24 октября '08
№19 Процесс освобождения радиочастот затянется на долгий срок
Минкомсвязи не поддержало инициативу сотовых операторов по повышению цен на оплату частотного ресурса, выделенного для Министерства обороны РФ. Логика такого шага обусловлена тем, что повышение цен на ресурс вызовет увеличение финансирования бюджета министерства. Сумма, выделенная на пополнение бюджета, будет сопоставима с той, которая пойдет на оплату радиочастот.
Напомним, что из 100% радиочастот 95% - находится в ведении военных, оставшаяся часть – зарезервирована для гражданских целей. Одной из важнейших проблем для отечественных операторов сотовой связи является отсутствие необходимого количества свободных частот для увеличения скоростей передачи данных и расширение используемого частотного спектра. Сотовые компании высказываются за новую схему оплаты частотного ресурса, находящегося в пользовании у Министерства обороны. Сам регулятор не находит целесообразным менять структуру, предлагая сотовым операторам находить альтернативные пути решения этого вопроса. Однако потребности сотовых компаний растут, для развития конкуренции необходима выдача новых частот и конверсия частотного ресурса. 3G-лицензии уже выданы сотовым операторам, а свободных радиочастот не предусмотрено.
Аналитики сходятся во мнении, что процесс освобождения радиочастот затянется на долгий срок, так как предстоит длительный диалог между представителями госструктур. С точки зрения экспертов, даже при наличии дополнительных радиочастот конкуренция между компаниями не увеличится, так как на рынке уже давно определились три крупнейших сотовых игрока, которые будут подавлять своих конкурентов. В частности, эксперты заявляют, что освобождение радиочастот в основном приведет к повышению цен на услуги.
Вопрос об освобождении радиочастот для сотовых операторов остается открытым, и он связан с решением на ведомственном уровне. Поиск новых методов решения данной проблемы заходит в тупик, так как сотовые компании не будут брать на себя дополнительную нагрузку из-за того, что она потребует дополнительных денежных затрат и повышения тарифов на услуги для абонентов. Что касается Министерства обороны, то оно не заинтересовано в ускоренном освобождении радиочастот.
Эксклюзивные комментарии:
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
«На уровне конкуренции между сотовыми операторами освобождение этих частот вряд ли скажется, так как существует сложившаяся система - «большая тройка». Скорее всего, освобождение радиочастот повлияет на рост цен. Я согласен с тем, что какую бы плату на частоты для МО не устанавливали, оплачиваться они будут все равно государством. Безусловно, вопрос предоставления частот остается актуальным для сотовых операторов. Минкомсвязи может демилитаризовать данные частоты. Но для решения этой задачи необходимо, чтобы военное ведомство более активно шло на контакт, освобождая радиочастоты для сотовых операторов. Инициатива должна исходить от государства. Действительно, многое нужно менять. Стоит проблема замены оборудования. Военный бюджет растет. Лучше потратить деньги на замену оборудования и освободить частоты. Операторы делают ставки на 3G-технологии. Минкомсвязи предлагает решить проблему, и этот проект нужно довести до конца».
Кирилл Тищенко, аналитик
ФК «Открытие»
«Полагаю, что в ближайшее время ситуация кардинально не изменится - Минобороны будет неохотно расставаться с частотным ресурсом, а сотовые операторы будут медленно и настойчиво лоббировать этот процесс. Наверное, регулятор мог поступать более корректно – «расчищать» частоты еще до выдачи лицензий, с тем, чтобы операторы, заплатившие деньги за лицензии, могли сразу приступить к оказанию услуг. Поиск альтернативных путей оказания услуг 3G означает дополнительные затраты - а они не нужны ни операторам, ни потребителям, для которых услуга в результате станет дороже».
Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»
«Процесс с решением вопроса частотного ресурса, по всей видимости, будет затяжным, и маловероятно, что он будет разрешен в среднесрочной перспективе. Самое интересное - мнение другой стороны нигде не слышно, также как и объяснений причин, по которым эти частоты придерживаются. Кроме того, на конкуренцию это высвобождение сильно не повлияет, как были основные игроки, так они и останутся. А вот на развитии новых услуг - это отразится позитивно, и мобильный Интернет станет не экзотикой, а нормой. Сотовые компании пытаются каким-либо образом форсировать затянувшийся выход новых услуг. В этой ситуации все средства хороши. Методы взаимодействия Минкомсвязи с Минобороны - это отношения на уровне ведомств, и если они не налажены - то нужно решать вопросы на более высоком уровне. Эти проблемы не должны касаться эмитентов, для этого Минкомсвязи и существует. Вопрос о других методах обеспечения населения связью - скорее всего, означает социальную нагрузку для операторов, но проще такие вопросы решать другими способами, например, налогообложением».
Юлия Голышева, аналитик
ИК «Финам»
«Пока механизм решения освобождения радиочастот непонятен. Скорее всего, он будет заключаться в переговорах с Министерством обороны по поводу конверсии части частотного спектра. Другое дело, что такие переговоры могут длиться очень долго. Здесь многое будет зависеть от позиции первых лиц, которая может существенно ускорить данный процесс. Появление новых частот создаст хороший потенциал для роста конкуренции в отрасли, например, за счет развития небольших игроков, а также роста возможностей лидеров рынка. Механизм оплаты «государственных» частот по рыночным ценам, действительно, не имеет какого-то смысла. По сути, получится замкнутый оборот бюджетных средств, который ничего не изменит для отрасли. Понятно, что сами операторы мало что могут сделать в решении вопроса поиска частот для развития того же 3G. Здесь нужна максимально активная позиция регулятора, а также, возможно, участие кого-то из первых лиц государства, скажем, на уровне вице-премьера».