8 сентября '08
№18 Прокуратура завела дело на сотрудников «Евросети»
Сотрудники компании «Евросеть» Борис Левин и Андрей Ермилов были арестованы на два месяца по ходатайству прокуратуры во время прошедших в начале сентября обысков. Причина - обвинение Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре в вымогательстве и похищении в 2003 г. предпринимателя Андрея Власкина, который занимался перевозкой телефонов для известного российского ритейлера. По делу проведены допросы, и подозреваемые сотрудники «Евросети» изобличены в совершенных деяниях.
Напомним, что за недолгое время до описываемых событий со стороны АФК «Система», контролирующей МТС, поступило сообщение о том, что покупка «Евросети» консорциумом является одним из возможных вариантов. Также интерес к компании ранее проявляли Алишер Усманов, владеющий акциями «Мегафона» и гендиректор Altimo Алексей Резникович. После этого «Евросетью» заинтересовалась прокуратура.
Сложившуюся ситуацию аналитики обсуждают с разных позиций. Во-первых, допускается, что такая активность спровоцирована не конкурентами, а самими правоохранительными органами, с целью продвижения отдельных лиц по карьерной лестнице. Во-вторых, данное дело рассматривается со стороны планируемой в ближайшее время сделки по продаже сотового ритейлера, накануне которой наиболее результативным будет значительное снижение стоимости компании, обусловленное проблемами с законом. И, в-третьих, обвинения в похищении и арест топ-менеджеров выглядят, по мнению некоторых экспертов, если не надуманными, то чрезмерными.
Эксперты считают, что, скорее всего «Евросеть» останется лидером на рынке. При самом негативном раскладе она может сократить свою долю на несколько процентов. Также вероятно, что конфликтная ситуация будет преимущественно исчерпана по завершении процесса смены собственников.
Эксклюзивные комментарии:
Элина Юрина, директор Центра инвестиций в высокие технологии
ИК «Финам»
«В любой отрасли у лидера рынка могут быть недоброжелатели. Однако вряд ли преследования инспирированы конкурентами. Более вероятной выглядит активность со стороны правоохранительных органов. Например, велась плановая проверка компании - от подозрений в контрабанде не застрахован никто из крупных игроков рынка бытовой техники и электроники. Правоохранительные органы вышли на бывшего сотрудника сети, у которого возникали проблемы со службой безопасности. Тот, чтобы снизить свои риски, сделал заявление о том, как его обижали. Следователи ухватились за это, так как подобное дело - хороший шанс продвинуться по карьерной лестнице. Конечно, все могло быть и по-другому, но почему-то хочется верить в этот сценарий. В целом, если ориентироваться на появляющуюся в СМИ информацию, обвинения в похищении и арест топ-менеджеров выглядят если не надуманными, то чрезмерными. Для крупной розничной компании с узнаваемым брендом, к тому же, во многих городах присутствия не имеющей реальных конкурентов, имиджевый ущерб вряд ли будет большим. Потребители будут продолжать покупать телефоны в салонах ритейлера. Скорее, проблемы могут возникнуть с контрагентами и партнерами по бизнесу. Например, банки могут отказывать компании, попавшей в зону риска, в кредитах. Сейчас материальный ущерб подсчитать сложно, все будет зависеть от развития ситуации. Скорее всего, «Евросеть» останется лидером рынка. При самом негативном раскладе она может сократить свою долю на несколько процентов. Это может произойти, например, если из-за проблем с контрагентами компания сократит ассортимент или снизит рекламную активность. Также есть риск настороженного отношения к терминальным платежам через «Евросеть», хотя эту часть кризиса компания отработала очень грамотно. Как показывает российский опыт, новые обвинения могут появиться - есть вероятность, что правоохранительные органы постараются раскрутить ситуацию по максимуму. Другое дело, что сейчас, когда вывод капиталов из России резко ускорился, новые гонения на бизнес никому не нужны».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Маловероятно, что нынешние проблемы «Евросети» обусловлены местью со стороны какой бы то ни было группы лиц, которые могли бы принимать участие в предыдущих конфликтных эпизодах. Стоит обратить большее внимание на планируемую в ближайшее время сделку по продаже сотового ритейлера, накануне которой наиболее результативным будет значительное снижение стоимости компании, обусловленное проблемами с законом. История развития практически любого современного крупного предприятия имеет моменты, в той или иной мере заходящие за пределы правового поля, которые будут неизбежно возникать и в будущем. Это нормальная практика. Наиболее уязвимая фигура в таких условиях - начальник корпоративной службы безопасности. Этот случай не стал исключением, и с обоснованием обвинения у следствия проблем возникнуть не должно. Снижение капитализации «Евросети» неизбежно, но по мере развития ситуации оно не превысит 10-12%. Наиболее вероятно, что конфликтная ситуация будет преимущественно исчерпана по завершении процесса смены собственников».
Константин Белов, аналитик
ФК «УралСиб»
«В сложившейся ситуации нужно подчеркнуть одну вещь. Как известно, идут разговоры о продаже сотового ритейлера компании МТС (вокруг этого сейчас особенный ажиотаж). И на фоне всего этого происходят обыски в офисах «Евросети». Таким образом, если речь пойдет о нарушении закона непосредственно компанией, а не отдельными ее сотрудниками, это может привести к негативным последствиям. С точки зрения предполагаемого покупателя ритейлера – это определенный риск».
Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»
«На мой взгляд, это дело вряд ли может дойти до завершения. Скорее всего, в данной ситуации не преследуется цель достижения конечного результата, более важна сама показательность процесса. Вопрос о том, сможет ли следствие обосновать выдвинутые против руководителей «Евросети» обвинения, вызывает некоторый скепсис, так как дело имеет достаточно большой срок давности. Не отрицается также и вариант провокации со стороны заинтересованных лиц – здесь может быть много вариантов. Что касается последующего влияния на компанию, в частности, на возможную продажу ритейлера, то, я считаю, если дело явится началом чего-то значительного, то стоит ждать негативных последствий, если же на этом все закончится, то вряд ли».