14 января '09

№21 ПРОГНОЗ: Каким будет цифровое ТВ?


Сергей Васин

ИФК «Метрополь», аналитик

Вопрос развития цифрового телевидения в России созрел давно. Уровень цифровизации сетей доставки телесигнала не превышает 2%. При этом более 80% аналоговой инфраструктуры выработало свой технический ресурс и остро нуждается в замене или модернизации. В этой связи государство планирует совершить качественный скачок и вместо модернизации существующей аналоговой сети перейти к цифровому вещанию по всей стране.

С целью перехода к цифровому вещанию правительство несколько лет разрабатывает концепцию развития телерадиовещания в РФ. Первая проработанная концепция была принята в ноябре 2007 года при участии Дмитрия Медведева, в его бытность первым вице-премьером. По этому проекту государство должно было инвестировать в цифровизацию порядка 98 млрд руб., при этом 49 млрд руб. должно было пойти на субсидирование цифровых приставок для населения. В прошлый раз дальше концепции дело существенно не сдвинулось. Одним из камней преткновения стал вопрос о необходимости субсидирования цифровых приставок.

16-го декабря 2008 года правительственная комиссия одобрила концепцию Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» что, по сути, представляет собой новый доработанный проект бюджета концепции.

Согласно документу, общий объем финансирования программы составляет 127 млрд руб., из которых 81 млрд руб. планируется привлечь из федерального и региональных бюджетов РФ, а 46 млрд руб. - из внебюджетных источников. Таким образом, государство увеличивает свои инвестиции в проект с учетом отказа от субсидирования приставок.

Согласно новой концепции, на первом этапе реализации проекта до 2011 года на всей территории РФ должна быть обеспечена возможность приема первого мультиплекса - базового пакета из 8 каналов (в основном государственных) и четырех радиостанций (включая одну региональную). При этом основой цифрового вещания должны стать 4 космических спутника.

На более поздних этапах концепция подразумевает строительство второго и третьего мультиплексов с включением в них расширенного пакета каналов. Однако финансирование должно будет происходить за счет средств частных инвесторов. Планируется полностью отключить аналоговое вещание, как только уровень проникновения цифровых приставок в стране составит 95%, что планируется достичь к 2015 году.

Одобренная концепция, по сути, является доработанной версией предыдущей программы, принятой в ноябре 2007 года. Впервые был озвучен конкретный список каналов, включаемых в базовый пакет. Другим, более важным отличием является отказ от субсидирования цифровых приставок.

Достаточно очевидным представляется то, что именно при новом министре связи концепция цифрового телевидения стала одной из приоритетных задач. Дело в том, что на смену министру-связисту Леониду Рейману пришел Игорь Щеголев - человек по роду своей предыдущей деятельности тесно связанный с массовыми коммуникациями. В конце 90-х годов он возглавлял в ИТАР–ТАСС редакцию стран Европы, затем стал заместителем руководителя Службы новостей. В 1998 году был назначен заместителем начальника Управления правительственной информации (УПИ) Аппарата Правительства РФ, а в 2000 году возглавил Управление пресс-службы Президента Российской Федерации. С приходом Щеголева на пост министра связи министерство было переименовано в Министерство связи и массовых коммуникаций. Это подчеркивает важность аспекта массовых коммуникаций в правительстве.

Новый министр собрал вокруг себя команду профессионалов средств массовой информации. Одним из заместителей министра стал Александр Жаров. С 2006 по 2007 гг. он работал заместителем генерального директора Федерального унитарного предприятия «Всероссийская телевизионная и радиовещательная компания». В 2007 – 2008 гг. – директор Департамента пресс-службы, информации и протокола Правительства РФ.

В обновленном министерстве был также создан департамент цифрового телевидения и использования новых технологий в средствах массовых коммуникаций, который возглавил Виталий Стыцько, работавший до прихода в министерство в 2005-2008 гг. заместителем начальника управления телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, где занимался вопросами технической политики в области телерадиовещания и перехода на цифровые технологии.

Думаю, что это должно помочь сдвинуть с мертвой точки проблему цифровизации и довести ее до конца.

Одной из важных проблем, которая может встать на пути новой команды, - это финансовый кризис и необходимость пересмотра бюджета программы с учетом новых реалий. Думаю, что бюджет разрабатывался еще до начала серьезных изменений в экономике России. Возможно, министерству не удастся сделать инвестиции без изменений сроков реализации проекта.

Положительным в предлагаемой концепции является готовность государства финансировать большую часть проекта. Однако в свете последних событий существует вероятность сокращения государственных инвестиций в проект. Осложняется проблема и тем, что частный сектор переживает сейчас не лучшие времена, и, возможно, будет не готов вкладывать деньги в проекты с большим периодом окупаемости. Концепция цифрового телерадиовещания, на мой взгляд, как раз представляет собой такой проект.

В США о цифровизации впервые заговорили в 1981 году, и только лишь к 1999 году определились с единым стандартом вещания. После чего США потребовалось еще 11 лет, чтобы подойти к возможности отказаться от аналогового вещания. В феврале 2009 года США планируют полностью отказаться от аналогового телевидения и перейти на цифровое. При этом, по последним данным исследовательской компании Nielsen, порядка 20% или 21,6 млн домохозяйств США частично или полностью не готово к переходу на цифровое наземное телевидение.

В современной России вопрос стандартизации практически не стоит. За единый стандарт решено принять европейский Digital Video Broadcasting (DVB). Однако отказ от субсидирования цифровых приставок и, на мой взгляд, низкий платежеспособный спрос на услуги цифрового телевидения ставят под вопрос сроки выполнения программы и возможность полного отказа от аналогового вещания.

В любом случае, как доказывает опыт США – страны, сравнимой по географическим признакам с Россией, цифровое телевидение представляет из себя долгосрочный инвестиционный проект с низким уровнем возврата. Данное обстоятельство делает проект малопривлекательным для частных инвесторов. Поэтому ключевым вопросом остается готовность государства финансировать до конца строительство сетей и инфраструктуры в труднодоступных и нерентабельных районах страны.

На мой взгляд, концепция носит социальный характер и направлена на обеспечение, прежде всего, базового набора услуг в хорошем качестве. В связи с этим возникает вопрос: насколько оправдан отказ государства от финансирования производства и субсидирования цифровых приставок для всех слоев населения?

В США, где ВВП и доход на душу населения превосходят уровень российского, государство приняло решение выдавать купоны, по стоимости эквивалентные цене цифровой приставке. Но даже это не в полной мере помогло стимулировать спрос на цифровое телевидение. Дело в отсутствии не только платежеспособного спроса, но и потребности в сервисе как таковой. Думаю, что в России эта проблема усугубится отсутствием достаточного уровня дохода у беднейших слоев населения.

Отсрочка реализации программы может повлечь за собой дополнительные инвестиции в поддержание аналоговой инфраструктуры и, в конечном счете, заставит государство заняться субсидированием цифровых приставок, что в свою очередь опять удорожит проект.

Еще одним аспектом проблемы является потенциальное лобби со стороны действующих операторов рынка платного телевидения. В России, по некоторым данным, порядка 16,4 млн абонентов сетей платного телевидения. Это составляет 30% от всех домохозяйств страны. Технологии вещания варьируются от кабельного и спутникового до IP телевидения. С одной стороны, это свидетельствует о наличии инфраструктуры цифрового телевидения в отдельных городах, с другой стороны, бесплатные государственные каналы создают серьезную конкуренцию существующим игрокам и ограничивают перспективы их развития. Более того, операторы предлагают разные форматы вещания и далеко не всегда DVB. То есть государству необходимо вступать в конструктивный диалог с действующими игроками рынка, чтобы минимизировать сопротивление и оптимизировать свои инвестиции в проект.

Таким образом, основным позитивным моментом предложенной концепции является готовность государства инвестировать в цифровое телевидение, а состав нового министерства связи и массовых коммуникаций позволяет надеяться на приоритетность этого направления.

Негативным является нежелание государства финансировать в производство и распределение цифровых приставок, что может серьезно замедлить процесс перехода телерадиовещания на цифровой формат.
Правительство, скорее всего, недооценивает объем инвестиций, требуемых для реализации проекта. Государству требуется разработать дополнительный механизм для стимулирования частных инвестиций в цифровое телевидение как с точки зрения строительства инфраструктуры, так и производства цифровых приставок.

Сергей Васин, аналитик ИФК «Метрополь»


1. Чем «концепция Щеголева» отличается от вариантов предшественников?

Различие в степени государственного участия. Если раньше правительство планировало инвестировать 49 млрд руб. в инфраструктуру и еще 49 млрд руб. в производство приставок, то сейчас речь идет о 80 млрд. руб. государственных инвестиций в инфраструктуру и отказ от финансирования приставок. То есть правительство увеличивает объем капиталовложений, что дает возможность надеяться на выполнимость заявленных целей.

Другим ключевым отличием является отказ от субсидирования цифровых приставок даже для низкодоходных слоев населения. Это может поставить под угрозу выполнение всего проекта, так как, на мой взгляд, население не готово финансировать цифровое телевидение самостоятельно.

 

Игорь Чесноков,

руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»

 

Михаил Силин,

вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России

 

Евгений Соломатин,

директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг»

 

Татьяна Толмачева,

управляющий партнер iKS-Consulting

Плюс - серьезное внимание критерию технологичности производства при проведении тендеров. Ранее этому аспекту не придавали серьезного значения, в результате чего развитие производства двигалось замедленными темпами. Минус - слабая проработка вопроса взаимодействия с представителями бизнеса и отраслевых объединений. Интересы кабельных операторов, которые последовательно отстаивала АКТР, учтены. Так, например, комиссией определен состав обязательного пакета из восьми бесплатных каналов цифрового ТВ. Все остальные каналы будут распространяться операторами на основе коммерческих взаимоотношений с эфирными вещателями. Принципиальных изменений нет. От деклараций о намерениях в новой концепции перешли к более четко прописанным механизмам реализации с учетом возможностей технологий, перспектив развития инфраструктуры, социальных задач государства, интересов бизнеса. Предсказать итоговую экономическую модель взаимодействия всех игроков пока невозможно. Сравнивать принятую концепцию ФЦП и принятую в конце 2007 года «Концепции развития телерадиовещания в РФ» некорректно. Во-первых, ФЦП базируется на концепции. Во-вторых, концепция, как правило, - это идеологический документ, который носит декларативный характер. ФЦП – это уже руководство к действию, наполненное конкретикой.


2. Как финансовый кризис повлияет на сроки внедрения ЦТВ?

Весь 2009 год может уйти на подготовку нормативно-правовой базы для развития цифрового телевидения в России. Основной период финансирования должен прийтись на 2010-2011 годы. В этот период свой вклад должно сделать государство. Не исключено что финансовый кризис внесет свои коррективы в бюджет проекта, но здесь все будет зависеть от лоббистских возможностей Игоря Щеголева в правительстве РФ.

Что касается частных инвестиций в проект, то здесь я предполагаю серьезное замедление капитальных вложений в виду ухудшения финансового состояния потенциальных инвесторов. Более того, кризис может отразиться на платежеспособном спросе со стороны населения на услуги платного телевидения. Все это может увеличить сроки исполнения программы на несколько лет.

Игорь Чесноков,

руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»

 

Михаил Силин,

вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России

Евгений Соломатин,

директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг»

Татьяна Толмачева,

управляющий партнер iKS-Consulting

Это зависит от приоритета данной ФЦП. Сокращение финансирования, а, следовательно, и замедление темпов реализации возможно лишь в случае возникновения масштабного дефицита, и урезания других инициатив национального масштаба. Вероятность такого развития ситуации есть, но она относительно невелика. В настоящее время ФЦП проходит согласование в Минэкономразвития и Минфине, только после утверждения этих ведомств можно будет говорить о возможных корректировках. Необходимо обновить спутниковую группировку, произвести реконструкцию наземной инфраструктуры, с учетом фактического доминирования аналогового ТВ, соответствующих технологий и оборудования, заниматься развитием контента. В случае корректировки объемов и сроков инвестиций реализация программы будет поставлена под вопрос. Шесть лет на реализацию такой масштабной программы – сроки достаточно амбициозные, даже без учета экономической ситуации. Это подтверждает и перенос сроков программ цифровизации в Европе. Даже при том, что ФЦП является формой государственной поддержки отрасли в условиях кризиса, вероятность переноса сроков очень велика.


3. Насколько изменится ситуация при смене руководства Минкомсвязи?

Действительно, команда Игоря Щеголева поставила задачу цифровизации телевидения как приоритетную. Конечно же, при смене руководства велика вероятность перестановки акцентов. Однако, учитывая высокий износ инфраструктуры аналогового телевидения (более 80%), велика вероятность того, что и при другом руководстве проект доведут до конца. Более того, цифровизация телевидения освобождает аналоговые частоты и дает возможность государству их продавать. Она также модернизирует доступ к абоненту государственным игрокам, что дает возможность организации широкополосного доступа в Интернет.

Игорь Чесноков,

руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»

 

Михаил Силин,

вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России

Евгений Соломатин,

директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг»

Татьяна Толмачева,

управляющий партнер iKS-Consulting

Личностный фактор в вопросе реализации таких программ на территории РФ остается предельно высоким. В случае каких-либо серьезных изменений в кадровом составе ведомства, программа неизбежно изменится, а достижение результата несколько отдалится. Это можно считать даже более существенным риском, нежели дефицит финансирования. Без комментариев. «Принципиальность» включает сокращение сроков, приоритеты и механизмы государственной поддержки процессов перехода на цифровое ТВ. Частотный план принципиально не изменишь. Механизм реализации почти согласован и запущен, он устраивает власть, поэтому очередная смена руководства регулятора уже мало что изменит. Любая программа в ходе реализации подвергается определенным корректировкам. Тем не менее, по моему мнению, кардинальных изменений в подходах ожидать не стоит.


4. В какой степени «концепция Щеголева» защищает малоимущие слои населения?

На мой взгляд, на более поздних этапах цифровизации, когда дело дойдет до удаленных, слабозаселенных территорий и малообеспеченного населения, вопрос о субсидировании цифровых приставок встанет наиболее остро, и, скорее всего, решится в пользу людей. Если же государство совсем откажется от финансирование приставок, это, на мой взгляд, затруднит процесс реализации проекта и может поставить под вопрос возможность отключения аналогового вещания.

Игорь Чесноков,

руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»

 

Михаил Силин,

вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России

Евгений Соломатин,

директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг»

Татьяна Толмачева,

управляющий партнер iKS-Consulting

Социальные обязательства – ощутимая нагрузка для бюджета, долгосрочные инвестиции в развитие населения. В условиях кризиса у нас принято жертвовать данным аспектом реализующихся в национальном масштабе проектов. Общество не понимает сути цифровизации, следовательно, вероятность отказа от субсидирования декодеров существенно возрастает. Социальный аспект – основной, под этим флагом и продвигается новая программа. Он не будет пересматриваться. Государству выгоднее обязать производителей обеспечить совместимость стандартов в новых телевизорах без увеличения их цены, чем субсидировать раздачу бесплатных приставок.По этому поводу уже однозначно высказался представитель Минкомсвязи: приставки не будут субсидироваться, и это отражено в ФЦП. Процесс цифровизации телевидения должен быть естественным, так как это было с сотовой связью или заменой устаревших моделей телевизоров на новые. Социальный аспект – основной, под этим флагом и продвигается новая программа. Он не будет пересматриваться. Государству выгоднее обязать производителей обеспечить совместимость стандартов в новых телевизорах без увеличения их цены, чем субсидировать раздачу бесплатных приставок. Вероятность пересмотра социального аспекта цифровизации минимальна. Тем не менее, вопрос стоимости декодеров будет принципиальным для успеха реализации программы. Если этот вопрос не будет решен каким-либо образом, переход абонентов на цифровое вещание будет очень медленным.


5. В какой мере полный переход на цифровое ТВ в России изменит расклад сил на мультимедийном рынке?

Государство должно находиться в конструктивном диалоге с уже существующими игроками. Это позволит государству сэкономить на строительстве наземных сетей, а также даст возможность существующим игрокам предлагать абонентам премиальные каналы без ущерба для своей прибыли.

С другой стороны, государство станет серьезным игроком на рынке и ограничит потенциал роста абонентской базы для действующих игроков. Так как массовый сегмент будет обеспечиваться государством, для остальных игроков остается ниша премиального сегмента. Это, в лучшем случае, до 50% от всех домохозяйств страны. Если учесть, что текущее проникновение платного телевидения уже 30%, то масштабы роста не велики. На руку частным инвесторам играет инертность государства и затягивание программы цифровизации. 

Игорь Чесноков,

руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум»

 

Михаил Силин,

вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России

Евгений Соломатин,

директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг»

Татьяна Толмачева,

управляющий партнер iKS-Consulting

Реализация масштабных проектов, контролируемых государством, достаточно часто приводит к изменениям на целевых рынках. В центре внимания должно быть не только достижение результатов программы, но и формирование рыночной среды, которая будет способствовать дальнейшему развитию отрасли. Структура участников рынка неизбежно изменится. Та Концепция ФЦП по переходу на цифровое телерадиовещание, которая утверждена Минкомсвязи, является максимально сбалансированной. В ней есть место как операторам спутникового телевидения, так и кабельным операторам, как государственному бюджету в освоении программы, так и частному бизнесу. Лидеры останутся – они активно перевооружаются, но для компаний второго эшелона это огромный шанс выделиться. Для каналов дополнительный шанс продвинуться дает попадание в число социальных. Среди операторов кабельных сетей преимущества будут у владельцев «оптики», технологически более готовых к новым форматам вещания. В долгосрочной перспективе расклад сил на мультимедийном рынке, без сомнения, изменится. Но причиной этому будет не только переход на цифровое вещание, но и происходящий в стране и мире кризис.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов