7 ноября '08
№20 Платежные агенты предложили поправки к закону
С открытым письмом к президенту Медведеву обратилась платежная система Quickpay, которая просит пересмотреть положения законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», регламентирующего прием платежей от физических лиц. Во-первых, это положение об обязательном заключении договора между банком и платежным агентом на получение банковской гарантии или страховки на 5 млн руб. В Quickpay отмечают, что это жесткая мера в силу того, что компании с небольшим оборотом не получат такой гарантии от банка. Вызывает опасение и обязательство по введению контрольно-кассовой техники, которая будет не по карману малому бизнесу. Отметим, что сегодня рынок платежных систем состоит на 70% из небольших компаний. Оборот денег за год составляет $15,5 млрд. Quickpay выступила с предложением контроля не агентов, а платежных систем.
Компании рынка платежных терминалов недовольны законопроектом. Закон вводит специальные требования. Вот некоторые из них – предоставление полной информации о платежном агенте, выдача чека пользователю в обязательном порядке с необходимой информацией, установка специальных фискальных аппаратов. Отношение к принятому проекту со стороны игроков рынка неоднозначное. С одной стороны, он рассчитан на систематизацию, прозрачность выполняемых операций. С другой стороны, малые предприятия не выдержат конкуренцию и в результате не выживут на рынке, останутся только сильные игроки. В рамках государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса такая мера противоречит принятым решениям.
Некоторые аналитики высказывают мнение, что на рынке платежных систем появилась здоровая конкуренция. Новый закон убьет ее, когда на арену выйдут крупные игроки. Система будет монополизирована. Кроме того, введение фискальных аппаратов влечет за собой существенную проблему: ряд бюрократических рисков. Возникнут трудности с регистрацией журналов на каждый фискальный регистратор, который агенты должны фиксировать в налоговой. Отсутствует также и законодательная база, касающаяся технических требований контроля над аппаратами. Другая часть экспертов считает, что законодательство предотвратит финансовые махинации и налоговые аферы, урегулирует рынок, сделает его прозрачным, защитит права потребителей.
Эксклюзивные комментарии:
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«Очевидно, что компания считает риски введения закона для своего бизнеса слишком существенными, пытается предпринять какие-то меры, чтобы отсрочить введение нового регулятивного документа или изменить его. В целом, многие озвученные идеи соответствуют позиции рынка. Например, крупные игроки считают, что значительно более эффективным и менее затратным решением будет фискализация процессинга, а не терминалов. Если закон будет принят, то рынок станет более прозрачным, но, одновременно, более дорогим для пользователя (из-за снижения конкуренции и роста издержек) и более консолидированным. Дело в том, что введение новых требований значительно повысит затраты небольших компаний, которые работают по агентской схеме, чаще всего имеют терминалы не в самых рентабельных местах. Как результат, новые требования сделают бизнес агентов убыточным, многие из них могут просто уйти с рынка. В целом, закон, регулирующий рынок моментальных платежей, нужен рынку, практически наверняка он будет принят. Хочется верить, что при этом будет учтена позиция участников рынка, аргументы которых выглядят вполне обоснованными».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Данное решение, принятое государством, достаточно разумно. Выдвинуто много эффективных требований. Известно достаточное количество случаев, когда вносимые платежи не доходили до адресата. Фискальные требования – полезное нововведение. Получение чека является необходимой мерой, т.к. пользователь должен знать, через какой банк проходит платеж. Выполнение таких норм не слишком сильно ударит по владельцам платежных терминалов. На сегодняшний день необходимо идти по пути консолидации мелких компаний, которых стало слишком много. Большое количество подобных предприятий не нужно рынку. Их деятельность невозможно контролировать, отсюда и появляются злоупотребления. Необходимо укрупнение, чтобы решить эту проблему. Перспективы у законопроекта достаточно серьезные. Рынок станет более управляемым и открытым».
Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»
«Требования нового закона ограничивают конкуренцию на рынке платежных систем, новые условия могут быть неподъемными для мелких предпринимателей, также это может затормозить развитие самой отрасли, так как более половины владельцев платежных систем - индивидуальные предприниматели. Подобные нормы потребует значительных затрат владельцев терминалов, что приведет к росту стоимости их услуг».