6 ноября '08

№19 Tele2: рост в условиях кризиса

 
«Tele2 Россия» оказалась подготовленной к финансовому кризису. Компания всегда придерживалась режима экономии: эффективное управление издержками – основа ее бизнеса. Сейчас Tele2 продолжает наращивать абонентскую базу: за последний год число абонентов «Tele2 Россия» выросло на 24% и вплотную приблизилось к 10 млн. Tele2 занимает около 5% российского рынка мобильной связи. О перспективах компании и о новых реалиях телекоммуникационного рынка мы поговорили с Юрием Анатольевичем Домбровским, председателем правления «Tele2 Россия», президентом Ассоциации региональных операторов связи (АРОС).

Юрий Анатольевич, каков Ваш прогноз по росту абонентской базы и по изменению доли на рынке на ближайший год?

Больших изменений не предвидим. Не секрет, что рынок уже насыщен. Но мы надеемся, что в к концу первого полугодия будущего года «Tele2 Россия» только в нынешних 16 регионах будет насчитывать 11 млн абонентов.

Как Вы корректируете развитие «Tele2 Россия» в условиях кризиса и изменений тактики развития операторов «большой тройки»?

Tele2 известна тем, что в ней всегда очень строго подходят к управлению издержками, мы называем это принципом бережливости – и в этом основа бизнес-модели компании и секрет низких цен. Поэтому то, что для других может быть кризисным реагированием, для нас – ежедневная работа. Возможно, это позволило нам в это непростое время не только не сбавить обороты, но и объявить о продолжении и расширении инвестиций в запуски новых регионах. Что касается других операторов, «Tele2 Россия» постоянно следит за развитием «большой тройки» и своевременно реагирует на ее вызовы.

Сегодня Tele2 предоставляет услуги связи в 16 регионах России. Как скоро Вы планируете добавить еще 18 регионов присутствия?

Как мы объявили недавно, сеть Tele2 в Краснодарском крае начнет работать до конца 2008 года. Во всех регионах, где у «Tele2 Россия» есть лицензии, запуски произойдут в соответствии с лицензионными условиями.

Какой регион присутствия Tele2 развивается лучше других? В чем его преимущество?

Я бы не стал выделять какой-то отдельный регион. Везде существует устойчивая положительная динамика, растут доли рынка. Другое дело, что в тех регионах, где сети запустили раньше, доля рынка больше. К примеру, по данным аналитического агентства AC&M, Tele2 является лидером в 5 регионах своего присутствия, еще в 5 – занимает второе место.

В Северной столице Tele2, действительно, развивается хорошими темпами. А каковы перспективы компании выйти в Москву? Какие шаги предпринимаются, и когда стоит ожидать продвижения в этом вопросе?

Решение этого вопроса связано исключительно с освобождением частотного спектра. По мере его освобождения мы надеемся выйти в столицу. Пока все GSM-частоты в Москве, как известно, заняты «большой тройкой». Но это вопросы не ближайшего будущего: пока мы сконцентрированы на развитии нашей сети в регионах.

Tele2 готова к московской конкуренции?

Tele2 никогда не боялась конкуренции. Наше конкурентное преимущество - в соотношении цена-качество. Если говорить прямо, «Tele2 Россия» - дискаунтер. Вся наша стратегия (и низкие затраты, и маркетинг, и ценовая политика) ориентирована на самых небогатых абонентов (так называемый low end).

Не настало ли время поискать таких абонентов в странах СНГ? В этом году Tele2 подавала заявку для участия в тендере по выбору третьего мобильного оператора Армении. Победу одержал Orange (бренд France Telecom). Какие страны СНГ Вы считаете наиболее привлекательными для компании?

Могу лишь сказать, что страны СНГ – привлекательный рынок. Tele2 всегда взвешивает экономическую выгоду и просчитывает перспективы. Мы были готовы к определенным затратам в Армении, но задачи купить актив во что бы то ни стало мы перед собой не ставили. В нынешних условиях Tele2 особенно экономны.

Удается ли в режиме экономии уделять время и средства социальным проектам? Расскажите о них.

Сам по себе факт того, что Tele2 в России представляет услуги по максимально низким ценам, уже является значимым социальным проектом. Малообеспеченные слои населения (школьники, студенты, пенсионеры) получают доступ к услугам мобильной связи. Несмотря на то, что рынок сотовой связи в России практически насыщен, больше половины наших новых абонентов – это люди, у которых появился первый мобильный телефон.
В каждом регионе у нас есть индивидуальные социальные проекты. Так, в Кемерово у нас существует программа «Мобильная помощь», в рамках которой мы помогали решать актуальнейшую в регионе тему туберкулеза и оказывали посильный вклад в поддержку жителей Южной Осетии, а в Челябинске мы участвуем в программе подготовки будущих управленческих кадров.
Tele2 поддерживает благотворительные программы в сфере образования. Среди них помощь с грантами и поддержка библиотеки петербургского университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича.

В марте «Транстелеком» и «Tele2 Россия» заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого вы организуете присоединение и взаимодействие своих сетей. По условиям соглашения «Транстелеком» будет обеспечивать соединения на междугороднем и международном уровнях и оказывать региональным компаниям «Tele2 Россия» услуги по пропуску трафика, используя инфраструктуру своей сети дальней связи. Чего удалось достичь в рамках сотрудничества с ТТК?

В ходе сотрудничества сократились затраты при оказании услуг нашим абонентам. Вообще, либерализация рынка дальней связи положительно сказалась на развитии отрасли. Цены на пропуск трафика, на аренду каналов снижаются. ТТК обладает наибольшей канальной емкостью, у компании очень активная коммерческая стратегия. Поэтому с ними легко и приятно сотрудничать.

Есть ли у «Tele2-Россия» планы ребрендинга?

Не буду забегать вперед… Однако скажу, что именно ребрендинг, т.е. коренное изменение ценностей, свойств бренда, мы не планируем. Tele2 всегда успешно развивалась как компания, предоставляющая качественные услуги связи по низким ценам, и от этой идее мы уходить не собираемся. Речь может идти только о каких-то визуальных корректировках.

Юрий Анатольевич, несколько актуальных вопросов о деятельности возглавляемой Вами Ассоциации региональных операторов связи и об отрасли в целом. Как Вы оцениваете «переходный период» от Мининформсвязи к Минкомсвязи? ГКРЧ не собиралась более 7 месяцев. Насколько это пагубно для отрасли?

Переходный период всегда проходит непросто, его издержки очевидны. Замечу, что укрупнение министерства – позитивный шаг, позволяющий создать гораздо более органичную структуру, объединяющую медиа и телеком. Несмотря на все турбулентные процессы, происходящие в отрасли в связи со сменой команды регулятора, мы уже видим ряд реальных регуляторных послаблений, которые не замедлят позитивно сказаться на развитии отрасли в целом, в том числе в условиях кризиса. Среди них и уведомительная регистрация сетей, и принцип «одного окна» при получении частот. Раньше частотное разрешение связывалось с определенным производителем оборудования – сейчас это положение отменили.

Новое министерство идет на диалог?

Идет. И даже очень хорошо. Что касается уведомительного порядка регистрации сетей, там лишь на последней стадии удалось наладить диалог. Но положительная динамика есть. В том числе и с письмом АРОС, Ассоциации операторов телефонной связи и Инфокоммуникационного Союза министру связи и массовых коммуникаций с просьбой упростить процедуру регистрации сетей связи и предусмотреть возможность уведомительного пути. Минкомсвязи учитывает наши пожелания и предложения.

На одной из конференции Вы говорили об отсутствии госгарантий и юридическом вакууме при использовании радиочастотного спектра. Решаются ли такие вопросы с помощью соответствующих нормативных актов? Что это может быть, на Ваш взгляд? Если законопроект, то кто должен стать его инициатором? Может ли АРОС выступить с такой инициативой?

Мы ведем соответствующую работу через комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, через Общественную палату, которая также является субъектом законотворчества. В настоящий момент АРОС разрабатывает предложения по законодательному закреплению прав операторов. Замминистра связи Наум Мардер верно заметил на конференции, что в частотном вопросе существует «чересполосица». Если бы мы ждали, пока выделят всю полосу GSM операторам, то ожидания длились бы до сих пор. Понятно, что такой непростой вопрос в одночасье не решить, но на сегодняшний момент уже многое сделано. Мне кажется, что в течение двух-трех лет можно перейти к юридически защищенному принципу деления полос частот.

Правда ли, что АРОС пыталась воспрепятствовать приобретению АФК «Система» контроля над «Скай Линк»? Какова Ваша позиция?

Воспрепятствовать не пытались. Но активно протестовали, вернее, привлекали внимание ФАС к тому факту, что GSM-лицензии «Скай Линк» могут попасть в МТС. Против этого мы и возражали. Мы считаем, что это – нарушение условий конкурсов по GSM-частотам.

И ФАС Вас услышал.

Да, ФАС обусловил приобретение «Скай Линк» продажей его GSM активов стороннему инвестору.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов