29 января '09
Будет создана биржа по продаже контента
В России будет создана биржа по продаже контента. Для этого учреждается ассоциация поставщиков интерактивных сервисов, в которую войдут операторы и владельцы прав на контент. Цель ассоциации – разработка и внедрение моделей и средств для взаимовыгодной кооперации операторов и обладателей прав. Например, биржа избавит операторов от необходимости тратить сотни тысяч долларов на покупку прав перепродажи медиаконтента, а абоненты получат максимально широкий выбор интерактивных медиасервисов.
Напомним, что на данный момент операторы сетей широкополосного доступа покупают права на дистрибуцию музыки, видео и др., но получают доступ к ограниченной базе контента, которая, как правило, редко удовлетворяет запросам широкого круга абонентов. Кроме того, правообладатели традиционно требуют с операторов гарантийный платеж, желая подстраховаться. Как известно, размер платы за использование контента зависит от количества просмотров, но контролировать этот показатель, например, в кабельных сетях владельцы прав не могут.
Затраты на создание системы оценивают в $7-10 млн; эти деньги пойдут, в частности, на поддержку инфраструктуры для публикации контента, системы взаиморасчетов, а также на оплату труда администраторов биржи. Учредителем биржи могла бы стать ассоциация; интерес к проекту уже проявили «Синтерра», «Таттелеком», «Северо-западный телеком», «Транстелеком» (ТТК), «Вымпелком», «Централ партнершип» (ЦПШ), Story Pictures, ряд операторов домашних сетей Москвы и Петербурга и др.
Эксперты однозначно позитивно оценивают создание биржи по продаже контента, соглашаясь в том, что проект заинтересует как крупных, так и небольших операторов. Впрочем, аналитики по-разному видят возможные результаты и эффекты деятельности биржи. Некоторые комментаторы считают, что работа биржи позволит достигнуть поставленных перед ней целей, а именно: взаимовыгодная работа операторов и обладателей прав, снижение цен на контент и расширение выбора для абонентов. Другие возражают, что при упрощении схемы взаимодействия контрагентов, снижения цен на контент не произойдет.
Эксклюзивные комментарии:
Елена Крылова, аналитик
iKS-Consulting
«Создание биржи по продаже контента – событие предсказуемое и ожидаемое. Считаю, что это хорошая новость, прежде всего, для небольших компаний. Сейчас каждая компания вынуждена самостоятельно заключать соглашение с правообладателями, как правило, правообладатели работают с операторами по предоплатной схеме. Основные цели проекта – упростить доступ к контенту для операторов, снизить цены на контент и расширить выбор для конечных потребителей. Предполагаю, что они могут быть достигнуты после создания биржи. Крупные операторы, которые сейчас не испытывают особых трудностей в работе с правообладателями, также будут заинтересованы в такой бирже – им интересно будет иметь доступ к редкому и/или нечасто востребованному контенту».
Дмитрий Захаров, руководитель пресс-службы
«Акадо»
«Как проект, биржа контента может интересовать операторов. Особенно, если учесть, что представители биржи обещают снять с операторов серьезную денежную нагрузку в виде лицензионных отчислений за контент. Непонятно, правда, как организаторам биржи это удастся сделать, но это, повторюсь, особенно в условиях кризиса может привлечь операторов. При описанных условиях, участие интересно, прежде всего, операторам связи. Полагаю, что появление биржи принципиально не изменит цен на контент. Это связано с тем, что подобных бирж в России пока не было создано ни одной, а следовательно, такая модель взаимодействия с правообладателями пока не доказала свою жизнеспособность, поэтому говорить о ее влиятельности рано».
Юлия Канина, старший консультант
J'son & Partners
«Данный проект способен коренным образом изменить взаимоотношения между правообладателями и операторами связи. Влияние множества факторов, препятствующих росту рынка контента, таких как несовершенство законодательства в области передачи прав, отсутствие необходимого уровня контроля над использованием контента и, как следствие, его высокая стоимость, может быть ограничено исключительно при тесном взаимодействии всех участников рынка. Таким образом, участие в проекте будет интересно и производителям, и дистрибуторам, и операторам-вещателям. Стоимость работ по созданию подобного отраслевого регулятора может составить порядка $10-15 млн».
Игорь Клочко, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности
ОАО «Арктел»
«Целесообразность создания такой биржи заключается в ответе на один лишь вопрос: будет ли спрос среди абонентов сети на такие услуги? Сегодня особой популярностью пользуются система Torrent и коммерческие мультимедиа-серверы, например, мультимедиа-ресурсы от Apple для своих плееров или разработчика проигрывателя Winamp. Однако и здесь существуют ограничения: системой iTunes могут пользоваться только пользователи плеера, а через проигрыватель Winamp мультимедиа файлы можно либо слушать, либо платить за контент, где не всегда можно найти то, что нужно. Система Torrent своеобразна: к примеру, даже если пользователь нашел нужный ему файл, возможность быстро его скачать иногда отсутствует. Если биржа по продаже контента будет отвечать условиям оперативности, доступности, качества и полноты выбора, то она имеет все шансы для развития и популяризации. Затраты на создание биржи могут варьироваться в зависимости от многих факторов, среди которых и общее состояние экономики, и активность компаний-партнеров, и условия правообладателей, не говоря уже о платформе, на которой будет располагаться мультимедиа-сервер. Стоимость, скорее всего, будет в пределах $7-10 млн. Участие партнером на бирже по продаже контента будет особо интересно операторам мобильной связи, предоставляющим VAS услуги. Также провайдерам широкополосного доступа и операторам связи, чьи услуги хорошо коррелируют с продажей контента (кабельное или спутниковое телевидение, VoIP-операторы и прочие). Вследствие того, что мультимедиа-ресурсы будут сосредоточены в одном канале, а затраты на продвижение в целом уменьшатся, то розничная стоимость контента для абонентов вполне может снизиться».