2 декабря '08

№21 Минкомсвязи: необходима новая система регулирования отрасли

Наум Мардер, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, высказал мнение, что в современных условиях развития рынка целесообразно реформировать старую модель регулирования отрасли телекоммуникаций. Он выделил несколько основополагающих задач. Во-первых, необходимо ввести форму лицензирования виртуальных операторов. Кроме того, следует наладить процесс регистрации сетей. В рамках закона №14 важно подумать об уведомительном порядке регистрации сетей. Необходимо решить сложную задачу по поводу упрощения присоединения и пропуска трафика. В этой связи нужно наладить модель взаимодействия перехода TDM к IP. Отсюда вытекает вопрос с выбором оператора. В том числе одной из наболевших проблем является кража телефонов, которые впоследствии сбываются как вторичный товар. В этом контексте должны быть учтены мнения операторов сотовой связи и законодателей, в силу того, что сложно вести базу данных на все купленные пользователем телефоны, плюс создаются дополнительные трудности введения поправок в Гражданский кодекс и Уголовный, не говоря о законе «О связи».
По поводу недискриминационного доступа замминистра связи и массовых коммуникаций отметил, что на данном этапе он может быть урегулирован только общегражданским законодательством, но не законом «О связи». При существовании единого доступа, возникает вопрос о монополизации. Два варианта доступа – по эфиру и оптическому кабелю – неприемлемы на данный момент. Наум Мардер предложил искать другие пути решения проблемы. Важнейшим стал вопрос о частотных ресурсах, которым будет заниматься НИИР. Ведомство будет разрабатывать программу выдачи заключения по приемлемому количеству сотовых операторов в диапазоне WiMAX 2,3 – 2,5. ГРЧЦ решит вопрос по поводу возможности использования этого диапазона. Впоследствии будет конкурс.
Аналитики сходятся во мнении, что модель регулирования необходимо сделать более мягкой и прозрачной, в силу того, что предыдущая система характеризовалась большим числом контролирующих органов, бюрократизацией. Эксперты отмечают, что сроки принятия решений по вопросам затягивались на длительное время. Комментаторы считают, что необходим единый документ, регламентирующий деятельности отрасли. В этой связи важно, чтобы он создавался специалистами из разных областей права, учитывая поправки в другие законы.
Итак, аналитики пришли к выводу, что новая модель регулирования отрасли в рамках финансового кризиса и существующих проблем в ней на данный момент, безусловно, необходима. Кроме того, технологическое развитие ускоряется с каждым днем, отсюда возникает проблема дублирования законодательных актов, плюс законодательство не успевает регламентировать изменения, происходящие в телекоммуникационной отрасли.


Эксклюзивные комментарии:

Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»

«В случае введения лицензирования виртуальных мобильных операторов количество игроков этой ниши значительно уменьшится из-за существенного снижения маржи этих операторов. Данную проблему следовало решать в момент появления виртуальных операторов или одновременно с лицензированием всех сотовых операторов. Виртуальный оператор мобильной связи (Mobile Virtual Network Operator (MVNO) получает прибыль за счет маржи между платой основному оператору за трафик и денежными взносами абонентов за связь. Но самое главное в том, что он не утруждает себя никакими лицензионными обязательствами, не покупает оборудование, не тратит деньги на разрешительные документы и расчистку частотного диапазона, поэтому такому оператору можно в большей степени сосредоточиться на маркетинге и продажах. Однако с течением времени стоимость минуты будет падать, и MVNO придется несколько переориентировать направление предоставляемых услуг. Пока же это неплохой бизнес. Решение вопросов, которые предлагает Наум Мардер в рамках нового регулирования, должно было произойти гораздо раньше. Что тормозило предыдущую команду, какие проблемы были первоочередными - сложно сказать. Эффективность новой модели, к сожалению, могла быть гораздо выше, если бы она была принята хотя бы год назад. Особых новшеств не видно - есть «латание дыр». Это можно объяснить большим количеством разнозаинтересованных сторон и бюрократическим аппаратом. На мой взгляд, при большом количестве поправок логичней принять новый закон. Что касается бюрократических проблем - то их и без закона предостаточно».



Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»

«Совершенно согласен, что существующее законодательство не успевает за технологическим развитием отрасли связи. Думаю, что единый документ необходим. При этом самое главное, чтобы он готовился профессионалами-специалистами не только в области связи, но и в областях гражданского, уголовного, административного и прочих отраслей права. Важно, чтобы новый закон не нарушал существующую систему, прежде всего, гражданско-правового регулирования, чтобы этот закон разрабатывался в комплексе с поправками в другие законодательные акты. В законотворчестве главное не форма и наименование, а содержание. Поэтому, если закон будет качественным, то и бюрократических преград быть не должно, и отрасль должна развиваться».



Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

«Критики в адрес существующей сейчас модели регулирования традиционно звучало много. Она отличается достаточно высоким уровнем бюрократизации, наличием большого числа контролирующих органов, длительными сроками принятия решений. Сейчас, в условиях, когда рынок, с одной стороны, постепенно замедляет темпы роста, с другой, - в целом поделен между крупными игроками (по крайней мере, процессы консолидации продолжаются), регулирование можно сделать более мягким и прозрачным. Реализация принципов одного окна, саморегулирование могло бы дать хороший драйвер развитию отрасли. Конечно, необходима и комплексная ревизия всей законодательной базы для ее унификации и избежания противоречий».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов