26 декабря '08
№22 «Мегафон» предоставил отчет за III квартал 2008 года
«Мегафон» предоставил отчет за III квартал 2008 года. Консолидированная выручка оператора составила 46,801 млрд руб., и это на 22,9% больше, чем в аналогичном периоде 2007 года. Чистая прибыль выросла на 19,1% и составила 12,350 млрд руб. Так, оператор предполагает стать первым по выручке. Однако показатели «Вымпелкома» и МТС не слишком разнятся с показателями «Мегафона».
За январь-сентябрь 2008 года консолидированная выручка «Мегафона» увеличилась на 24,9% и составила 127,010 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Такой рост объясняется расширением абонентской базы и повышением выручки на абонента.
За январь-сентябрь 2008 года рыночная доля абонентов России на рынке увеличилась до 23%. За 9 месяцев 2008 года EBITDA повысился до 18,4%, составив 23,907 млрд руб. Рентабельность по EBITDA равна 51,1%. Отметим, что в 2007 году рентабельность компании по EBITDA составляла 53,0%. Показатель MOU в III квартале равен 295 мин.
Аналитики оценивают отчетность «Мегафона» как положительную, т.к. ему удалось сохранить позиции в условиях кризиса. Комментаторы отмечают, что отчетность «Мегафона» сопоставима с отчетностями остальных игроков «большой тройки». Однако низкий долг по кредиту в отличие от других сотовых компаний позволил оператору выйти на плюсовую рентабельность. Кроме того, «Мегафон» смог сократить расходы компании с января по сентябрь на 25%, в то время как МТС удалось это сделать на 9%, а у «Вымпелкома» произошел рост на 137% за тот же период. Такой показатель будет значительно влиять на развитие компании в 2009 году.
В целом аналитики считают, что «Мегафон» имеет возможность стать первым на телекоммуникационном рынке. Это будет зависеть от выбранной стратегии. Часть аналитиков пролагает, что участие компании на рынке M&A позволит ей добиться желаемых результатов. В этой связи будет осуществлять активные покупки внутри страны и в странах СНГ. Другая часть комментаторов полагает, что «Мегафон» будет приобретать фиксированные активы, в частности, ШПД.
Эксклюзивные комментарии:
Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»
«Мегафон» опубликовал хорошую отчетность без неприятных сюрпризов, что в текущей ситуации можно расценивать как явление положительное. По основным операционным показателям никакого существенного прорыва не случилось: в этом смысле на рынке пока сохраняется status quo, несмотря на небольшой рост доли «Мегафона» в абонентской базе. Низкая долговая нагрузка компании начинает положительным образом сказываться на рентабельности компании относительно главных конкурентов. Процентные расходы компании за 9 месяцев текущего года снизились на 25% (только за III квартал на 36%), у МТС за тот же период снижение составило 9% (за III квартал на 11%), а у «Вымпелкома» рост на 137% (за III квартал на 177%). По моему мнению, этот, на первый взгляд, не самый главный показатель приобретет в следующем году гораздо большее значение. И в продолжение этой тенденции «Мегафон» уже в IV квартале выкупил еврооблигации на $42 млн и привлек длинное финансирование - $250 млн на 6 лет под ставку 4,54%. Стать первым оператором по выручке «Мегафон» сможет после активизации на рынке M&A, чего я, собственно, и ожидаю в следующем году. Наиболее вероятны покупки внутри РФ и в ближнем зарубежье».
Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Отчетность «Мегафона» не преподнесла особых сюрпризов. Консервативная ценовая политика позволила оператору уже не первый месяц подряд увеличивать абонентскую базу. Косвенно этому способствовало то, что другие участники «большой тройки» - МТС и «Вымпелком» - последнее время уделяют больше внимания не привлечению новых абонентов, а удержанию существующих, активно развивая новые услуги и сервисы на базе сетей нового поколения. Несмотря на рост абонентской базы, темпы роста выручки «Мегафона» уступают конкурентам. Выручка МТС за 9 месяцев текущего года увеличилась на 32%, в то время как у «Мегафона» - на 25%. Одновременно наращивать абонентскую базу и показатели доходов на одного абонента (ARPU) достаточно сложно, поскольку насыщенность российского рынка сотовой связи позволяет привлекать новых абонентов только за счет снижения тарифов. ARPU «Мегафона» по итогам III квартала составил $13,4, у «Вымпелкома» - $14,7, у МТС - $11,5. Для выхода на лидирующие позиции в отрасли «Мегафону» предстоит еще серьезно поработать. В настоящее время рыночная доля компании составляет 23% (по числу абонентов), что на 12% меньше, чем у МТС. Сокращение отставания «Мегафона» в ближайшей перспективе выглядит маловероятным. Потенциал роста для сотовых операторов заложен, в основном, в экспансии на рынки постсоветского пространства. Действия в данном направлении должны стать приоритетными для «Мегафона» в 2009 году. В настоящее время компания серьезно представлена только в Таджикистане. К сожалению, менеджмент «Мегафона» публично не представил свое видение перспектив развития компании. Финансовый кризис не должен существенно отразиться на показателях компании в следующем году. Телекоммуникации являются одним из наиболее защищенных в условиях кризиса секторов экономики - маловероятно, что люди начнут существенно экономить на телефонных разговорах».
Даниил Затологин, аналитик отдела анализа рынка акций
«КИТ Финанс»
«В целом результаты компании можно охарактеризовать как сопоставимые с прочими представителями «большой тройки». Относительно планов компании - стать первым по выручке среди сотовых операторов в перспективе, можно полагать, что такая вероятность существует, поскольку операционные показатели (ARPU и MOU) у компании могут служить неким бенчмарком для других операторов. С другой стороны, это будет являться драйвером последующего роста. Сделает ли компания шаг в сторону интегрированного телекоммуникационного холдинга с приобретением, как фиксированных активов, так и ШПД, как «Вымпелком», или же будет пытаться реализовать M&A стратегию, что пока весьма безуспешно. К тому же ситуация с собственниками также весьма осложняет дальнейшее развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что исходя из операционных показателей, «Мегафон» вполне может стать лидером в сотовом сегменте в России, но развитие внутри данного сегмента в России ограничено в силу высокого проникновения, неразвитости VAS, реализация 3G кейса под вопросом. Для дальнейшего роста компании необходима интеграция и, по всей видимости, горизонтальная, поскольку смежные сегменты (ШПД, фиксированная связь) находятся в стадии становления и возможности существуют. С точки зрения позиции компании, в 2009 году, по всей видимости, она окажется одной из лучших среди Б3 (отрицательный чистый долг, прежде всего). В целом мы полагаем, что как для «Мегафона», так и для «Вымпелкома» и МТС падение выручки по России ожидать не следует, вследствие того, что MOU по году покажет хоть и меньшей, но все же рост, а снижение APPM маловероятно. При этом стоит отметить, что компания может сократить инвестиционную программу на основную и на 3G сети».
Александр Кузнецов, аналитик
ING Bank
«В основном показатели «Мегафона» соответствуют ожиданиям рынка. Так как MOU (средняя продолжительность разговоров на одного абонента) «Мегафона» изначально была выше, то верхний предел увеличения MOU и выручки у «Мегафона» ниже. По той же причине МТС опередили «Вымпелком». Чистая прибыль «Вымпелкома» и МТС в третьем квартале значительно пострадала от значительных потерь, связанных с переоценкой их долгов в иностранной валюте. Поскольку валютные долги «Мегафона» относительно малы, чистая прибыль оператора за III квартал 2008 года не подверглась воздействию в такой степени. Я не думаю, что «Мегафону» удастся стать первым по выручке среди сотовых операторов в ближайшей перспективе. Доли рынка МТС и «Вымпелкома» больше, они также имеют крупный международный и (в случае «Вымпелкома») фиксированный (проводной) бизнес, хотя падение украинской гривны, продолжающийся кризис в Казахстане и высокая задолженность «Вымпелкома», возможно, помогут «Мегафону» сократить расстояние до лидеров рынка. Кроме того, мы думаем, что компании придется пережить неблагоприятное воздействие обесценивания денег и падения спроса из-за снижения чистой прибыли».