4 декабря '08

№21 Минкомсвязи реформирует законодательную базу отрасли

Минкомсвязи под руководством Наума Мардера приступило к реформированию законодательной базы телекоммуникационной отрасли. Было обозначено несколько основополагающих проблем, которые планируется урегулировать совместными усилиями с представителями отрасли. Среди них можно выделить пять наиболее важных – это выдача лицензий на частоты, улучшение системы регистрации сетей, разработка механизма маршрутизации трафика, усовершенствование требований к техническим параметрам сетей, а также разработка проекта по внедрению услуг FMC.
Правительство намерено внести поправки к закону «О связи», плюс к существующим нормативным актам отрасли. Была выработана стратегия работы по эффективности деятельности отрасли.
Так, одной из наиболее важных проблем стала регистрация сетей. Разрабатывается порядок упрощения механизма регистрации. Orange Business Services предлагает проводить регистрацию, минуя разрешения надзорных организаций на пользование сооружениями связи.
В этой связи остро стоит вопрос об упрощении или устранении процедуры переоформления соглашения на частоты, когда компания планирует провести реорганизацию. Сегодняшний порядок оформления усложняет работу сотовых операторов, которые присоединяют к себе активы приобретенных компаний.
Кроме того, особое внимание уделялось введению услуги FMC. Это предложение будет готовить руководство «Норильск-Телекома», которое разрабатывает схему описания процесса маршрутизации при взаимодействии телефонной сети с сетями передачи данных.
Наболевшим вопросом для сотовых компаний является процесс выдачи частот. Игроки рынка, в частности, «Вымпелком», готовят программу по упрощению механизма выдачи частотного спектра и работы с радиочастотными организациями. Они предлагают сократить срок оформления заявок до 20 дней вместо 120, а также уменьшения сроков по получению разрешения частотных присвоений и проведение экспертизы ФГУП ГРЧЦ. Сотовые операторы выступают также за прозрачность процедуры выдачи лицензий. Они предлагают раскрывать данные о выданных частотных полосах в публичных источниках. Кроме того, в случае неполучения разрешения согласующего ведомства в указанный срок, считать положительным решение о выдачи частот в пользу заявителя.
Блок вопросов посвящен усовершенствованию требований технических параметров оборудования, касающихся электропитания для сетей NGN и IMS. Регулятор также планирует проработать вопрос по поводу возможности пользователя оператора зоновой сети.
Аналитики сходятся во мнении, что принятие поправок к закону «О связи» является положительным фактором, в силу того, что он поможет решить ряд наболевших проблем отрасли телекоммуникаций. В частности, отмечают эксперты, планы по упрощению процедуры согласования могут эффективно воздействовать на ускорение процесса выделения частот. Комментаторы при этом говорят, что необходимо учитывать важный фактор: упрощение согласования по выдаче частотного спектра не должно сказаться на усложнении требований к игрокам рынка. В ускорении выдачи частот заинтересован также и сам регулятор. В то время, когда частотный спектр не используется, страдает государство, теряя доходы, получая невозмещенный убыток. Кроме того, аналитики полагают, что необходимо ввести уведомительный порядок при реорганизации компании. Такая мера решит проблему сроков переоформления.
Эксперты говорят, действующий закон «О связи» устарел. Изменения в отрасли телекоммуникаций происходят динамично, за которыми не успевают законотворцы. Это рождает ряд проблем – дублирование документов и наличие большого количества поправок, что усложняет эффективность действия системы.


Эксклюзивные комментарии:

Глеб Пыжов, генеральный директор
ИК «Некстер»

«Здесь нужно отметить один ключевой момент - законодательная база отрасли состоит как из федеральных законов, изменения в которые вносятся на уровне парламента и президента, так и из нормативных актов, право изменять которые принадлежит правительству и непосредственно Министерству связи и массовых коммуникаций. Я присутствовал при рождении этой идеи на конференции АДЭ в сентябре этого года, и Наум Мардер как раз и говорил о том, что, в первую очередь, речь идет об изменениях в министерских нормативных акты, во вторую – предложениях в правительство, и уже в третью – изменениях в федеральное законодательство. Поэтому, как мне кажется, работа должна быть в какой-то степени разнесена и по времени, и по этим направлениям. Так, думаю, она пойдет существенно быстрее и эффективнее. Обратите внимание и на само содержание изменений: присутствуют как крайне важные вещи, оказывающие реальное влияние на всю отрасль, так и множество изменений, не затрагивающих суть работы телекоммуникационных компаний. Разумеется, ключевым моментом являются изменения, касающиеся взаимодействия сетей связи. Здесь находятся наиболее острые и животрепещущие проблемы: и «запретная» IP-телефония, и тарифы на инициирование и завершение вызовов МРК и альтернативщиков. И, в первую очередь, это касается Приказов 87,97,98 Мининформсвязи, ППРФ 161 и еще ряд подзаконных НПА. Столь же важно и коренное реформирование радиочастотной нормативки и регламентов – сейчас эта сфера настолько непрозрачна и субъективизирована, что делает практически невозможным для небольших операторов использование частотного ресурса. А вот некоторые изменения, предлагаемые в ФЗ «О связи» на первом этапе сомнительны. Положительный эффект от вносимых поправок совершенно не соразмерен тем усилиям, которые необходимо предпринять для их принятия. Возьмем тот же пресловутый п. 4 ст. 35 ФЗ - предполагается исключение несоразмерной ответственности (прекращение действия лицензии) за неуведомление лицензирующего органа о смене места нахождения или наименования Лицензиата. Ну да, ответственность и в самом деле несоразмерная, но при этом, что мешает каждому конкретному оператору быть внимательным и вовремя (в течение 30 дней, заметьте) направлять уведомление? Ничего не мешает, и ни на чьем бизнесе это не отражается. И так по многим вопросам - в принципе, исправления вносить нужно, но... можно и не «бегом». Предлагаемые поправки в целом на отрасли скажутся положительно, особенно если эти поправки будут приняты в комплексе. Главное, чтобы «случайно» из всего многообразия предлагаемых изменений не выплеснули наиболее значимые для реального бизнеса. Что касается вхождения в рабочую группу при министерстве представителей «большой тройки», то это вполне естественно, что все участники рабочей группы лоббируют в той или иной степени собственные интересы - иначе зачем бы они этим занимались? Другое дело, что вносимые изменения полезны и небольшим операторам - по многим пунктам интересы «большой тройки» и всех остальных участников рынка полностью совпадают. Будем ждать, когда появится такой же утвержденный план работы второй рабочей группы «Разработка концепции инфокоммуникационного регулирования, содействующей интеграции связи, вещания и информатизации». Думаю, что там будет много интересного».



Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»

«Необходимость реформирования законодательной базы уже давно назрела, это очень своевременный вопрос. Сделанные поправки должны благоприятно повлиять на отрасль, упростить жизнь телекоммуникационным компаниям, а также узаконить деятельность некоторых операторов. В частности, вопрос по виртуальным операторам очень актуален, также вопрос о более прозрачной процедуре выдачи частот и т.д. Думаю, инициатива, в первую очередь, исходила от игроков рынка, поэтому данные проблемы являются первостепенными для отрасли. В текущей рыночной ситуации важно поддержать отрасль, поэтому маловероятно, что операторы «большой тройки» смогут пролоббировать свои интересы за счет более мелких операторов. Заявленные поправки повышают прозрачность рынка и облегчают работу для многих небольших компаний. Проблемы отрасли во многом определяются недостатками российского законодательства в сфере связи, и этим перечнем они не исчерпываются».



Родион Юрьев, руководитель
«Юридическое бюро Юрьева»

«Самой насущной проблемой для отрасли является необходимость сотен согласований для доступа к эфиру: вне зависимости, о каком частотном диапазоне мы говорим. Любые шаги в направлении сокращения числа согласований и разрешений можно только приветствовать. В то же время установление новых правил не должно сопровождаться ужесточением требований к операторам, т.к. на практике это приводит к монополизации, что невыгодно государству, ведь оно выступает в данном случае продавцом природного ресурса - частоты. Представляется, именно из этого понятия и следует исходить при формулировании государственной политики. Можно, безусловно, обставить получение частоты миллионом бумаг, каждая из которых стоит по тысяче рублей. Но гораздо проще и эффективнее продать право пользования этой частотой за те же деньги и в рамках понятной процедуры, ведь пока собираются бумаги, частота пустует и никто убытки от неэксплуатации этого ресурса государству никогда не возместит. Конечно, в этой сфере есть особые государственные интересы, в первую очередь они затрагивают радио- и теле- СМИ. Но для этой сферы необходимо даже не более жесткое регулирование, а простое исполнение того, что и так предусмотрено законом. Я имею ввиду концепции теле- и радиовещания, законодательство о СМИ и рекламе. Пока мы видим, что СМИ, открыто нарушающие закон (например, телеканал 2х2) не несут никакого наказания даже за уголовные преступления. При этом не требуется ни новых законов, ни каких-то значительных усилий для их наказания. Не хватает только политической воли для принятия решения. При такой ситуации выполнение плана по дерегулированию в телекоммуникационной сфере остается под большим вопросом».



Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»

«Положительно оцениваю изменения по упрощению переоформления частот в связи с реорганизацией предприятий, сменой адреса и прочее. В этом случае, полагаю, должен действовать уведомительный порядок. Я думаю, что как бы ни был реформирован закон «О связи», это положительно скажется на развитии отрасли, т.к. действующий закон уж очень сильно устарел. Чем качественней будет новый закон, тем в большей степени он поспособствует развитию отрасли. Привлечение «большой тройки» наверняка скажется на лоббировании их интересов. Поэтому необходимо привлекать независимых экспертов».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов