3 сентября '08
№18 ГТ приобрел трех региональных операторов
«Голден-телеком» (ГТ), принадлежащий компании «Вымпелком» купил за $27 млн три региональных оператора: в Барнауле, Нижнем Новгороде, Тюмени (общая абонентская база около 20 тыс. человек). Покупки прошли в рамках стратегии ГТ по экспансии на региональный рынок ШПД. Так, компания стала владельцем 100% ООО «Комтел» (Тюмень) и ООО «Алтайгриф» (Барнаул), а также 42% ООО «Агентство деловой связи» (Нижний Новгород).
Напомним, что эти сделки являются продолжением ряда региональных приобретений компании на рынке ШПД. «Акадо» купил интернет-оператора в Екатеринбурге «Олимпус НСП»; компания «Мультирегион» объявила о подписании договора о покупке трех провайдеров в ЦФО.
По мнению аналитиков, выход на перспективные региональные рынки широкополосного доступа является стратегически важным для «Голден-телекома», и интенсивная скупка активов – прямое тому доказательство. Во-первых, покупка является своеобразным «входным билетом» в регионы, который в дальнейшем позитивно скажется на абонентской базе. Во-вторых, на данный момент наблюдается увеличение спроса на услуги ШПД, что, безусловно, повлияет на финансовое развитие оператора. И, наконец, в-третьих, привлекательных активов осталось немного, и стоимость на них растет.
Московский рынок уже, по большей части, завоеван, что приводит к смещению интереса на регионы, говорят эксперты. Этот сегмент имеет реальную перспективу динамичного развития и может принести компаниям немалые прибыли.
Эксклюзивные комментарии:
Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»
«Сделки, совершаемые «Голден-телекомом», являются частью долгосрочного проекта по выходу в регионы, где спрос на услуги высокоскоростного доступа достаточно высок и полностью не удовлетворен. С учетом высокой фрагментированности рынка ШПД в регионах, вполне объяснима консолидация небольших активов крупными игроками, развивающимися из центра. Основной интерес в купленных активах - это «входной билет» в эти регионы, который позволит активно наращивать абонентскую базу. Уровень проникновения услуг в этих регионах далек от насыщения, а перспективы заманчивы. Одним из основных факторов успешной региональной экспансии являются привлекательные тарифы, которые могут быть значительно ниже, чем у традиционных операторов. Если мы сопоставим географию приобретенных активов - то становится очевидна масштабность проекта Triple 65, так как многие операторы ШПД работают на ограниченной территории. В настоящее время консолидация рынка ШПД далека от завершения, на мой взгляд, можно будет говорить о стабилизации процесса в случае, если, например, пятерка игроков будет иметь 90% долю рынка».
Анна Сидорова, аналитик
Glitnir Group
«Сделки совершены по ожидаемо высоким мультипликаторам (соотношение EV/Subscriber больше $1000), так как цены на региональном рынке ШПД операторов растут. Увеличивается число заинтересованных в поглощении компаний, а количество активов уменьшается, что и толкает цены вверх. Приобретенные компании - это компании с уже существующей инфраструктурой, а «Алтайгриф», например, является одним из лидеров в Барнауле. На их основе можно развивать дальнейшее присутствие в регионе, используя уже имеющиеся каналы продаж и расширяя существующую абонентскую базу. Интерес к региональным компаниям, оказывающим услуги интернет-доступа, растет, так как спрос на услуги ШПД увеличивается, в то время как проникновение в регионах достигает не более 8%. Московский рынок уже завоеван, и акцент смещается в регионы, где поле для деятельности гораздо шире, цены пока более высокие, инфраструктура для оказания услуг менее развита. В то же время, учитывая масштабы регионов, до завершения консолидации еще далеко. Пока существует еще большое количество мелких домовых сетей, которые на данном этапе развития рынка крепко держат свою долю абонентов».