4 декабря '08

№20 Пришло ли время MVNO?!


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

В конце ноября научно-технический совет при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ одобрил проект приказа «Об особенностях лицензирования деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи». В приказе прописаны требования к компаниям, желающим получить лицензию виртуального сотового оператора — MVNO. Согласно проекту приказа Минкомсвязи, выдача соискателям лицензий будет осуществляться после предоставления в лицензирующий орган схемы построения сети, согласованной с другим оператором подвижной радиотелефонной связи, инфраструктура радиодоступа которых планируется к использованию соискателями (т.е. необходимо будет организовать собственную систему коммутации, биллинг и т. д.).

Как сообщает Минкомсвязи, введение MVNO (Mobile Virtual Network Operator) открывает возможности нового рынка услуг связи и является одним из революционных событий отрасли телекоммуникаций.

Насколько революционным является событие?

Назвать событие революционным – громкие слова. Де-факто виртуальные операторы появились на территории России 2-3 года назад, это множество виртуальных операторов «Мегафона» - «Революция», «Матрикс Мобайл», «Мегател», «Divizion», и «Алло Инкогнито». С 2005 года модель MVNO тестировали компании «Народный мобильный телефон» и «Евросеть». Но никакого прорыва на рынке не последовало. Так, например, проект «Евросети» и «СМАРТСа», просуществовав пару лет, был признан несостоятельным, так и не собрав достаточного количества абонентов и не став прибыльным.

На наш взгляд, неудача была связана с тем, что рынок был еще не готов к таким новшествам. Особую популярность MVNO получили в странах с высокой стоимостью услуг мобильной связи и высокой насыщенностью рынка, «виртуальщики» имели поле для деятельности благодаря снижению цен. На тот момент в России виртуальным операторам было тяжело тягаться с операторами «большой тройки», которые в то время также занимались активным наращиванием абонентской базы, и пускать конкурентов намерены не были, демпинговать цены им бы также никто ни дал, тем более на тот момент их уровень был не таким существенным, что делало бизнес низкорентабельным.

Активное распространение MVNO в большинстве западных стран началось во время внедрения сетей нового поколения (3G). Операторам пришлось прилично потратиться на закупку лицензий и возведения сетей, поэтому виртуальные операторы пришлись как нельзя кстати, благодаря им удалось ускорить окупаемость затрат и быстрее внедрить новые технологии в общий обиход (по причине близости к потребителям).

В среднем в европейских странах доля абонентов операторов MVNO составляет порядка 20% всех абонентов сотовых сетей.

Готов ли рынок к активному появлению MVNO?

Во многом развитие рынка MVNO тормозило отсутствие законодательства, что делало данный бизнес рисковым. Вполне возможно, что на том этапе лоббирование своих интересов было со стороны операторов «большой тройки», для которых приход виртуальных операторов был тогда не выгоден.

По результатам октября текущего года проникновение связи в России перевалило за 125%, в регионах этот показатель превысил отметку в 116%. Сейчас операторы «большой тройки» ведут активное строительство сетей нового поколения (3G), до конца года будут покрыты почти все крупные города страны.

Узаконивание деятельности виртуальных операторов в теперешнее время есть скорее необходимый шаг, появление MVNO игроков поможет ускорить развитие связи нового поколения (создать интересный контент для потребителей) и ускорить окупаемость инвестиций в их становление.

Доводы за MVNO Риски для MVNO
- Благодаря виртуальным операторам крупные операторы cмогут увеличить клиентскую базу и быстрее окупить затраты на приобретение лицензий и развертывание инфраструктуры 3G.
- Гибкость MVNO по сравнению с обычными операторами мобильной связи должна способствовать более активному внедрению новых услуг.
- MVNO может стать связующим звеном между операторами фиксированной и беспроводной связи, что ускорит внедрение конвергентным услуг.
- Также появляется возможность снизить стоимость привлечения абонентов и уменьшить их отток за счет использования MVNO в качестве одного из каналов розничной дистрибуции.
- Нехватка частот у мобильных операторов может застопорить развитие виртуальных операторов.
- По мере появления других операторов MVNO возникает риск потери экономической привлекательности бизнеса.
- Чтобы привлечь абонентов, качество услуг, предоставляемых оператором MVNO, должно превосходить качество услуг других операторов.

Потенциальные потребители

1. Компании могут создать виртуального оператора для выработки лояльности к бренду, в этом случае компании занимают нишевые доли рынка и зачастую работают с низкой рентабельностью
- За рубежом активно развивалась модель MVNO у ритейлеров. Российские ритейлеры уже заявили о своих интересах к данному проекту, в частности X5 Retail Group N.V.

2. Есть возможности взаимовыгодного сотрудничества двух операторов
- Также возможностями виртуальных операторов могут ползоваться и реальные операторы, это хорошая возможность для расширения присутствия на других, не охваченных ими рынках. Так, например, одно время (2005 год) «Мегафон» выступал в качестве MVNO в сотовых сетях компании «Дальсвязь» в Магаданской и Камчатской областях. Такой симбиоз выгоден обеим сторонам, поскольку «Дальсвязь» в этом случае получает доступ к международному и общероссийскому роумингу, а «Мегафон» - к местным мобильным сетям.

- Региональные операторы фиксированной связи могут использовать возможности виртуального оператора для предоставления своим клиентам услуг мобильной связи, а в дальнейшем, возможно, и конвергентных услуг. Так, например, в июне текущего года ЮТК пока что в пилотной версии начал предоставлять услуги сотовой связи как виртуальный оператор в астраханской сети СМАРТС.
- Также хорошей возможностью могли бы воспользоваться сотовые операторы, не имеющие собственных 3G сетей. Они по договору виртуального оператора могут использовать сети «большой тройки» мобильных компаний.
- С другой стороны, и сотовые компании смогут пользоваться частотами и телефонными номерами федеральных операторов для создания конвергентных услуг.

3. Есть возможность использовать отдельные услуги операторов для развития своего бизнеса – например, только возможность скоростного доступа в Интернет, в данном случае, такие проекты могут быть интересны интернет-провайдерам (предоставлявших услуги передачи данных).

4. Создавать виртуальных операторов, для которых это основной бизнес - благодаря узакониванию деятельности виртуальных операторов, барьеры для прихода зарубежных инвесторов сняты, крупные заграничные игроки MNVO могут реализовать свои модели бизнеса и в нашей стране.

Условия входа

Выделяют три типа виртуальных операторов:
1 тип – нижний уровень, данные виртуалы занимаются перепродажей услуг основного оператора. Без собственной инфраструктуры. Все услуги (в том числе и техподдержку) оказывает компания, предоставляющая услуги мобильной связи. Есть только собственный бренд и привязаны к тарифам основного оператора.
2 тип – данные виртуальные операторы арендуют сети связи, но имеют свои тарифы инфраструктуру, за исключением центра коммутации.
3 тип – данные компании имеют в собственности всю необходимую технику, кроме базовых станций, то есть самостоятельно производят коммутацию, переадресацию звонков и т.д.

Наиболее часто встречаются MNVO первого и второго типа, у которых нет собственной инфраструктуры, либо она сильно ограничена.
Условия, накладываемые законодательством на модель бизнеса MVNO в России, ограничивает возможности выхода на рынок многих игроков.
Такие условия отсекают сразу существование виртуальщиков 1-го и частично 2-го типов и ограничивает круг возможных игроков рынка. Конечно, в первую очередь, требовались законодательные решения относительно создания MVNO высокого уровня, но ограничиваться созданием только одного типа виртуальных операторов чревато существенным сдерживанием роста данного рынка.
Возможно, что такие условия были пролоббированы крупными операторами станы, дабы снизить риск оттока абонентов, усиления конкуренции и передела рынка.
Расходы на становление инфраструктуры могут составить от $100 тыс. до $3 млн в зависимости от планируемого объема привлечения клиентов и масштабами развертывания деятельности. Высокие издержки могут отпугнуть мелких игроков рыка.

Ввиду достаточно сильных затрат отложил выход на наш рынок известный европейский MVNO «Effortel-Европа». Причиной послужили новые условия, которые могут быть выдвинуты Минкомсвязи для получения лицензий MVNO-операторами, утверждают в компании. Запуск отложен из-за новых условий, которые Минкомсвязи может ввести для MVNO-операторов.

Диагноз рынка

Проникновение мобильной связи на российском рынке достигло насыщения, потенциал роста голосовой связи исчерпал себя. Сейчас, в период становления сетей новых технологий, на первое место выходят услуги связанные с передачей данный, в частности, мобильный контент. Сейчас как раз пришло время для появления виртуальных операторов связи. Исходя из опыта других стран, можно утверждать, что появление MVNO стимулирует развитие интернет-провайдеров и контент индустрии, что является главным залогом успешного развития 3G.

Технически российский рынок уже готов принять виртуальных мобильных операторов, но о готовности крупных операторов пока говорить рано.

Дефицит частотных ресурсов у действующих операторов может сдерживать развитие MVNO в России, базовые операторы просто физически не смогут заключать договоры со всеми желающими получить лицензию виртуального оператора.

Жесткие условия выхода на рынок MVNO не позволят всем желающим получить необходимые лицензии, на запуск проекта могут потребоваться большие средства, которые операторы не смогут предоставить.
Насколько появление виртуальных операторов может стать революционным, покажет время.

Ирина Скворцова, аналитик ИК «Атон»







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов