20 октября '08
№19 МТС вложат в связь в метро $100 млн
Оператор «Мобильные Телесистемы» завершил первый этап работ по внедрению бесперебойной связи в московском метро. Строительство планируется завершить до 2012 г. Инвестиции в проект составят более $100 млн. Сейчас услуги МТС доступны на 173 станциях московского метрополитена. Проект по обеспечению беспрерывной связи в метро будет реализован в три этапа.
Первый этап компания уже завершила: теперь абоненты МТС могут воспользоваться всеми услугами, доступными им на поверхности, на кольцевой линии. На втором этапе, до I квартала 2010 г., покрытие должно увеличиться на четыре ветки: Сокольническую, Замоскворецкую, Таганско-Краснопресненскую и Арбатско-Покровскую. А к 2011 г. связь МТС должна быть доступна на всех станциях и перегонах всех веток метро.
По проекту, абонентам в метро будут доступны те же услуги, что и на поверхности: голосовая связь, высокоскоростная передача данных (EDGE), радио и мобильное ТВ. В компании утверждают, что в метро мобильное ТВ стандарта DVB-H может появиться даже раньше, чем на земле.
Аналитики считают, что планы МТС по развитию беспроводной связи в метро выглядят достаточно реалистично. Присутствие в метро важно для всех операторов, и МТС преуспевает в развитии сети под землей. Обозначенная сумма вложений, как считают аналитики, является достаточной. Что касается разворачивания DVB-H, то, во-первых, с его внедрением можно не спешить в кризисных условиях, сосредоточившись на более важных направлениях, во-вторых, эксперты не очень верят в популярность данной услуги.
Эксперты считают, что вложения МТС в развитие сетей под землей окупятся не скоро, так как трафик в метро не тот, что на поверхности. Главным драйвером роста может стать мобильный Интернет.
Эксклюзивные комментарии:
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
«То, что компания сможет финансово потянуть проект, сомнений не вызывает. Вопрос стоит в том, насколько это целесообразно. Ведь, по большей части, МТС в метро работает хорошо. А умощнять услуги, которые не приносят значительного дохода, я считаю нецелесообразным. Обозначенная сумма является достаточной для реализации плана. Больших строительных работ проводить не нужно, сеть почти построена; скорее всего, средства пойдут на приобретение дополнительного оборудования. Что касается вопроса о том, может ли в метро мобильное ТВ стандарта DVB-H появиться раньше, чем на земле, то я не очень верю в популярность данной услуги. Здесь можно привести несколько причин. Во-первых, нужно отличное качество связи; во-вторых, требуются специальные аппараты, более серьезные, чем простой телефон; в-третьих, встает вопрос со звуком, ведь в подземке всегда очень шумно; и, в-четвертых, потребление энергии у таких аппаратов будет очень большое».
Ольга Харламова, консультант
J'son & Partners
«Планы по развитию беспроводной связи в метрополитене у компании выглядят достаточно реалистично, при условии, если МТС будет придерживаться выбранной стратегии. Что касается получения частотного диапазона для предоставления услуг 3G, то процесс может затянуться еще до конца I квартала 2009 года».
Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting
«На мой взгляд, обозначенная сумма в $100 млн является просто колоссальной для столь неглобальной задачи. МТС в прошлом году покрыли все станции, и логичным является сделать покрытие и в туннелях. Я думаю, в ближайшие несколько лет вопрос будет решен, так как все основные ветки уже покрыты сетями. Скорее всего, лидером будет «Би Лайн». Средства, которые МТС планируют вложить в развитие, очень велики. $100 млн – это годовой доход некоторых операторов, и при нынешних условиях проект выглядит нереальным. Об окупаемости и речи быть не может, так как под землей не тот трафик (используется в основном GPRS и SMS-обмен, голосовой трафик не так актуален). Таким образом, основным драйвером роста может стать мобильный Интернет».
Александр Шатиков, партнер
АС&М Consulting
«Присутствие в метро достаточно важно для всех операторов, и МТС, пожалуй, лучше конкурентов преуспели в развитии сети под землей. Что касается разворачивания DVB-H, то с его внедрением можно и не спешить в кризисных условиях, сосредоточившись на более важных направлениях инвестпрограммы. Окупаемость проекта по запуску сети мобильного телевидения при ограниченном предложении терминального оборудования и снижении платежеспособного спроса, очевидно, будет более долгой, чем ранее планировала компания. В настоящей ситуации получение всех частотных присвоений DVB-H до конца года не является первоочередной задачей».