10 октября '08
№19 Как отразится финансовый кризис на рынке интернет-рекламы
Рекламное агентство ZenithOptimedia предупредило, что темпы роста российского рекламного рынка из-за кризиса сократятся. Предыдущий прогноз в 25% роста в текущем году заменен на 22%. Также прогноз объемов рекламного рынка России пересмотрела и J'son & Partners, оценки рынка на ближайшие годы снижены примерно на 10%. Большинство компаний уже снижают расходы на рекламу, но, по мнению ZenithOptimedia и J'son & Partners, российский рынок интернет-рекламы кризис существенно не затронет. В этом году он вырастет, как и в прошлом, на 75%.
Сегмент интернет-рекламы, по мнению аналитиков, пока практически не затронут мировым финансовым кризисом. Более того, эксперты не видят причин, по которым произойдет существенное снижения объемов интернет-рекламы, впрочем, они не исключают, что темпы роста сегмента могут немного упасть. Относительно перспективы перетока рекламодателей из более дорогих сегментов в Интернет, эксперты отмечают, что рассматриваемый сегмент не такой уж и дешевый. Поэтому аналитики не ожидают массового перетока. Скорее, по мнению экспертов, увеличивать долю интернет-рекламы будут те компании, которые пострадали в результате кризиса в меньшей степени.
Эксклюзивные комментарии:
Владимир Долгов, генеральный директор Google в России
Google
«Спад на рынке рекламы обусловлен, в том числе, и высокими ценами на ее размещение. К традиционным рекламным носителям имеют доступ только самые крупные игроки. Контекстная реклама, напротив, значительно снижает «порог входа» для рекламодателя; она доступна всем, вплоть до индивидуальных предпринимателей. Когда ситуация требует оптимизации расходов и снижения издержек, контекстная реклама - стоимость которой на порядок ниже - становится эффективной и контролируемой альтернативой традиционным рекламным носителям для крупных клиентов, а для малого бизнеса превращается нередко в единственный способ рекламировать свои товары и услуги. Сравнительно небольшой процент работающих в России компаний сегодня пользуется контекстной рекламой, и хотя прогнозы относительно роста ее объемов или, напротив, их снижения давать преждевременно, количество потенциальных рекламодателей в стране очень велико».
Александр Ковалев, директор по связям с общественностью группы компаний
Rambler Media
«Мировой финансовый кризис пока не отразился на продаже медийной рекламы (баннеры, контекстная реклама, и т.д.) нашей компании. На данный момент почти четверть из запланированных на IV квартал контрактов на размещение медийной рекламы уже подписаны. Пока мы воздерживаемся от прогнозов, так как ситуация, связанная с финансовым кризисом, действительно сложная».
Александр Осин, главный экономист
УК «Финам Менеджмент»
«Мировой финансовый кризис негативно отразился на деятельности отечественных компаний, многие из которых на данный момент испытывают кризис ликвидности и проблемы с рефинансированием задолженности. Кризис заставил компании, главным образом, финансового сектора, оптимизировать структуру издержек. В частности, в ряде компаний произошли сокращения производственных издержек, сворачивание инвестиционных программ, сокращение персонала и снижение рекламных расходов. Последняя мера затронула, в основном дорогостоящую ТВ и радиорекламу, однако отразилась и на интернет-секторе. Тем не менее, если на данном рекламном сегменте снижение, по разным оценкам, составит порядка 6-7%. В ТВ-рекламе речь идет о снижении на уровне 18-20%, радио - 11-13%. Более того, при сохранении волатильности на финансовых рынках стоит прогнозировать продолжение снижения расходов на указанные рекламные сегменты. Что касается перетока рекламодателей в интернет-сегменте, то его прогнозировать достаточно сложно. В компаниях, на которых финансовый кризис отразится в меньшей степени, такое развитие ситуации вполне возможно. У тех организаций, которые будут испытывать сложности с ликвидностью, возможно, будет отсутствовать интерес к продвижению товаров и услуг даже с помощью более дешевой интернет-рекламы».
Алексей Басов, генеральный директор
Компания «Бегун»
«Отрасль контекстной рекламы не так чувствительна к мировому кризису как компании, которые работают на мировых финансовых и сырьевых рынках. Связано это с тем, что наша индустрия обслуживает преимущественно внутренний рынок, а именно потребительский и B2B-сектора. Поскольку потребители по-прежнему продолжают покупать товары и услуги, а рекламодатели - их производить и рекламировать. Отрасль, в целом, сохраняет стабильность. Но при этом стоит отметить изменение структуры активности рекламодателей, а именно изменение рекламной стратегии определенных сегментов бизнеса. Например, банковский сектор сменил рекламу ипотечного кредитования на рекламу депозитных вкладов. Мы не исключаем также, что крупные рекламодатели, вынужденные сократить свои рекламные бюджеты, переориентируются в сторону контекстной рекламы, так как будут нацелены на отработку существующего спроса, то есть прямые продажи сейчас, а не на долгосрочные инвестиции в бренд. Если говорить о динамике роста рынка в 2008 году, то, на наш взгляд, пока такие прогнозы строить преждевременно. Период наиболее активного роста приходится именно на четвертый квартал года, а эффекты мирового кризиса скажутся на рекламодателях также в этот период. Так как два этих фактора, накладываясь друг на друга, не позволяют дать оценку темпам роста заранее, оценить динамику можно будет в конце года».
Марина Пурим, менеджер по связям с общественностью
«Яндекс»
«Интерес рекламодателей к контекстной рекламе, по нашим ощущениям, не падает. Люди продолжают покупать товары и заказывать услуги, в том числе и в Интернете, они по-прежнему ищут информацию о том, где они могут купить желаемое, и заинтересованы в предложениях рекламодателей. Выбирая контекстную рекламу, рекламодатель начинает получать клиентов сразу же после запуска кампании. Поэтому отказываться от такого инструмента, особенно сейчас, мы бы не советовали. Что касается перенаправления рекламных бюджетов - мы читали в прессе высказывания некоторых рекламодателей (в том числе и крупных) о том, что они собираются перераспределить свои бюджеты в пользу интернет-рекламы».