17 ноября '08
№20 Россвязькомнадзор разрешил конфликт «Синтерры» и МГТС
Россвязькомнадзор посчитал правомерным действием отключение трафика «Мегафона», предоставляемого компанией «Синтерра». Однако комиссия отметила, что в одностороннем порядке такая мера недопустима, и необходимо искать пути урегулирования конфликта цивилизованным методом. В случае неразрешения инцидента, компания, предоставляющая услуги, должна перенаправить уведомление об этом регулятору, т.к. отключение трафика невозможно осуществить без разрешения соответствующих органов. «Синтерра», в свою очередь, собирается подавать апелляцию в суд по поводу принятого решения.
МГТС объяснила свои действия тем, что договор, заключенный между компанией и «Синтеррой», не предусматривал пропуск трафика от сотовых абонентов. Плата за пользование трафика МГТС для сотовых абонентов дороже, чем для операторов фиксированной связи. В этом случае МГТС недополучали прибыль от предоставляемых услуг. Причина отключения заключается в экономической плоскости, но более всего - в несоблюдении юридических норм, т.к. финансовые долги компании «Синтерра» в отношении МГТС составляют не более 400 тыс. рублей.
Напомним, что в июле 2008 года МГТС отключили прохождение трафика через «Синтерру» операторам «Вымпелком», «Скай Линк», «Уралсвязьинформ», СМАРТС в одностороннем порядке. При всем этом «Синтерра» имела возможность пользоваться услугами компании МТГС.
Аналитики сходятся во мнении, что действия со стороны комиссии Россвязькомнадзора вполне разумны. Регулятор дал рекомендации по поводу решения спора. Эксперты считают, что МГТС должны были дать уведомление об отключении трафика, адресованное «Синтерре». Вопросы, касаемые изменения предоставления услуг, должны были решаться альтернативным путем посредством пересмотра условий договора. В этом случае действия со стороны МГТС выглядят неправомерными. Комментаторы полагают, что подобные конфликты - результат несовершенства законодательной базы. Итак, позиция регулятора в споре «Синтерра» - МГТС достаточно ясна: комиссия позволила принять МГТС подобное решение, однако напомнила, что о таких координальных действиях, как отключение трафика, необходимо уведомлять заранее. Эксперты выразили мнение, что подобные инциденты должны решаться путем переговоров.
Справка: «Синтерра» – группа операторов связи, в которую входят компании «Синтерра», «ПетерСтар», «Глобал Телепорт», «ЕвроТел», «Синтерра Урал» и ряд региональных операторов связи, работающие на телекоммуникационном рынке с 1992 года. «Синтерра» входит в Группу «ПромСвязьКапитал». Компании группы владеют лицензиями на предоставление услуг местной телефонной связи в 22 регионах РФ, междугородней и международной телефонной связи, услуг связи по передаче данных, телематических услуг связи и услуг связи по предоставлению в пользование каналов связи на всей территории РФ. Инфраструктура Группы компаний «Синтерра» присутствует во всех регионы РФ: наземная магистральная междугородная сеть охватывает более 70 регионов страны и имеет общую протяженность порядка 65 тыс. километров, а в 13 регионах введены в эксплуатацию более 40 узлов доступа магистральных линии спутниковой связи. Компании группы оказывают услуги связи более чем в 30 000 населенных пунктах, при этом техническая возможность оказания услуг связи присутствует во всех населенных пунктах РФ (в том числе в удалённых и труднодоступных населенных пунктах с использованием технологии VSAT).
Эксклюзивные комментарии:
Андрей Щека, директор направления фиксированной связи
J'son & Partners
«Деятельность компании связи, признанной оператором, занимающим существенное положение, находится под пристальным контролем регулятора. МГТС не могут свободно устанавливать и изменять тарифы на услуги телефонной связи. Учитывая разницу в приеме трафика от мобильных и фиксированных операторов, пропуск трафика компаний сотовой связи через сеть «Синтерры» на МГТС действительно приводил к потере МГТС части доходов. При несогласии принимать от «Синтерры» вызовы с сетей сотовых операторов на старых условиях, МГТС вправе потребовать пересмотра условий договора. С моей точки зрения, отключение является крайней формой, до которой, действительно требовалось попытаться решить проблему путем переговоров. В этих переговорах важна позиция компаний «Синтерра» и «Мегафон», которые могли получать дополнительную выгоду от пропуска трафика по указанной схеме. Фактически в результате переговоров должен был быть согласован порядок пропуска и учета трафика, при котором распределение доходов было бы существенно изменено в пользу МГТС. Допущенные сторонами ошибки в межоператорских взаимодействиях и соглашениях не должны влиять на возможность абонентов звонить в Москву и другие города, населенные пункты. Хотелось бы, чтобы споры операторов не приводили к перерывам в связи для абонентов».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«Во-первых, комиссия показала, что она придает большое значение экономической эффективности операторов, во-вторых, ориентирована на создание прозрачных правил игры. К сожалению, наша регулятивная база неидеальна, что позволяет компаниям находить в ней лазейки для оптимизации своих издержек. Россвязькомнадзор позволил операторам самостоятельно принимать такого рода решения при условии предварительного информирования. Это снижает возможности спекуляций на статусе существенного оператора. Претензии «Синтерры» выглядят справедливыми только формально. Да, существенный оператор должен проводить недискриминационную политику, но это не значит, что он должен позволить дискриминировать себя».
Анна Сидорова, аналитик
Glitnir Group
«Решение носит скорее рекомендательный характер, и теперь остается только ожидать решения аппеляционного суда по данному вопросу, которое «Синтерра» уже инициировала. Регулятор, в свою очередь, отреагировал очень правильно, исполнив свою контролирующую и регулирующую функцию, и указав на неправомерность отключений без предупреждения. Пусть полной ясности данное решение не принесло, регулятор направил обе стороны на урегулирование проблемы «мирным путем». Операторы будут обязаны прояснить собственные договорные условия, на которых они работают. Правомерность или неправомерность существенного оператора в отказе предоставления услуги связи - это вопрос юридического характера, и «Синтерра» в данном случае апеллирует к законодательству. А вот акцент на уведомлении и обращении к регулятору перед непосредственным отключением услуг связи должен позитивно повлиять на выстраивание отношений между операторами, сделав их в каком-то смысле более цивилизованными».