7 октября '08

№19 Госдума узаконит платежные терминалы

1 октября 310 из 450 депутатов Госдумы проголосовали за принятие законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и внесение изменений в сопутствующие законодательные акты в первом чтении. Документ закрепляет право платежных агентов заключать договоры приема платежей непосредственно с поставщиком услуг, предусмотренное Гражданским кодексом и рядом постановлений правительства России и должен поставить точку в обсуждении статуса владельцев платежных терминалов. Напомним, что агентская схема была законна и ранее, однако в прошлом году из-за изменений в банковском законодательстве стало возможным расширенное толкование закона «О банках и банковской деятельности». Не все депутаты одобрили принятие закона. Например, депутат Павел Медведев заявил: «Закон делает легальной деятельность псевдобанков, которые работают через Интернет и работают через контрагентов. Создатели закона предлагают создать безнаказанную банковскую систему».

Принятие закона, регулирующего деятельность платежных терминалов, по мнению экспертов, было ожидаемо и объективно необходимо. Аналитики считают, что законопроект позволит устранить препятствия для развития рынка моментальных платежей и повысит доступность финансовых услуг, а также поставит точку в вопросе его регулирования. Ряд экспертов отмечают, что, строго говоря, до принятия закона платежные терминалы не выходили из правового поля, и их деятельность регулировалась Гражданским кодексом.


Эксклюзивные комментарии:

Евгений Жилин, ассоциированный партнер
Юридическая фирма ЮСТ

«Объективно необходимость принятия отдельного закона о платежных терминалах давно назрела. До недавнего времени законность так называемой «агентской схемы» приема платежей оспаривалась со стороны Центрального Банка РФ и ряда коммерческих банков, заинтересованных в развитии собственных платежных систем. Однако в действительности даже те ограничения, которые были предусмотрены ст. 13.1 Закона о банках и банковской деятельности, принятой в 2007 году, не отменяли действие агентской схемы и вызвали массированную критику как со стороны бизнеса, так и со стороны правительственных кругов. С принятием же отдельного закона и, возможно, появлением самостоятельного регулятора правила игры на рынке приема платежей будут, наконец, сформированы. Не согласен с оценкой противников законопроекта. Во всем мире деятельность агентов по приему платежей, действующих в том числе в Интернете, широко распространенная практика. Законность либо незаконность деятельности таких платежных агентов должна оцениваться не с позиций используемых ими средств и технологий, а исходя из существа проводимых ими операций. Полагаю, что возможно выработать эффективные механизмы контроля над деятельностью таких платежных агентов, на что, собственно, и нацелен принятый в первом чтении Государственной Думой закон».



Ростислав Мусиенко, старший аналитик аналитического департамента
«Банк Москвы»

«На мой взгляд, было не так уж много противников урегулирования деятельности платежных терминалов. Тот факт, что закон был принят в первом чтении, подтверждает это предположение. До момента принятия банковско-агентской модели никто в принципе не задумывался о деятельности платежных агентов. Однако когда их деятельность стала нарушать действующее законодательство, то незамедлительно последовала критика со стороны Центрального Банка РФ и ряда коммерческих банков. Логично было ожидать обсуждения и дальнейшего принятия соответствующего закона. К чести законодателей отмечу, что они задумались об удобстве пользования терминалами для населения и с помощью принятого в первом чтении закона возвращают терминалы в правовое поле. Таким образом, платежные агенты приобретут законный статус, и он уже не будет оспариваться. Осуждая позиция депутата Павла Медведева, замечу, что теоретически могут существовать системы, существующие параллельно банковской системе, то, что Медведев называет «псевдобанками». Для борьбы с такими «псевдобанками» закон тем более необходим. После его принятия и понимания проблем с незаконными платежными системами нужно вносить изменения в действующее законодательство».



Родион Юрьев, руководитель
«Юридическое бюро Юрьева»

«Протесты со стороны банков против упрощенных систем оплаты услуг понятны, так как они упускают из виду важный сегмент рынка так называемых «микроплатежей». В то же время, очевидно, что они сами ничего не предприняли для того, чтобы хотя бы появиться на этом рынке. Поэтому уход с рынка агентов с платежными терминалами оставит потребителей без удобного и мгновенного способа оплаты. Никаких правовых проблем в реализации услуг платежных терминалов не было и нет, если не учитывать моментов, связанных с контролем над отмыванием денежных средств. Но и эта проблема может быть решена очень просто, путем установления максимального порога наличных платежей, осуществляемых с такого терминала с обязательной видеофиксацией каждого плательщика, возможно, еще и с какой-то его идентификацией. Тем самым будут удовлетворены требования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года. Повторюсь, с правовой точки зрения право на прием платежей вполне нормально урегулировано и без принятия дополнительных законов, все необходимые нормы есть в главе 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование».



Андрей Клапко, аналитик
«Пробизнесбанк»

«На мой взгляд, вероятное принятие данного законопроекта действительно может поставить точку в определении статуса платежных терминалов. Более того, после принятия законопроекта, появится прямое регулирование их деятельности, так как раньше их правовой статус определялся лишь Гражданским кодексом. В частности, должна повыситься надежность операций через терминалы благодаря ожидаемому страхованию их гражданской ответственности, а также более жесткому требованию к выдаваемым терминалами чекам. Что касается критиков, то, поскольку платежные терминалы не будут подлежать лицензированию и контролю со стороны ЦБ, действительно есть определенные риски перераспределения денег из под контроля ЦБ и возможности их незаконного обналичивания. Однако, учитывая, что деятельность терминалов будет непосредственно контролироваться Росфинмониторингом, данный риск выглядит достаточно локальным и вряд ли повлияет на общую статистику по «серому» обналичиванию в стране».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов