21 января '09

№22 «Связной» стал первым по уровню продаж на рынке сотового ритейла

«Связной» стал первым по уровню продаж на рынке сотового ритейла. Так, объем продаж сотовых телефонов увеличился у компании на 2,2 п.п. и составил 17,3%, в то время как «Евросеть» снизила свой объем продаж до 31,7%, на 2,8 п.п.
Напомним, что уровень реализации продукции «Связного» в 2008 году вырос на 25% по сравнению с 2007 годом. «Евросеть», в свою очередь, в 2008 году осталась на прежнем месте относительно 2007 года. За год доля рынка, занимаемая «Евросетью», уменьшилась на 4%. «Связной» же достиг 18,5% рынка сотового ритейла, что на 1,5% превышает прошлогодние показатели. Сама компания оценивает свою долю на рынке в 19,3%, а рост продаж вырос, по мнению руководства, на 29,6% в 2008 году. В 2007 году было продано 32,5 млн трубок по России, в 2008 году - 36,3 млн. Около $7,5 млрд заработал рынок сотового ритейла в денежном обращении, при этом на долю «Связного» приходится $1,62 млрд.
Компания «Связной» продает около 26-27% телефонов Nokia от своего уровня продаж, у «Евросети» эта цифра равна 15-17%. Отметим, что телефоны Nokia занимают 35% рынка сотовых телефонов.
Аналитики высказывают различные мнения по поводу причин, обусловивших рост продаж «Связного». Часть экспертов полагает, что ритейлер делал ставку на продаже трубок «эконом класса», чем обеспечил себе конкурентное преимущество. Другая часть комментаторов говорит о том, что приоритетное направление по продаже модных телефонов и гаджетов дало возможность «Связному» выйти на первый план. В этой связи аналитики прогнозируют в дальнейшем снижение роста «Связного» в силу того, что в условиях кризиса эти товары не являются предметами первой необходимости, в то время, как «Евросеть» является поставщиком не только трубок, но еще и большого количества дополнительных услуг.
Кроме того, эксперты говорят, что одной из причин отставания «Евросети» стало наличие у компании во второй половине 2008 года ряда судебных разбирательств, которые негативно сказались на имидже ритейлера у потенциальных покупателей. В частности, можно отметить, что долговая нагрузка «Евросети» значительно выше, чем у «Связного». Аналитики отмечают, что объем продаж в кризисный период снизится на 25-30%, это, в свою очередь, может понизить рентабельность розничного бизнеса.


Эксклюзивные комментарии:

Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»

«Основная причина в том, что «Связной» более качественно подошел к выбору продуктовой линейки, сделав ставку на более популярные модели. Компания также рекламировала свои салоны как места продажи гаджетов (технику, которую люди обычно носят с собой), что увеличило популярность салонов связи. Также «Связной» к концу года первым начал снижать цены на телефоны. Долговая нагрузка «Связного» по сравнению с конкурентами не критична (не считая историю с налоговыми претензиями в 2,7 млрд руб., висящие на ЗАО «Связной», выведенной из ГК «Связной» и обанкроченной, с группы данные претензии так и не удалось взыскать). Долг составляет порядка $75 млн, что в целом соответствует годовому уровню EBITDA. «Связной» обладает обширной сетью салонов связи (второй после «Евросети»). Но ввиду того, что в 2009 году ожидается снижение объема продаж на 25-30%, а также на фоне удорожания заемных средств, рентабельность ритейлеровского бизнеса существенно может сократиться. Сейчас в условиях, когда сотовые ритейлеры один за другим перейдут под контроль мобильных операторов, «Связной» может пока сохранять независимость, но при ухудшении конъюнктуры рынка может попасть в зависимость от операторов. В настоящий момент МТС ведут переговоры о передаче сети своих фирменных салонов в управление группе компаний «Связной», команда менеджеров которой будет оказывать сотовому оператору консультационно-управленческие услуги по развитию его розничной сети».



Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»

: «На самом деле доли ритейлеров по количеству проданных трубок есть не совсем объективная оценка в плане эффективности бизнеса сотовых ритейлеров. Возможный перевес в количественном выражении в доле рынка может быть обусловлен продажей более дешевых моделей эконом ряда. В то же время бизнес «Евросети» уже давно можно рассматривать как торговую сеть не просто по продаже сотовых телефонов, а еще и как поставщика большого количества услуг. В кризисный период мы прогнозируем снижение продаж, обусловленных, прежде всего, тем, что сотовые телефоны и всевозможные «гаджеты» не являются товарами первой необходимости, особенно в условиях резкого снижения покупательной способности населения. Уровень проникновения сотовой связи давно превышает 100%, в этих условиях продажи мотивированы, в первую очередь, обновлением модели или «психологической» усталостью от старой вещи».



Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»

«Я согласен с приблизительными оценками долей в сегменте продаж сотовых телефонов. Можно спорить о десятых долях процентов или даже процентах, но один факт останется непреложным: «Евросеть» за 2008 год часть рынка потеряла, при этом сохранив около трети всех продаж, а «Связной», наоборот, приобрел и зафиксировал долю около 20% по итогам 2008 года. Помимо уже отмечаемого экспертами фактора Nokia (доля в продажах «Связного» выше, чем доля в продажах «Евросети»), мне бы хотелось отметить, что на протяжении второй половины 2008 года «Евросеть» преследовали неприятности: следствие по делу 2005 г. о контрабанде партии телефонов, следствие по делу о вымогательстве, самоуправстве и похищении человека в отношении сотрудников «Евросети». Как бы там ни было, такие события бесследно для компании не проходят. Особенно для компаний, где роль личности в управлении - Евгения Чичваркина – достаточно велика. Какая из компаний окажется более эффективной в кризисный период, пока говорить преждевременно, т.к. по настоящему «кризисных» продаж участники рынка еще не видели. Они настигнут ритейлеров в этом квартале. Так что только по отчетности за I квартал 2009 г. можно будет говорить о том, насколько комапнии адаптировались к новой среде».







Цветы Уссурийск цветочный рай flower paradise Уссурийск.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов