6 ноября '08
№20 АФК «Система» планирует внедрить бренд МТС в Индии
Дочерняя компания «Системы» Shyam Telelink планирует представлять бренд МТС в Индии. Отметим, что мнения в руководстве компании по поводу внедрения бренда разделились. Точного решения пока не принято. «Система» собирается разработать новый бренд для Shyam Telelink, а не использовать собственный «яичный» логотип. Другая часть руководства АФК «Система» сообщает, что уже намечены планы по выводу бренда, т.к. в Shyam Telelink происходят кадровые перестановки в составе руководства, чтобы ускорить продвижение бренда МТС. Напомним, что пост президента компании Shyam Telelink ныне занимает Всеволод Розанов (бывший вице-президент МТС по финансам и инвестициям) вместо Раймонда Армеса.
Следует заметить, что наметившийся финансовый кризис сотового оператора значительно сократит бюджет, рассчитанный на внедрение МТС на индийский рынок. В компании заявляют, что было выделено около $1 млрд до конца 2009 г. на развитие программы по вводу сетей в Индию. Предполагается, что уменьшение бюджета не повлияет на ввод сетей.
Аналитики сходятся во мнении, что введение «яичного» бренда МТС в Индию принесет позитивный опыт и результат. Эксперты отмечают, что бренд даже на уровне ассоциации у потенциального пользователя будет иметь свои преимущества. Так, согласно индийской мифологии, мир был сотворен из расколотого небесного яйца. Сам Брахма родился из золотого яйца. В индийских предсказаниях красное яйцо означает богатство и изобилие. Кроме того, в условиях финансового кризиса мощный логотип может стать одним из сильнейших орудий борьбы с конкурентами, усилив имидж компании.
Эксклюзивные комментарии:
Константин Белов, аналитик
ФК «УралСиб»
«Сокращение инвестиций несет в себе некоторую долю риска со стороны местных врагов. У Shyam Telelink нет своего развитого рынка. Они только начали предоставлять услуги. Касательно бренда, то здесь нет никаких проблем восприятия на культурном уровне. Ценность бренда МТС для индийского потребителя низкая, т.к. никто не знает, что это крупный оператор в России».
Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»
«На наш взгляд, использовать бренд МТС - хороший шаг со стороны «Системы». Как показала практика, правильный ребрендинг благоприятно влияет на имидж компании. Тем более, если учесть, что данный логотип символизирует благополучие в культуре Индии, стоит ожидать благосклонного отношения абонентов к такому шагу. Благодаря использованию одного логотипа, группа компаний может сэкономить на создании логотипа. Также использование одного логотипа будет способствовать улучшению имиджа и самих МТС. Сокращения инвестиций в период начальной стадии развития компании может привести к снижению темпов роста, что чревато последствиями, особенно в условиях жесткой конкуренции. Но сокращения в Shyam будут незначительные и не долговременные, в дальнейшем компания собирается нагнать упущенные моменты и планы на весь 2009. Ужесточение конкуренции было ожидаемо, индийский рынок один из самых лакомых кусков на азиатском горизонте. У «Системы» есть все ресурсы для успешного развития в Индии, приход на это рынок был своевремен. Кризис ликвидности заставляет компании всего мира затянуть пояса и конкуренты АФК «Система» не исключение».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«Идея достаточно интересная - звучание у бренда вполне международное, а логотип может хорошо вписаться в индийскую ментальность. Другое дело, что любой ребрендинг - это дополнительные затраты. Далеко не факт, что в условиях финансового кризиса «Система» будет готова пойти на них. Нельзя исключать, что пока такой проект только обсуждается, а запущен он будет только через несколько лет, когда последствия кризиса в какой-то мере будут изжиты. Сокращение инвестиций - негативный, но вынужденный момент. Его последствия будут зависеть от активности конкурентов. Они также сталкиваются с трудностями. Вопрос в том, смогут ли они аккумулировать ресурсы для рывка на индийском рынке. Впрочем, стоит отметить, что проникновение на нем менее 25%. Можно говорить о том, что, несмотря на рост конкуренции, места на нем хватит всем».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«К сожалению, на текущий момент такой аспект как национальная специфика практически не учитывается российскими предприятиями при освоении внешних рынков. Данный случай создает благоприятный прецедент. Однако, неизвестно, продиктовано ли данное решение маркетингом или финансовым кризисом, который уже сейчас вынуждает инвесторов сокращать бюджет перспективного проекта. При учете того, что дефицит заемного финансирования актуален не только для «Системы», но и для ее зарубежных конкурентов, можно считать, что существенного изменения конкурентных возможностей по отношению к другим участниками рынка ожидать не следует. Не стоит также забывать, что, помимо финансирования, залогом успеха при работе на внешних рынках является агрессивный маркетинг, который традиционно не является сильной стороной российских предприятий».