22 января '09

ГКРЧ будет выдавать частоты на конкурсной основе

ГКРЧ будет выдавать частоты на конкурсной основе, а не по частным заявкам операторов, как это было ранее. В случае высокой конкуренции между операторами предполагается проводить аукцион. В частности, руководство ГРЧК приняло решение об использовании частот диапазона 2,3-2,4 ГГц для WiMAX, 3,95-26,1 МГц - для стандарта DRM и 7,9-8,4 ГГц - для радиорелейной связи. В мае 2009 года планируется проведение конкурса на эти частоты. Напомним, что прежняя система выдачи частот проводилась по правилам, закрепленным в законодательстве, когда решение по их выдачи ложилось на ГКРЧ. Авторы идеи полагают, что такая мера сделает систему выдачи частотных присвоений более понятной и прозрачной. По мнению участников рынка, требования по проведению конкурса должны быть одинаковыми для всех и не давать определенной группе операторов преимуществ. Участники считают, что выдавать лицензии на частоты без конкурсов можно только в случае эксперимента, когда необходимо протестировать новые технологии.
Аналитики высказывают мнение о том, что принятое решение ГКРЧ о выдаче радиочастотного спектра на конкурсной основе является логичным и закономерным шагом, который поможет более эффективно развивать недискриминационный доступ к ресурсу. Эксперты убеждены, что участие в конкурсах большого количества игроков рынка позволит сделать систему распределения частот прозрачной и открытой. Кроме того, выдача частотного ресурса на конкурсной основе даст государству возможность привлечь дополнительные финансы для бюджета, что в кризисных условиях является положительным аспектом.
Кроме того, эксперты считают, что ранее принятая модель распределения частотного ресурса зачастую приводила к сделкам по слиянию и поглощению ввиду того, что представлялось невозможным передавать частоты на безвозмездной основе от одной компании к другой. В этой связи новая схема должна обеспечить равные для участников условия, в частности, давая возможность развиваться и среднему бизнесу.

 


Эксклюзивные комментарии:

Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Конечно же, решение выдавать частоты через конкурсы и открытие тендеры - это очень правильное. Все процессы, происходящие в бизнесе, которые регламентирует государство, не должны оставлять ни малейшего намека на коррупцию и неформальные отношение. Однако, к сожалению, в нашей стране эти процессы всегда процветают. Главное, чтобы при проведении тендера не были поставлены незаконные заградительные заслоны, чтобы компании не могли их преодолеть. Все должно решаться в честной конкуренции, а государство должно находиться равноудалено от всех компаний, продвигая не только крупных игроков, давая возможность работать среднему бизнесу».



Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«Проведение конкурсов и аукционов является рыночным средством решения данного вопроса. Залогом создания эффективного механизма распределения частот является обеспечение его прозрачности. У регуляторов уже есть опыт реализации инициатив такого рода, соответственно, при его учете негативных аспектов прошлых периодов, возможна успешная реализация данной инициативы. Дополнительным плюсом следует считать внедрение системы аукционов и тендеров в национальном масштабе. Работа по данному направлению осуществляется своевременно, поскольку перспектива развития в РФ «частотного сквота» достаточно реальна и может оказать негативное развитие на расширение рынка».



Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

«Решение кажется совершенно адекватным. Количество непересекающихся полос, выделенных под WiMAX диапазон, ограничено, а потенциальный спрос на них достаточно высок. Как результат, для недискриминационного распределения ресурса необходимо проводить конкурсы, иначе есть риск получения частот недостаточно эффективными компаниями, возможно, по принципу «приближенности», что будет совершенно негативно для рынка. Кроме того, проведение конкурсов может позволить получить дополнительные средства в бюджет. Конечно, весь вопрос в прозрачности аукционов. Однако, в условиях большого количества игроков, претендующих на частоты, непрозрачные конкурсы будут оспариваться в судах, так что можно ожидать хорошего уровня транспарентности».



Никита Дроздов, директор департамента беспроводных технологий
J'son & Partners

«Частотный ресурс (особенно в дефицитных диапазонах популярных технологий мобильной связи и широкополосного доступа) зачастую является самым ценным активом большинства компаний, т.к. бизнес без них невозможен принципиально. До сегодняшнего дня практика в распределения частотного ресурса (который является собственностью государства) не позволяла осуществлять его передачу от одних компаний другим на возмездной основе, что порождало волну спекулятивных многомиллионных сделок по слияниям и поглощениям, субъектом которых являлись компании, основным и единственным активом которых был этот самый дефицитный ресурс, поскольку лишь таким образом у желающих была возможность этот самый ресурс получить в пользование. В 2005-2007 годах популярность технологии WiMAX породила ажиотажный спрос на ресурс в сертифицированных диапазонах 2,5/3,5 ГГЦ, которого на всех, естественно, не хватило. Переход к распределению частот на основе конкурсов – цивилизованная практика, однако условия конкурсов должны быть прозрачны и одинаковы для всех. Для этого необходима соответствующая нормативная база, и общее решение ГКРЧ для этого, возможно, - первый шаг. Кроме того, частные решения ГКРЧ выдавались только на конкретный тип оборудования и конкретные территории, что также создавало проблемы для операторов в условиях неопределенности с вендорами и географией развития, особенно для новых технологий. Желающих участвовать в конкурсе на перспективный ресурс будет достаточно в силу объективных причин, однако эффективность конкурсов и прозрачность проведения этих аукционов будет зависеть от степени их публичности, критериев оценки победителей и требований к участникам».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов