18 ноября '08

№20 «Мегафон» откажется от выхода на иранский рынок

Компания «Мегафон» меняет планы по поводу выхода на иранский рынок. Оператор собирается отказаться от запланированной экспансии. Основная причина заключается в том, что иранские власти предложили слишком серьезные условия по приобретению тендера – покупка GSM-лицензии могла стоить компании 300 млн евро, плюс необходимо было отчислять средства от выручки дочки «Мегафона» в размере 15%. Кроме того, иностранная компания может владеть только 49% акций. Руководство компании предполагало вложить 3 млрд евро в проект. Но в условиях сложившегося финансового кризиса оно решило сэкономить эти деньги и потратить их иным способом, например, приобрести одну из компаний на рынке сотового ритейла.
Напомним, что в мае 2008 года оператор открыл свое представительство в Иране, когда принял решение принимать участие в конкурсе на третью GSM-лицензию. Официально дата проведения конкурса неизвестна. До 29 ноября желающие приобрести GSM-лицензию должны подать заявление в иранский телекоммуникационный регулятор. Компания «Мегафон» получила документы на конкурс, однако заявление не подала.
Аналитики сходятся во мнении, что компания «Мегафон» приняла верное решение по поводу отмены экспансии в иранский рынок. Существует несколько причин отказа от запланированного проекта. Во-первых, комментаторы говорят, что условия конкурса, действительно, слишком завышенные. Во-вторых, для «Мегафон» есть наиболее выгодные позиции, например, в странах СНГ. В-третьих, российский сотовый рынок выдвигает свои условия – необходимость приобретение сотового ритейлера, чтобы оставаться конкурентоспособным по сравнению с другими игроками рынка. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, «Мегафон» вряд ли располагает указанными суммами на инвестирование иранского проекта – скорее всего, финансирование планировалось за счет займа.
Таким образом, политическая и экономическая ситуации продиктовали свои условия многим российским компаниям. По мнению аналитиков, выборы в США, а также финансовая нестабильность сыграли свою роль в развитии сценария «Мегафона» по поводу экспансии в Иран. Сегодня кризис дает массу возможностей отечественным телекоммуникационным компаниям участвовать в переделе рынка, а также увеличивать в этой связи конкурентоспособность и капитал. Эксперты выражают уверенность, что сотовый оператор занял верную позицию в силу того, что он сможет укрепить свое финансовое положение и инвестировать средства в более выгодные для него проекты.

Справка: «Мегафон» - третий по количеству абонентов оператор сотовой связи в России, обслуживает 41,3 млн абонентов (данные на сентябрь 2008 года). По итогам второго квартала 2008 года выручка - 42,420 млрд руб., EBITDA - 20,48 млрд руб.


Эксклюзивные комментарии:

Халиль Шехмаметьев, директор аналитического департамента
ФК «Открытие»

«Скорее всего, компании, которые заявляли об агрессивных планах по освоению иностранных рынков, будут пересматривать свои программы. Компании развиваются за счет капитала, который изменяется в условиях кризиса. К проблемам экспансии нужно подходить аккуратно. Со стороны «Мегафона» отказ от вхождения на иранский рынок - это ожидаемый шаг. Кроме того, существенного повреждения имиджа не будет. В первую очередь, «Мегафон» будет осваивать рынки СНГ. Действительно, иранский рынок очень привлекателен. Однако в нем есть ряд проблем. По поводу текущего финансового состояния к «Мегафону особых претензий нет. У него высокая рентабельность».



Евгений Соломатин, директор по развитию
ЗАО «Коминфо Консалтинг»

«В текущих условиях, когда на рынке наблюдается отсутствие дешевых кредитных ресурсов и компаниям требуются оборотные средства, решение акционеров абсолютно оправдано. Договоренности были достигнуты в условиях растущего рынка, оптимизма среди инвесторов, позитивной мировой экономической динамики. Сейчас иранской стороне их явно надо пересматривать. «Мегафону» гораздо выгоднее разместить средства в России, так как кризис дает массу возможностей для передела рынка. Замечу, что аналогичная тенденция отказа от сделок на «старых» условиях активно проявляется на рынке слияний и поглощений. Мы еще не раз столкнемся с такими фактами».



Антон Ворыхалов, аналитик
iKS-Consulting

«Я оцениваю положительно планы «Мегафона» по поводу отказа от экспансии в Иран с учетом текущей экономической ситуации и стоимости «входного билета». Кроме того, я думаю, что, по сути, компания располагает не «сэкономленными средствами», а потенциально не полученными займами. Т.е. проект в Иране, скорее всего, финансировался бы за счет долга. Теперь компания просто не будет занимать эти средства. Финансовое положение оператора на уровне остальной тройки достаточно стабильное. По данным на 1 полугодие 2008 года у «Мегафона» было около $480 млн кэша».



Ренат Салихов, отраслевой аналитик

«Приобретение розничной сети (или как минимум эксклюзивное стратегическое партнерство) для «Мегафона», на мой взгляд, было неизбежным шагом независимо от решения инвестировать проект в Иране. На планы по выходу в Иран могли повлиять итоги выборов в США и возможная смена политики в отношении Ирана. К тому же, в текущих экономических условиях в мире появилось много интересных возможностей для компаний с устойчивым финансовым положением и хорошей денежной позицией. Есть привлекательные активы в странах ближнего зарубежья, испытывающие недостаток средств на выплаты долгов и дальнейшее развитие. На них и может быть обращено внимание «Мегафона» в ближайшие месяцы, помимо сотового ритейла».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов