18 декабря '08
№21 Минкомсвязи проработало ФЦП «Развитие телерадиовещания на 2009-2015 гг.».
Минкомсвязи проработало ФЦП «Развитие телерадиовещания на 2009-2015 гг.». Бюджет проекта составит 127 млрд руб. Государство будет финансировать только 8 обязательных телеканалов, среди которых «Первый канал», «Россия», «Вести Плюс», «Культура», «Спорт», «Детский канал», НТВ и «Пятый канал», а также 3 радиоканала – «Радио России», «Маяк» и «Вести FM». На это будет выделено 80 млрд руб., оставшиеся 47 млрд руб. планируется возложить на плечи частных инвесторов, которые будут осуществлять трансляцию остальных каналов. Полученные деньги от инвесторов, в том числе, предполагается потратить на развитие инфраструктуры, строительство новых спутников, цифровые приставки. До конца 2008 года Федеральная целевая программа должна быть утверждена в правительстве.
Проект предусматривает организацию «3 эфирных цифровых пакета свободного доступа, содержащих 20-24 канала». Государство планирует построить три мультиплекса. Они будут развиваться поэтапно ввиду сложностей в сфере частотно-территориального планирования. В частности, первый мультиплекс, работающий на деньги, выделенные из бюджета, будет осуществлять вещание восьми основных каналов. Кроме того, государство предполагает вложить 22 млрд руб. на развитие инфраструктуры в первые три года. На 2013-2015 г. приходится развитие второго и третьего мультиплекса, когда постепенно будет отключаться аналоговое вещание. Освобождение частот предполагается вести за счет средств частных инвесторов. В этой связи в роли частных инвесторов могут выступить вещатели, которые планируют предоставлять свои программы. Каналы трех пакетов будут бесплатными. Кабельные операторы в обязательном порядке должны будут предоставлять каналы первого пакета (8 обязательных каналов).
Кроме того, на первом этапе вещание обязательных каналов планируется проводить в аналоговом и цифровом форматах. Аналоговый формат будет отрезан только в случае, когда 95% населения будет обеспечено приставками. При этом приставки потребители должны будут приобретать за свой счет.
Аналитики считают, что бюджет Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания на 2009-2015 гг.» был составлен без учета влияния финансового кризиса. Эксперты убеждены, что к 2015 году финансирование проекта потребует дополнительных средств на его реализацию. В частности, достаточно остро встанет вопрос по поводу субсидирования государством покупки приставок. Комментаторы выражают уверенность, что малообеспеченные слои населения негативно воспримут необходимость покупки приставок за свой счет. Кроме того, такая позиция государства по данному вопросу может привести к замедлению сроков реализации программы. Встает также проблема обучения населения в сфере пользования новой услугой. В тоже время эксперты говорят о том, что область телекоммуникационных технологий слабо развита в России. В этом ключе спрос на новые услуги вряд ли будет снижаться. Аналитики высказывают мнение о том, что к 2009 году придется сокращать инвестиции в проект ввиду макроэкономической ситуации в мире. Это, в свою очередь, может привести к оттоку дополнительных средств со стороны инвесторов.
В целом, программа по цифровизации выглядит вполне реалистичной и жизнеспособной, по мнению экспертов. Некоторая часть аналитиков уверена в том, что основная нагрузка по финансированию проекта, которую взяло на себя государство, может положительно сказаться на привлечении инвесторов в силу того, что это дает им некоторую гарантию успеха развития программы. Другая часть полагает, что финансовый кризис расставит приоритеты компаний, которые являются потенциальными инвесторами. В этой связи на рынок смогут выйти только крупные игроки такие, как АФК «Система», НКС, «Акадо» и другие.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Васин, аналитик
ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«Я полагаю, что регулятор недооценил объем капиталовложений в проект в условиях кризиса. Естественно он будет значительно больше, особенно до 2015 года. Думаю, что проект будет реализован в том виде, в котором он сейчас подготовлен, т.к. министр близок к медийной сфере. Программа на данном этапе для ведомства имеет приоритетное направление. В качестве частных инвесторов могут выступать те телеканалы, которые не войдут в первую восьмерку. Что касается приставок, то от государства потребуется большие расходы, чтобы сделать их бесплатными. Однако если сделать приставку бюджетной, то люди найдут деньги, чтобы ее профинансировать».
Ренат Салихов, отраслевой аналитик
«Сокращение бюджета программы по сравнению с ранее предлагавшимися увеличивает шансы на ее утверждение. В то же время, практика показывает, что на данный момент без субсидирования приставок продвигать услугу цифрового ТВ тяжело. Даже постепенное отключение аналогового вещания для значительной части населения будет сюрпризом и неожиданно возникшая необходимость расходов на покупку дополнительной приставки будет воспринята негативно, прежде всего, пенсионерами и малообеспеченными семьями. Кроме того, встает вопрос установки и настройки оборудования, обучения пользованию и дальнейшего сервиса, который опять же актуален для пожилых граждан и удаленных районов. Поэтому необходимо будет проработать вопрос обеспечения приставками, в том числе дешевыми с минимальным набором функций для приема небольшого числа каналов, субсидирования для отдельных слоев населения и соответствующей информационно-агитационной программы. Поскольку значительная доля абонентов платного ТВ, попробовав бесплатные социальные пакеты, в итоге подключает дополнительные платные, то частными инвесторами, которые будут способствовать цифровизации в расчете на прибыль от трансляции коммерческих каналов и дополнительных услуг, могут выступить действующие и будущие игроки рынка цифрового ПТВ. Что касается направления инвестиций, то в России покрытие 95% населения цифровым сигналом «по земле» будет непросто и очень дорого. Поэтому часть инвестиций должна быть направлены на спутниковую инфраструктуру – запуск спутников в выгодные позиции, увеличение транспондерной емкости и содействие в строительстве головных станций для приема сигнала».
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«Пока создается ощущение, что, закончив работу над ФЦП, Минкомсвязи не успело учесть в ней возможное влияние экономического кризиса. Сфера информационных технологий в силу своего слабого к настоящему моменту развития в нашей стране не будет подвержена резкому падению спроса на услуги: либо к началу кризиса объем спроса был не столь велик, либо услуги (телефония, телевидение) относятся практически к «услугам первой необходимости». Главная угроза - сокращение инвестиций на развитие. При усугублении негативных трендов в экономике в 2009 г. это сокращение неизбежно. А оно, в свою очередь, отразится на параметрах реализации программы (главным образом, на темпах и сроках). С учетом вышесказанного сложнее будет привлечь частные инвестиции, да и выделения из бюджета могут быть урезаны. Так что необходимую цифровизацию удастся обеспечить только на госканалах пропорционально выделенным из бюджета средствам. Потому из озвученных цифр наиболее реальными представляются 80 млрд руб. на модернизацию государственных каналов. Будет ли принята эта ФЦП, зависит от того, какую общую политику в отношении ФЦП изберет правительство на ближайшем заседании с премьером. Не исключено, что будет решено сосредоточиться на уже реализуемых программах, отложив новые. Потенциальный круг инвесторов чрезвычайно широк. Здесь можно было бы назвать все крупные финансово-промышленные группы страны, которым было бы интересно «поиграть» на медийном рынке, да еще и с участием государственных денег. Однако повторимся, в условиях кризиса, когда падает промышленное производство и многие инвесторы находятся на грани потери основного бизнеса, участие в ФЦП может заинтересовать лишь «профильных» игроков: АФК «Система», НКС, «Акадо», «Телеком Холдинг». Решение «отстраниться» от обеспечения потребителей приставками-декодерами позволит государству как сократить расходы, так и, возможно, заработать. Нельзя исключать, что для приставок введут обязательную сертификацию, которую пройдут подконтрольные государству коммерческие структуры. Но в таком случае темпы цифровизации телевидения в стране могут сильно замедлиться: если приобретение приставок будет отдано на откуп потребителям, быстро достичь желаемого покрытия в 95% будет сложно».
Элина Юрина, директор Центра инвестиций в высокие технологии
ИК «Финам»
«Соотношение госинвестиций и инвестиций частных компаний в проект, где две трети – часть государственного финансирования - вполне нормально. В этой связи следует учитывать географические особенности страны. Тот факт, что государство взяло на себя большую часть бюджета проекта говорит только о том, что он заработает. В роли частных инвесторов могут выступать медийщики, за счет которых может быть расширен пакет передач. В условиях кризиса государственное партнерство для частных инвесторов является гарантией того, что проект будет жизнеспособным. Стоит также вопрос о стоимости приставок для населения. Для малообеспеченных слоев населения это может стать проблемой. Большая часть людей сможет позволить осуществить подобную покупку. Следует также учитывать, что на первоначальной стадии вещание будет идти как на цифровом, так и аналоговом уровнях. Государство отвечает не за конечный продукт, а за инфраструктуру. Потребитель будет решать, что ему выбирать. Сначала программа будет охватывать большие и средние города, в дальнейшем дойдет до глубинки».
Елена Крылова, аналитик
iKS-Consulting
«С моей точки зрения, при отсутствии субсидирования приобретения цифровых приставок в той или иной мере порог в 95%, при котором должно быть отключено аналоговое вещание, достигнут не будет. Даже в США, где, как известно, уровень жизни значительно выше, государство выдавало семьям купоны, дающие право на скидку».