь будут запущенны города-миллионники, а также города, где будет востребован мобильный широкополосный доступ. У каждого из операторов на конец 2009 года будут запущенны более 100 городов. Плюсами запуска сетей третьего поколения являются увеличение ARPU, рост доли VAS, расширения предоставляемых услуг. Так, например, доля потребления абонентами интернет-трафика в сетях «третьего поколения» выросла на 30%, а наиболее активные пользователи увеличили пользование мобильным Интернетом в десятки раз.

Рынок сотового ритейла на конец 2009 года


2008 год стал отправной точкой исчезновения независимого дилерского рынка и перехода к европейской модели, где операторы имеют собственные точки продаж и реализуют в них собственные услуги. Если раньше операторы и дилеры сотрудничали в разрезе акций, мероприятий, дилерских вознаграждений, то сейчас идет работа по непосредственному вхождению операторов на дилерский рынок. При этом, правда, остается решить множество проблем, одной из которых является низкая рентабельность дилерского бизнеса (включать его в общую структуру операторов не очень выгодно). Поэтому операторы уже сейчас начинают бороться с этими проблемами путем сокращения издержек. Каждый из операторов ведет переговоры с дилерами об их покупке, причем дилеры ходят по кругу, пытаясь получить как можно большие деньги за продажу, однако стараются забыть при этом о своих многомиллионных долгах. Каким будет рынок в конце 2009 года, пока представить трудно. Скорее всего, благодаря покупке «Евросети», у «Би Лайна», пусть и в перспективе (ФАС наложил 3-годовое бремя на подключение конкурентов), будет преимущество по охвату территорий, борьба за 2 место продолжиться, и вполне вероятно, что окончится ничьей между МТС и «Мегафоном». Также операторам придется искать пути дальнейшей диверсификации бизнеса ввиду сокращения доходов, вызванных кризисом.


Олеся Власова, аналитик по телекоммуникациям ФК «УралСиб»

Экспансия российского телекома за рубеж


В 2009 году в условиях кризиса на кредитном рынке и с учетом акцента на поддержание стабильных денежных потоков в наиболее выгодном положении оказался «Мегафон», не имеющий выхода на зарубежные телекоммуникационные рынки. В то же время «Вымпелком» может испытать трудности с рефинансированием задолженности на фоне объявленной экспансии на рынки Камбоджи, Вьетнама и, возможно, Лаоса. Потенциальный объем рынка трех названных стран - более 100 млн абонентов при проникновении сотовой связи не больше 30%. Объявленные инвестиции в освоение рынков не слишком амбициозны. Так, развертывание сети в Камбодже оценено в $200 млн. «Мегафон» и «Вымпелком» также подавали заявки на участие в конкурсах по приобретению долей в иранских и афганских операторах. Идея по созданию кластера в регионе Юго-Восточной Азии, несомненно, привлекательна. Тем не менее, на фоне политики сокращения бюджета капитальных затрат в 2009 году инвестиции в зарубежные рынки являются наиболее логичным источником секвестрования бюджетов. Что касается проекта АФК «Система» по созданию сети CDMA800 в Индии, то, по словам президента холдинга Леонида Меламеда, в 2009 объем капзатрат в Shyam Telelink будет сокращен и составит $4 млрд на срок до 5 лет. Вероятно, при неблагоприятной динамике долговой позиции холдинга, а также в отсутствие инвесторов со стороны индийских  банков АФК может сосредоточиться на уже освоенных индийских штатах и отказаться от выхода на новые рынки.

УУС в 2009 году


Всего по программе универсальной услуги связи должно быть установлено 146,000 таксофонов, общая сумма возмещения убытков компаниям связи - 21,3 млрд руб. При этом в 2007 году было установлено 73 000 таксофонов, сумма возмещений - 4,4 млрд. руб. Официальной статистики за 2008 году Минкомсвязи еще не публиковало, однако очевидно, что на 2008 год пришелся пик работ по установке таксофонов в рамках программы. В то же время, благодаря временному лагу между проведением работ по установке таксофонов и возмещением данных расходов из фонда УУС, в первом квартале 2009 года ожидается получение компенсаций из бюджета. Общую сумму компенсаций из фонда УУС к получению в 2009 году возможно будет определить после публикации годовой отчетности региональными телекоммуникационными компаниями. Согласно плану проведения конкурсов на право оказания УУС, в 2009 году работы по программе будут проводить в 7 регионах РФ. Таким образом, на конец 2009 года программа универсальной услуги связи, вероятно, будет полностью реализована.

Tele2 и «Скай Линк» в погоне за «большой тройкой»


Tele2 в 2008 году прочно закрепил за собой статус четвертого по количеству абонентов оператора в России, увеличив за год абонентскую базу на 22%. Темпы роста абоненткой базы Tele2 превышают аналогичные показатели МТС и «Вымпелкома» и совпадают с годовым ростом самого динамичного оператора на российском рынке – «Мегафоном». При сохранении показателя чистых подключений 300-500 тыс. абонентов в квартал Tele2 достигнет целевого уровня - 11 млн абонентов к концу 2009 года. Вероятнее всего, в 2009 году Tele2 сохранит за собой роль оператора 4. Основной задачей оператора станет увеличение ARPU до уровня операторов «большой тройки», т.е. более $10 (по состоянию на 3 кв. 2008 года - $9). Планы регионального развития оператора на 2009-2010 годы пока не подвергались корректировке. Таким образом, Tele2 в 2009 году будет продолжать развивать региональную сеть. Планируемый бюджет $200-300 млн представляется вполне реальным. Перспективы «Скай Линк» - оператора стандарта CDMA - несколько иные. Оператор демонстрирует внушительный рост абонентской базы, +130% с декабря 2007 по декабрь 2008. При этом оператору удается сохранять долю рынка и в тех регионах, где «большая тройка» уже запустила в коммерческую эксплуатацию сети 3G. Так, в Санкт-Петербурге «Скай Линк» принадлежит 2,4% рынка. Развитие оператора в 2009 году во многом будет обусловлено стратегией материнской компании - АФК «Система». «Скай Линк» представляет интерес для холдинга и как оператор услуги мобильного Интернета, и как держатель GSM-лицензий.


Ирина Скворцова, аналитик ООО «АТОН»

Внедрение 3G. Проблемы и решения


По итогам года были проделаны основные строительные работы для возведения сетей 3G всеми тремя операторами. «Вымпелком» ввел в эксплуатацию в 2008 г. сети широкополосного доступа в Интернет стандарта 3G в 40 городах. Сегодня сети «третьего поколения» от МТС построены в большинстве федеральных кругов России. В 2009 году компания планирует завершить основное строительство и покрыть сетью 3G всю Россию. Проблема номер один – высвобождение частот в Москве. Мобильным операторам «большой тройки» пока не удается договориться с Минобороны о полномасштабном запуске 3G в Москве. Развернуть сети 3G в Москве мешает то, что необходимые частоты 2,1 ГГц используются военными, в частности силами ПВО. Решение данного вопроса затягивается, но к концу года получить долгожданное разрешение от Минобороны, скорее всего, удастся. На столицу приходится от 20-25% абонентов мобильных операторов «большой тройки», и именно здесь данные услуги могут оказаться особо востребованными. Частичное решение вопроса может быть осуществлено за счет возможного разрешения 3G в метро и в помещениях. И в первой половине 2009 года 3G может быть запущена в коммерческую эксплуатацию. Основные опасения вызывает востребованность данных услуг. Во-первых, необходимы мобильные аппараты – смартфоны, поддерживающие 3G. Во-вторых, данные услуги стоят дороже, в-третьих, недостаток контента. Пока что наиболее популярной услугой в сетях 3G стала передача данных и на нее операторы делают основные ставки, особенно в регионах. Но по мере внедрения сетей популярность 3G будет возрастать.

Рынок сотового ритейла на конец 2009 года


В 2009 году мобильные ритейлеры продолжат оптимизировать затраты: закрывать магазины, сокращать персонал. Падение спроса на продукцию, рост стоимости заемных средств и ужесточение условий заимствования приводят к тому, что ритейлеры уже не в состоянии вести бизнес самостоятельно, нуждаясь в сильном покровителе, таком как мобильные операторы. Сокращение продаж в отрасли может в 2009 году достичь 25-30%. В конце 2008 года начался процесс перехода ритейлеров под влияние мобильных компаний связи. В 2009 году дележ рынка сотового ритейла закончится, и он полностью перейдет под влияние мобильных операторов. Крупные независимые мобильные ритейлеры перестанут существовать. Перераспределение доли рынка будет скорее в сторону крупных игроков, также продолжится процесс укрупнения сетей. Операторы заинтересованы в монобрендовой сети, т.к. в условиях, когда рост абонентской базы существенно замедлился и конкуренция за новых клиентов усилилась, на первое место выходит улучшение сервиса – одно из ключевых задач для сохранения/удержания абонентов. Контроль над ритейлерами позволит увеличить объемы продаж контрактов, увеличить лояльность текущих абонентов.

СМАРТС – будущее компании


По результатам года СМАРТС смог улучшить свои финансовые показатели и уменьшить долг компании. Совокупная база абонентов на начало декабря составила 4,78 млн человек, что соответствует 12% росту за год. Выручка группы компаний за 9 месяцев 2008 г. не претерпела существенных изменений, а вот показатель EBITDA вырос на 19% до 2,46 млрд руб. Но в связи с неблагоприятной конъюнктурой фондового рынка стоимость компании значительно снизилась, при том, что компания показала положительные тенденции в 2008 году. В связи с чем возникает вопрос, будет ли СМАРТС продаваться в 2009 году? К СМАРТСу присматривались как операторы «большой тройки», так и финансовые инвесторы. Потенциально и МТС и «Мегафон» обладают достаточным количеством средств для покупки оператора, с другой стороны, в настоящий момент, когда компания успешно справляется с финансовыми обязательствами и последовательно развивается (капитальные вложения в 2009 году составят около $30 млн), а кризис пока никак не сказался на операторе, необходимость в продаже по низким ценам отпадает. СМАРТС принадлежит порядка 3% абонентов России, он занимает довольно прочное положение на рынке Поволжья, где в лидерах компания «Мегафон». Ввиду чего компании МТС было бы выгодно приобрести оператора, чтобы увеличить присутствие в регионе. Купив конкурента, «Мегафон» сможет увеличить свою долю в России в среднем до 25%, что поможет догнать «Вымпелком». В связи с кризисом цена СМАРТСа варьируется от $0,5-0,7 млрд. Дешевле $1,1-1,3 млрд, на наш взгляд, владельцы свой бизнес не отдадут, но согласятся ли переплачивать покупатели, остается вопросом.


Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям ИК «Велес Капитал» 

Экспансия российского телекома за рубеж


Текущий кризис в мировой экономике ставит вопрос относительно возможностей российских операторов агрессивно развиваться не только за рубежом, но и в пределах России. Основные тормозящие факторы – финансирование данного развития. Ранее российские операторы связи развивались по большей части за счет заемных средств. Сейчас ситуация на кредитном рынке значительно отличается от той, что была год назад: процентные ставки выросли, а доступность денег снизилась. Из собственных средств компании вряд ли будут осуществлять значительные вложения в выход на рынки, отдача от которых неопределенна – очевидно, что кризис «ударит» и по развивающимся странам. Соответственно, и потребление новых для тех регионов услуг вряд ли будет происходить в таких же масштабах и темпах, как это было ранее в более развитых странах. В этой ситуации компаниям разумнее было бы переждать неспокойствие и после того как рынки станут менее волатильными приступить к дальнейшей географической экспансии. Вместе с этим развитие в уже текущих границах и регионах, вероятнее всего, будет происходить за счет органического роста. Объем сделок слияний и поглощений может быть минимальным. Что касается ситуации, когда российские компании/бизнесмены могут стать миноритариями зарубежных компаний, то она кажется еще менее реальной. Во-первых, существуют старые факторы, согласно которым российский бизнес крайне неохотно пускают в состав акционеров зарубежных операторов. Во-вторых, опережающее падение стоимости акций российских телекомов относительно иностранных снижает интерес российского бизнеса к иностранным активам, т.к. осуществить равноценный обмен будет попросту невыгодно.

Отчетности компаний по итогам 2009 года


Финансовый кризис окажет заметное влияние на операционные и финансовые показатели операторов связи и внесет существенные коррективы в прежние планы компаний. Темпы роста доходов уже не будут столь существенными как ранее. Причем это касается как операторов сотовой связи, так и фиксированной. С сотовой связью ситуация такова, что все последние годы темпы роста числа абонентов постоянно снижаются, и доходы, соответственно, также растут все медленнее. С учетом кризиса потребление услуг сотовой связи, скорее всего, не вырастет, а с учетом снижения деловой активности бизнеса возможно даже слабое снижение. У операторов фиксированной связи ситуация несколько иная. Спрос на услуги местной связи, являющиеся основной статьей доходов региональных операторов, неэластичен. Соответственно, доходы компаний от данных услуг вырастут на величину тарифов – т.е. на 8%, установленных ФСТ. Второй важный источник доходов – услуги ШПД, которые являются новыми для потребителя и в ряде регионов весьма дорогими. Есть основания полагать, что в данном секторе темпы роста будут незначительными. Что касается суммарных доходов операторов фиксированной связи, то, по нашим оценкам, в 2009 г. они могут увеличиться на величину порядка 10% в рублевом эквиваленте. Относительно затратной части стоит сказать, что компании могут использовать кризис в качестве предлога для сокращения затрат (затраты на персонал и административные расходы).

Tele2 и «Скай Линк» в погоне за «большой тройкой»


Мы и ранее относились скептически к способности Tele2 и «Скай Линк» достичь такого уровня, чтобы составлять серьезную конкуренцию операторам «большой тройки». Tele2 поздно заскочила в уходящий поезд растущего российского сотового рынка. Соответственно, компания в настоящий момент представляет сильного регионального игрока, ограниченного географическими рамками, а также насыщенным и поделенным между «большой тройкой» сотовым рынком России. Со «Скай Линк» ситуация усугубляется более узкой географией деятельности, значительно меньшими размерами компании, а также ее ориентацией на менее популярный стандарт CDMA. Кроме того, из-за своих меньших относительно «большой тройки» масштабов Tele2 и «Скай Линк» в большей степени подвержены влиянию кризиса. Для данных компаний, по нашему мнению, вопрос удержаться на плаву стоит более остро, а вопрос развития уходит скорее на второй план. В таком случае разрыв между «большой тройкой» и Tele2 и «Скай Линк» в течение 2009 г. может стать более существенным, и шансов хоть сколько-нибудь серьезно поколебать позиции «большой тройки», на наш взгляд, невысоки. Вместе с тем, у Tele2 есть возможности потеснить региональных игроков сотового рынка, в первую очередь, сотовые «дочки» «Связьинвеста».


Максим Столяров, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Модернизация закона «О связи»


Поправки, принятые в Федеральный закон «О связи» в апреле 2008 г. определили, какую долю на рынке должна занимать организация – оператор подвижной радиотелефонной связи, чтобы ее положение считалось доминирующим. Доля должна составлять 25%. Тогда этот оператор попадает под действие Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Те операторы, которые не собираются привлекать себе инвесторов из-за границы и не реализующие свои акции на рынке, могут не беспокоиться – действия этого закона они на себе не ощутят. Остальным нужно учитывать следующие обстоятельства.
Согласно подпункту «а» п.37 ст.6 указанного закона «к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства относится осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в географических границах Российской Федерации на рынке услуг связи». То есть стратегическое значение имеет деятельность оператора, занимающего долю на рынке России в 25%. Когда доля переходит этот барьер, любые сделки по приобретению акций или долей иностранными гражданами и компаниями и по инвестированию должны получить предварительное одобрение Федеральной службы безопасности РФ. С аффилированными лицами то же самое. Цель – оградить «стратегические» организации от влияния на деятельность, а, самое главное, от возможности заблокировать деятельность оператора. Насколько эффективна эта мера и насколько она будет мешать работе оператора?
К сожалению, российская действительность такова, что влияние государственных органов на совершение сделок и отсутствие четких критериев, разграничивающих разрешение и запрещение совершения сделок, в итоге сводится к тому, что сделку проведет тот, кто добьется благосклонности властей тем или иным способом. Очень хочется верить, что применение на практике упомянутого закона будет четким и без нарушений, но рассчитывать на это вряд ли возможно. И все же предварительное согласование сделок по приобретению акций (долей) позволит сохранить работоспособность операторов в любых политических условиях. Насколько это важно? С учетом того, что мобильными телефонами пользуются все, в том числе руководители высшего звена, обеспечение работы связи просто необходимо. Другое дело, что иностранные компании могут использовать для завладения акций или долей российские организации, формально с ними не связанные, но на самом деле подконтрольные иностранцам.
Помешает ли это нововведение работе операторов? Непосредственно работе не помешает, поскольку не влияет на текущие управленческие решения. Капитализация же обществ, возможно, притормозится, поскольку иностранным компаниям сложнее будет осуществлять инвестиции, но это даже к лучшему – операторы сосредоточатся на своей работе, а не на том, как подороже продаться. И будут пытаться увеличить прибыль, работая над привлечением клиентов, а не инвесторов. С учетом того, что рынок подвижной радиотелефонной связи в основном поделен, поправки в закон «О связи» придадут ему больше устойчивости и прозрачности.


Евгений Жилин, ассоциированный партнер Юридической фирмы ЮСТ

Модернизация закона «О связи»


Полагаю, что в предстоящем году не стоит ожидать существенной ревизии законодательства о связи, в том числе базового Федерального закона «О связи». В последнее время на повестке дня находятся, по сути, только некоторые «технические» изменения, касающиеся упрощения порядка переоформления лицензий (сокращения ограничений, предъявляемых к соискателям лицензий) и присвоения частот (сокращение сроков рассмотрения заявок). Данные изменения уже рассмотрены и одобрены рабочей группой под руководством Наума Мардера и, насколько мне известно, разосланы на согласование в заинтересованные ведомства. Если данные поправки будут согласованы Правительством РФ в целом, то, на мой взгляд, следует ожидать их безболезненного и довольно скорого прохождения в Государственной Думе. Вот только процесс согласования в Правительстве РФ, как показывает практика, может занять весьма значительное количество времени.
Уверен, что будут продолжены попытки отредактировать закон со стороны ряда депутатов Государственной Думы. В частности, в 2008 году на рассмотрении в Государственной Думе находился проект федерального закона, уточняющего и изменяющего ряд используемых в законе «О связи» определений. Например, статус «оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования» предлагалось распространить также на операторов подвижной связи и сетей передачи данных. При этом вместо критерия «географически определенной зоны нумерации» автором предлагалось использовать привязку к территории конкретного субъекта Российской Федерации (вне зависимости от объемов ресурса нумерации и объемов пропускаемого трафика). Данный законопроект в силу ряда причин получил отрицательные отзывы из ряда правительственных учреждений. Думаю, следует ожидать подобных инициатив от депутатов и в 2009 году.
Надеюсь, что в течение 2009 года будут приняты поправки в законодательство об упрощении порядка получения разрешений и согласований на строительство объектов связи, прежде всего, линейно-кабельных сооружений. При этом следует отметить, что некоторые предыдущие законодательные инициативы в этой сфере закончились безуспешно. Также хотелось бы надеяться, что в условиях сложной финансово-экономической ситуации государство воздержится от стремления излишне «зарегулировать» рынок, и что вместо создания дополнительных механизмов воздействия на тарифную политику операторов связи государство, по возможности, будет оказывать поддержку тем операторам связи, услуги которых являются системообразующими для отдельных регионов России.
Сложная ситуация на рынках должна стимулировать государство и к более активному исполнению своих функций в сфере связи. Надеюсь, что государственные органы будут обязаны более оперативно откликаться на просьбы со стороны участников рынка, и что в 2009 году мы увидим еще не одну поправку в федеральный закон «О связи», касающуюся сокращения законодательно установленных сроков реагирования компетентных органов на запросы операторов связи. Надеюсь также, что нас не ожидает волна массового аннулирования лицензий тех участников рынка, которые в силу отсутствия достаточных финансовых средств временно приостановили реализацию имеющихся у них проектов.



Александр Казбеги, руководитель аналитического отдела ИГ «Ренессанс Капитал»


Иван Ким, аналитик ИГ «Ренессанс Капитал»

Отчетности компаний по итогам 2009 года


Кризис ликвидности остается главным поводом для беспокойства как инвесторов, так и компаний. В частности, это касается способности выполнять краткосрочные обязательства в отсутствие доступа к внешним источникам средств. В целом представители сектора телекоммуникаций, медиа и информационных технологий в основном имеют низкое соотношение заемного капитала к собственному (или запас денежных средств) и не должны столкнуться с трудностями при обслуживании краткосрочных обязательств в 2009 г.
Экономический рост России в 2009 г. замедлится, а снижение курса рубля, вероятно, продолжится. Динамика ВВП и располагаемых доходов окажет серьезное влияние на ситуацию в сегменте информационных технологий, и хотя государственные расходы на крупные инфраструктурные проекты, скорее всего, не будут радикально пересмотрены по сравнению с планами, мы ожидаем, что сегмент ИТ пострадает больше всего.
Медийные компании, значительную часть выручки которых обеспечивает реклама, окажутся в сложном положении из-за ухудшения перспектив экономического развития – рекламный бизнес чувствителен к потрясениям, подобным нынешнему. Телекоммуникационные компании должны оказаться более устойчивыми в условиях кризиса, однако они чувствительны к изменениям валютного курса (преимущественно из-за эффекта пересчета показателей из рублей в доллары). По нашим прогнозам, операторы связи понесут наименьшие потери среди представителей сектора, их выручка сократится менее ощутимо, а снижение затрат позволит поддержать рентабельность. Компании сегмента медиа, несмотря на резкое падение выручки, оперативно реагируют на изменение ситуации, уменьшая расходы, и если эти действия будут успешными, сокращение их рентабельности в 2009 г. должно оказаться не столь серьезным, как предполагают многие пессимистические сценарии. Сегмент ИТ, особенно производство аппаратного обеспечения, имеет высокий операционный рычаг, поэтому ему будет труднее адаптироваться к общему снижению затрат на информационные технологии. С точки зрения капиталовложений медийные компании находятся в более выгодном положении, поскольку в целом для них характерен меньший уровень капзатрат (с другой стороны, им нечего и сокращать, чтобы высвободить дополнительные средства). Компании в сегменте информационных технологий преимущественно отказались от инвестиций, помимо необходимых для технического обслуживания – например, компания «Ситроникс» отложила инвестиции в технологию изготовления микросхем с проектными нормами 65 нм минимум до 2010 г.; операторы связи пересмотрели свои (по-прежнему довольно масштабные) программы капиталовложений, но все же рассчитывают сохранить их на уровне, превышающем минимально необходимый для техобслуживания.

 

Анастасия Крылова, аналитик компании «Парк.Ру»

Противостояние «Альфа» - Telenor


Основным фактором, оказывающим влияние на конфликт «Альфы» и Telenor в 2009 году станет экономическая ситуация в стране и мире, отразившаяся, прежде всего, на финансовом состоянии участников конфликта. Для «Альфа-групп» новый год принесет значительные финансовые трудности. Нераспределенная прибыль «Киевстара» из-за девальвации украинской гривны стремительно снижается, пропорционально обрушивая и стоимость активов ее акционеров – только за осень 2008 года она сократилась на $300 млн. В сложившейся ситуации финансирование дальнейшего противостояния с Telenor может стать для «Альфа-групп» невыгодным. В связи с этим следует ожидать некоторого снижения накала страстей в борьбе за «Киевстар». Оптимальным для украинского оператора решением может стать вариант, в котором и «Альфа» и Telenor сохраняют долю в его акционерном капитале, что станет гарантией для отсутствия конкуренции для «Киевстара» со стороны других активов Altimo. В конце 2008 года в прессе появилась информация, что Altimo продала свои активы в конкурирующих компаниях, неизвестно, насколько это соответствует действительности, но подобный ход не исключен и послужит хорошим вариантом завершения конфликта. «Альфа» должна принять стратегическое решение до 10 марта, даты внеочередного собрания акционеров. Если представители «Сторма» явятся на это собрание, это будет означать окончание акционерного конфликта.

ГЛОНАСС-2009


На данный момент группировка спутников ГЛОНАСС включает в себя 18 спутников, в то время как расчетное количество спутников, обеспечивающих бесперебойное функционирование системы, составляет 24. В конце года предполагается пополнить группировку еще двумя спутниками, что уже является отступлением от планов, разработанных в 2001 году и согласно которым ежегодно производится 6 запусков спутников. Из-за незначительного числа спутников ГЛОНАСС обеспечивает полное покрытие только по территории России. Оборудование ГЛОНАСС военного транспорта позволяет ему передвигается лишь на территории РФ, для зарубежных операций система просто непригодна. Что касается гражданского применения, то такая продукция неприменима для гражданского использования, отечественные ГЛОНАСС-навигаторы громоздки и неудобны в работе. Появляются попытки создать автомобильные навигаторы, но пока они пользуются смешанной системой ГЛОНАСС-GPS. Несмотря на объемы военных заказов и заказов служб, которым необходимы точные измерения, коммерческий рынок «бытовых» навигаторов приносит значительно больше денег из-за своего объема. Пока на этом рынке говорить о конкуренции между ГЛОНАСС и GPS не приходится не только из-за недостаточной точности ГЛОНАСС, но из-за отсутствия удобных компактных навигаторов. Однако государство может создать рынок для ГЛОНАСС искусственным путем, например, обязав землеустроителей, строительные предприятия и предприятия по прокладке коммуникаций и т.п. пользоваться в своей работе системами ГЛОНАСС. Это создаст значительные сложности для предприятий, но это обеспечит искусственный рынок для профессиональных навигационных устройств ГЛОНАСС.

СМАРТС - будущее компании


Изначально основными претендентами на СМАРТС считались МТС, оператор Tele2 и «Волгателеком», однако сейчас можно говорить о том, что они вряд ли сохраняют интерес к покупке волжского оператора. В 2009 год СМАРТС вошел с валютными долгами перед несколькими российскими банками (по состоянию на сентябрь общая сумма долга составляла $150 млн, из них порядка $70 млн – в валюте), которые с учетом роста курса корзины доллар/евро могут подорвать финансовое состояние компании. Следует также учитывать, что СМАРТС до сих пор демонстрирует самый низкий уровень прибыли на абонента (АRPU) - $6. Несмотря на то, что пока СМАРТСу удавалось успешно закрывать оферты, компания оказалась не готова к ухудшению экономической обстановки в стране, к тому же время для продажи за наиболее выгодную сумму упущено. В марте и сентябре 2009 компании предстоит выплата доходов по облигациям. И если с мартовской выплатой компания, скорее всего, справится, то закрыть оферту в сентябре ей будет довольно тяжело. Продажу СМАРТСа следует ожидать в период с апреля по август 2009 года. Вряд ли среди претендентов на оператора вновь появится «Система», поскольку группа компаний также испытывает сложности в связи с кризисом, в качестве основного кандидата в покупатели можно назвать «Мегафон», который в 2008 году начал активную экспансию в регионы Поволжья.


Евгения Талалаева, аналитик ЗАО ИФК «Солид» по потребительскому сектору и телекомам

Российская микроэлектроника-2009


Еще в конце 2006 года Правительство РФ одобрило федеральную целевую программу «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг., одним из основных направлений которой было развитие электронной компонентной базы. На реализацию программы планировалось потратить порядка 100 млрд руб. Основным критерием реализации программы было увеличение объемов продаж на внутреннем и внешнем рынках. Программа была ориентирована, в первую очередь, на обеспечение собственных нужд в электронных компонентах для военной техники до 50% (в настоящее время этот показатель не превышает 15%). Согласно федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 - 2015 гг., разработанной на основе Стратегии развития отрасли, объем инвестиций в электронную промышленность должен составить в указанный период 187 млрд руб. Из федерального бюджета, в частности, планируется выделить 110 млрд руб. Остальные — это внебюджетные средства. Однако кроме финансовых вливаний существуют вопросы, решение которых позволит появиться в России крупным игрокам - производителям потребительской электроники. Это вопрос о развитии массового контрактного производства электроники, создание инноваций, применимых в потребительской электронике и создание сильного национального бренда. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране, в 2009 году ожидаемы сокращения финансирования как минимум на 50% по сравнению с текущим годом. Сокращение будет достигнуто в результате переноса инвестиционных проектов на 2010 и 2011 годы.

ГЛОНАСС-2009


ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию еще в 1993 году. В 2008 г. Департаментом радиоэлектронной промышленности Минпромторга России по объектам капитального строительства было заключено 82 договора и освоено 2,59 млрд руб. Скорее всего, в этом году освоено будет порядка 40-50% от суммы прошлого года. Это может быть связано со сложностями финансирования в условиях девальвации рубля и дефицита бюджетных средств. По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, 20 января 2009 года был введен в второй из трех спутников новейшей модификации, запущенных в декабре 2008 года. В настоящее время в системе при 20 аппаратах «по списку» работают 17, 1 дожидается ввода в систему, 2 - временно выведенных из эксплуатации. Насколько отечественная система будет конкурентной GPS - вопрос спорный. Мешает прошлый опыт создания отечественных ПЭВМ. Однако в условиях наличия крупного заказчика в лице оборонпрома вопрос о конкуренции неуместен, т.к. это продиктовано национальной безопасностью. Что касается гражданских пользователей, то в этом случае лидерство будет за GPS, как за более ориентированным на нужды потребителя.

СМАРТС – будущее компании


СМАРТС является достаточно привлекательным объектом для поглощения, что и послужило причиной возникновения всевозможных судебных разбирательств в предыдущие годы. Компания продолжает развиваться, несмотря на незначительный отток абонентов – менее 1%. В настоящее время внедряет решение по оптимизации транспортной сети израильского вендора «Celtro Ltd». Использование системы оптимизации голосового трафика позволит компании уменьшить расходы на аренду цифровых каналов. За счет внедрения новой системы СМАРТС надеется увеличить емкость сети и подключить дополнительные базовые станции. Благодаря этому решению оператор намерен улучшить покрытие и качество связи в Пензенской, Самарской, Саратовской и Ивановской областях, а также в Татарстане, Башкортостане и Марий Эл. Кроме того, данное оборудование позволяет создавать совмещенные сети 2G/3G для развертывания HSPA и обеспечивает удобный переход к будущим технологиям. Ранее, в 2008 г. ФАС одобрила ходатайства МТС и «Мегафона» о приобретении СМАРТС. Обоим претендентам служба выставила структурные требования. В случае приобретения одним из них, СМАРТС должен продать свои дочерние компании в тех регионах, в которых в результате сделки возникнет доминирующее положение. Если СМАРТС будет куплен МТС, ему придется избавиться от активов в Ивановской и Волгоградской областях, а случае покупки «Мегафоном» - в Пензенской, Самарской и Волгоградской областях. По нашему мнению, несмотря на готовность приобретения СМАРТСа, заинтересованные покупатели в настоящее время вынуждены отложить свои планы в среднесрочной перспективе, до наступления более благоприятной и определенной экономической ситуации.


 

Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»

Новая команда у руля


Одним из существенных факторов, ограничивавших развитие профильной отрасли, являлось фактическое отсутствие регулятора, компетенция которого будет распространяться, в том числе, и на относительно молодые направления развития ИКТ. Очевидно, именно такая роль уготована Минкомсвязи. Данное ведомство выступает в качестве своеобразной платформы, на базе которой будет реализован комплекс мер по управлению развитием отрасли. Наглядной иллюстрацией этого процесса следует считать активное включение Минкомсвязи в проект внедрения цифрового телевидения, создание Совета по массовым коммуникациям. Столь интенсивное внимание к происходящим в отрасли событиям говорит о понимании властями важности данного направления. На текущий момент какая-либо однозначная оценка эффективности ведомства затруднена, поскольку прошло недостаточно времени. С уверенностью можно говорить лишь об активной позиции новой команды, результативность же такого подхода предстоит оценить по итогам либо первого полугодия 2009, либо года. Это обусловлено спецификой реализуемых проектов, и в частности – их масштабностью и продолжительностью. В целом, подходы, используемые на данный момент, рациональны, соответственно прогноз благоприятный.

УУС в 2009 году


Реализация проекта «Универсальная услуга связи» в 2008 году происходила неравномерно, хотя есть и положительные результаты. В частности, на территории Тверской области было установлено около восьми тысяч таксофонов. Среди основных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на ход реализации данного проекта, следует отметить нестабильный состав команды специалистов и чиновников, курирующих развитие отрасли, и в т.ч. данное направление. Не стоит забывать и о том, что судьба проекта не раз оказывалась под вопросом. Однако в нынешних условиях одним из наиболее вероятных вариантов развития следует считать сохранение данного проекта. Его реализация будет сопровождаться расширением номенклатуры универсальных услуг. Не исключен и вариант трансформации проекта в сторону какого-либо смежного направления. К этому располагает продолжительность реализации УУС, который активно обсуждается с 2003 года. В пользу проекта говорит один существенный аргумент - наличие спроса со стороны населения, потребности которого зачастую рознятся с амбициозными планами регуляторов. Вероятно, что соответствующие запросы будут распознаны и в профильных ведомствах, курирующих внедрение УУС.

Отчетности компаний по итогам 2009 года


Нынешний год обещает быть наиболее сложным для участников рынка, поскольку последствия финансового кризиса максимально проявят себя именно в данный отрезок времени. Соответствующим образом отреагирует и отчетность профильного рынка. Наиболее ожидаемые изменения - сокращение объемов средств, привлекаемых на реализацию инвестиционных программ и расширения бизнеса. В структуре финансирования сократится объем заемных средств, и увеличится доля собственных средств. Возможно снижение рентабельности, отдельные компании могут продолжить снижение капитализации. Впрочем, это будет лишь следствием слабых финансовых результатов. У наиболее крупных компаний с разветвленной структурой управления возможны скачки прибыли за счет реализации пакетов акций аффилированных предприятий. Это, в свою очередь, окажет существенное влияние на показатели, характеризующие их операционную деятельность. Такое развитие событий является закономерным, а реакция рынка будет менее эмоциональной, чем в начале кризиса. Вероятно, что после санации рынка значительное количество компаний выйдет из кризиса с оздоровленной и более рационально организованной структурой баланса. Данное явление можно считать одним из благоприятных последствий финансового кризиса, которое оказывает давление на финансовые результаты предприятия, но одновременно с этим повышает их «качество». Соответствующим образом изменяется и устойчивость хозяйствующего субъекта в посткризисный период.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов