12 сентября '08

№18 Причины продажи сотового ритейлера

Известные российские компании-ритейлеры ищут покупателей для своих активов. Первой о продаже объявила «Евросеть», затем последовало заявление о продаже «Беталинка» и «Связного». Следующим в этом списке стал Dixis. Возможными покупателями могут стать операторы «большой тройки» - МТС, «Мегафон» и «Би Лайн», а также банки, ориентированные на розницу.

Сейчас на рынке ритейла нестабильная ситуация. Некоторые активы дешевеют, есть проблемы с рефинансированием. Многие компании нуждаются в стратегических инвесторах. В таких условиях продажа ритейлера становится выходом из кризиса. А наличие у оператора розничной сети, способствующей увеличению продаж и прибылей, становится важнейшим фактором успешного развития бизнеса мобильных компаний. Таким образом, это является оптимальным решением для обеих сторон.

По мнению аналитиков, основными причинами продажи бизнеса является, во-первых, снижение рентабельности, во-вторых, долговая нагрузка и, в-третьих, финансовые проблемы. Розничных сетей стало слишком много, спрос на продукцию стабилизировался, и вряд ли стоит ожидать больших темпов роста в данном сегменте. Из возможных претендентов на покупку называются как операторы «большой тройки», так и ритейлеры из других отраслей, не связанных с телекомом.


Эксклюзивные комментарии:

Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»

«Судя по названным цифрам, компании могут быть проданы по высокой цене. Возможно, именно сейчас благоприятный момент для продажи. Хотя, нужно заметить, что рынок уже достиг уровня насыщения. Что касается возможных претендентов на покупку, то ими могут выступить как операторы «большой тройки», так и другие (из не связанных с сотовым рынком отраслей и сегментов) ритейлеры, например, «М-видео» или «Эльдорадо». На мой взгляд, существенного влияния на рынок предстоящие сделки не окажут. Вопрос стоит в целесообразности покупки сотовыми операторами компаний-ритейлеров. Большой прибыли и эффекта, я думаю, ожидать не стоит. Я бы сказал, это приобретение с неочевидной выгодой. А вообще, пока что не видно конкретных действий от участников рынка, идет своеобразный обмен сообщениями, некоторый пиар, поэтому мое отношение к ситуации немного скептическое».



Эльдар Муртазин, ведущий аналитик
Mobile Research Group

«Основной причиной продажи можно назвать то, что ритейлерам нужен стратегический партнер. «Связной» и «Евросеть» - крупнейшие компании российского рынка, у них есть некоторые проблемы с кредиторами и определенная долговая нагрузка, поэтому они ищут инвесторов, а продажа активов является одним из оптимальных решений финансовых проблем. Что касается предполагаемых покупателей, то здесь можно однозначно сказать только по поводу «Евросети», которую, скорее всего, приобретет МТС. Для других ритейлеров пока что нет таких операторов. Нужно заметить, что покупка сотовой розницы может отрицательно сказаться на показателях компании-покупателя. На мой взгляд, все это может негативно повлиять на развитие инфраструктуры мобильной связи в целом. Вероятно, начнутся ценовые войны. Например, если МТС покупает «Евросеть», закрывается доступ в эту сеть другим операторам. Де факто продажи телефонов будут подчинены только МТС и его «дочкам». В конце концов, это отрицательно скажется на эффективности сети».



Ренат Салихов, отраслевой аналитик

«Сейчас для указанных розничных сетей не видно иного определенного будущего, кроме коалиции с крупнейшими телекомами, ориентированными на частный сегмент. Слабое развитие 3G не послужило толчком для нового всплеска потребительской активности - новых трубок продаваться больше не стало. Последнее время ритейлеры стали искать источник дополнительного дохода практически во всем, что можно подвести под формат «салона связи». Но и этого оказалось недостаточно. Главными ценообразующими факторами при возможных сделках будут маржинальность, размеры сетей и их долговая нагрузка. И здесь в наименее выгодной ситуации окажется объект первой сделки, которая и выступит катализатором процесса объединения операторского бизнеса и дистрибуции. Остальные активы могут получить небольшую премию. В случае, если череда таких сделок состоится, можно ожидать существенного ребрендинга салонов и более четкое проявление профиля их покупателя. То есть, грубо говоря, «толпа» более четко разделится на 3-4 группы».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов