14 октября '08
№19 Госдума отклонила поправки к закону «О связи»
Государственная дума Российской Федерации отклонила в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи». Законопроект обязывал операторов связи осуществлять постоянный контроль над идентификационными номерами сотовых телефонов (IMEI) и вносить сведения о них в собственную информационную базу, а также на основании судебного решения приостанавливать оказание услуг связи абонентам, телефоны которых поступают в список украденных.
За принятие законопроекта выступили лишь 48 депутатов. Владимир Горбачев, первый заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал отклонить законопроект. Это связано с тем, что он установит дополнительную нагрузку как в части рабочего времени, так и в части финансовых затрат на операторов связи, фактически возложив на них функции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим депутаты Госдумы отклонили проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».
Хищение сотовых телефонов в России, считают эксперты, стало носить массовый характер. Поэтому поправки, направленные на противодействие этому явлению, необходимы. Аналитики соглашаются в том, что механизмы, предложенные авторами поправок, не соответствуют поставленным перед ними целям, - поправки не будут работать. Эксперты видят разные способы решения проблемы, затрагивая при этом различные сферы жизни. Первое, владельцы телефонов должны самостоятельно следить за сохранностью собственного имущества. Второе, социальная ситуация в стране способствует развитию подростковой преступности, и без разрешения социальных проблем любые технические новшества будут неэффективны. Третье, существует специальное подразделение при МВД, призванное бороться с преступлениями в данной сфере, логично ожидать от него взаимодействия с операторами связи для борьбы с кражами мобильных телефонов.
Эксклюзивные комментарии:
Артур Рохлин, партнер
Юридическая фирма ЮСТ
«Проблема существует и ее надо решать. Однако при принятии любого закона надо оценивать не только красоту предложенных тезисов, но и их исполнимость. Россия – большая страна, не обязательно то, что эффективно для других стран без изменений, осуществимо у нас. Нередко наши правоохранительные органы по более традиционным преступлениям работают не очень эффективно. Даже если не брать в расчет мнение представителей «большой тройки», инициатива, на мой взгляд, нежизнеспособна на данный момент. И тем более несправедливо возлагать на операторов связи бремя организации оперативно-розыскной деятельности. Относительно создания реестра похищенных телефонов приведу простой пример. Одно из самых частых преступлений – кража денежных средств. В качестве противодействия можно предложить переписывать номера всех купюр, но это невыполнимо. Я думаю, что ответственность должна лежать, в том числе, и на самих абонентах, люди часто пренебрегают риском утраты телефона».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Данная инициатива, несомненно, важна и своевременна, однако способ ее реализации, изначально предложенный правительством, оставляет желать лучшего. Практика показывает, что какие-либо технологические препятствия для правонарушителей достаточно быстро преодолеваются. При этом поставить на поток взлом телефонов не составляет особого труда, поскольку спрос на мобильные устройства на вторичном рынке высок, и останется таковым в ближайшее время. В качестве примера можно привести популярный нынче iPhone, который не взламывала, наверное, только самая ленивая команда хакеров. В то же время производители сотовых телефонов гарантировано не пойдут на внедрение каких-либо более дорогих технологий защиты своей продукции от воровства, поскольку это существенно повысит издержки, а, следовательно, и стоимость их продукции. Принимая во внимание подход российских властей к реализации законодательных инициатив такого характера, следует ожидать того, что создание реестра IMEI возложат в первую очередь на самих операторов, для которых это не целесообразно экономически. В нынешних условиях было бы полезно сконцентрироваться не на симптоме, а на причине того, что кражи мобильных стали носить массовый характер. Это высокий уровень подростковой преступности, а также прочие социальные проблемы, решение которых лежит совсем в другой плоскости».
Юрий Домбровский, президент
Ассоциация региональных операторов связи
«Поправки, препятствующие воровству мобильников, безусловно, нужны. Ведь это стало настоящей бедой нашего общества, болью родителей, источником травм и насилия. Технически ограничение на запрет подключения похищенных мобильников ввести очень сложно. И причина в том, что умельцы массово «перешивают» уникальные электронные номера мобильников. Сделать это куда легче, чем «перебить» номера на ворованном автомобиле. Другая беда: в Россию массово ввозились «левые», собранные в Китае и Юго-Восточной Азии «серые» мобильники с массовым повторением электронных номеров. Теперь отключи один украденный - сотни других абонентов останутся бес связи. Так одни нарушения порождают другие, более суровые и, даже, тяжкие преступления. Анализ ситуации подсказывает: надо ужесточить и сделать неизбежным наказание за «перешивку», тут решающая роль должна отводиться МВД, имеющему в своем составе специальное подразделение по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий. Надо максимально затруднить ввоз и подключение мобильников с «левыми» номерами. Тут требуется взаимодействие операторов с силовиками. Повторю: прежде всего, это задача Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) при МВД России (ранее Управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий – сокр. УБПСВТ). Увы, работа эта куда более кропотливая и менее благодарная, чем, например, наказание сотовых операторов за базовые станции, пущенные до получения всех согласований, или обнаружение нелицензионного софта в компьютерных сетях и школах. Вероятно, поправки нужны не только к Закону «О связи», но и к закону «О милиции...». Ясно, что тяжелейшую эту проблему игнорировать нельзя. Бороться с этой бедой надо всем миром».