5 августа '08
№17 Turkcell закрыла «Вымпелкому» и «Мегафону» дорогу в Белоруссию
Турецкая компания Turkcell подписала соглашение о покупке 80% акций «Белорусской сети телекоммуникаций» («Бест») за $600 млн, заплатив, тем самым, $4042 за каждого абонента. На 20% акций действует «запретный период» в течение пяти лет. Оплату акций «Бест» планируют провести в три этапа: $300 млн через 30 дней после подписания соглашения, $100 млн – в 2009 г. и еще $100 млн - в 2010 г. Оставшиеся $100 млн Turkcell выплатит тогда, когда оператор впервые завершит год с чистой прибылью.
«Бест» не окажет значительного влияния на консолидированные результаты Turkcell: по итогам 2007 г. ее выручка составила $1,6 млн, а у Turkcell - $6,3 млрд. Планируется инвестировать в развитие «Бест» $500 млн в течение 10 лет. За это время белорусский оператор должен превратиться в конкурентоспособного игрока.
Напомним, что сделка была одобрена в апреле этого года, тогда же интерес к активу проявили «Мобильные Телесистемы», присутствующие на белорусском рынке с 49% белорусского оператора СООО «МТС». Turkcell, приобретая «Бест», закрывает дорогу на белорусский рынок «Вымпелкому» и «Мегафону», причем у всех трех компаний есть общий акционер - «Альфа-групп» (6,6% Turkcell, 44% «Вымпелкома» и 25,1% «Мегафона»).
Аналитики единогласно говорят о том, что для Turkcell покупка белорусского оператора стратегически важна, так как, благодаря сделке, турецкая компания приобретают не просто 3% абонентов, а стратегически важный выход на новый перспективный рынок. Возможно, «Бест» не самый привлекательный актив, но в целом рынок сотовой связи этой страны представляется очень интересным. Что касается того, что для «Вымпелкома» и «Мегафона» может быть закрыта дорога в Белоруссию, то здесь мнения аналитиков разошлись. С одной стороны, говорится о том, что лидирующие компании не нуждаются в неперспективном сегменте, с другой, – о том, что даже при трех важных игроках за рынок могут побороться другие.
В целом, аналитики оценивают сумму сделки завышенной, но при этом подтверждают ее общую значимость и важность. Турецкая компания сможет в дальнейшем развивать свой бизнес, используя, в частности, белорусского оператора.
Эксклюзивные комментарии:
Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»
«Для турецкой компании в этой сделке, на мой взгляд, ключевым моментом является не определенная компания «Бест», а принципиальный выход на белорусский рынок. «Бест» со своей долей в 3% при очень сильных конкурентах в лице «МТС-Беларусь» и Velcom отнюдь не выглядит лакомым куском. Особенно при такой стоимости абонента. Последние сделки в СНГ фиксировали цену за абонента на уровне $400-800. А вот белорусский рынок, в целом, выглядит довольно привлекательно. Помимо прогнозируемого органического роста на нем присутствует фактор закрытости. Белорусские власти неохотно пускают к себе иностранных инвесторов (даже российских). Таким образом, «застолбив» себе место в Белоруссии, турки, вероятно, рассчитывают на то, что конкурентная среда в будущем не станет более агрессивной, и они смогут развивать свой бизнес, воспользовавшись «Бест» как трамплином. Но тут возникает другой вопрос: турецкое ли это решение?! Возможно, эта сделка была пролоббирована Altimo (владеют 6,61% Turkcell). Altimo уже давно безуспешно пыталась выйти на белорусский рынок через свой основной актив - «Вымпелком». Однако, сделка по слиянию с «Голден-телеком» настолько сложна, что на данном этапе выход на белорусский рынок становится слишком затратным во всех отношениях мероприятием. На мой взгляд, в будущем (2-3 года) весьма вероятна перепродажа «Беста» турецкой компанией в пользу «Вымпелкома» или непосредственно Altimo».
Константин Белов, аналитик
ФК «УралСиб»
«На мой взгляд, названная сумма – $600 млн – является завышенной. Возможно, Turkcell решился на сделку в связи с тем, что намечается значительный рыночный рост в этом регионе. Немаловажно и то, каков будет спрос на услуги этого оператора у абонентов, ведь на белорусском рынке уже присутствует развитая сеть мобильной связи. Инвестируя в «Бест» $500 млн за 10 лет (как сказано в заявлении), я думаю, турецкий оператор сможет добиться рентабельности и конкурентоспособности белорусской компании, ведь сотовый рынок этой страны не такой уж большой. Я считаю, такие крупные компании как «Вымпелком» и «Мегафон», уже прочно закрепившиеся в своем сегменте, ставшие практически лидерами, не станут претендовать на белорусский рынок связи. Что касается демпинга и ценовых войн в связи с выходом нового игрока, то об этом говорить пока рано, так как при трех лидирующих компаниях обычно все спокойно».
Елена Саяпина, отраслевой аналитик
«По моим оценкам, названная сумма сделки очень большая. С другой стороны, если рассматривать эту покупку не просто как приобретение 3% абонентской сети, а как стратегически важный и весьма перспективный выход на рынок, то тогда затраты могут быть оправданы. $500 млн, которые планируется вложить за 10 лет в развитие, на мой взгляд, приведут к хорошему результату, и компания станет вполне конкурентоспособной. Демпинга и ценовых войн ожидать следует только в том случае, если оператор будет использовать агрессивную политику, что, в свою очередь, приведет к негативным последствиям. О том, что, приобретая «Бест», Turkcell закрывает дорогу на белорусский рынок «Вымпелкому» и «Мегафону», говорить, по-моему, неправомерно: практика показывает, что даже при наличии трех игроков в определенном сегменте, за него еще могут побороться другие».
Наталья Сорокина, аналитик
CiG
«Здесь важен вопрос в том числе и лицензий, которые имеются у белорусского оператора - но, насколько я понимаю, этих данных компания не предоставляла. Кроме того, вспоминается ситуация с покупкой Sky Mobile - также маленького оператора в Киргизии, на которого впоследствии были переведены активы и абоненты оператора Bitel (что является предметом продолжающихся разбирательств). Я бы не сказала, что выход на белорусский рынок для «Вымпелкома» или «Мегафона» закрыт (даже, скорее, актуальнее выход на рынки СНГ в отношении «Вымпелкома» - «Мегафон» пока не озвучивал планы экспансии) - в частности, что касается «Вымпелкома», это все равно в границах телекоммуникационных структур «Альфы». Поэтому здесь нельзя разделять интересы сотового оператора как такового и его акционера, который владеет и другими активами. Думаю, можно сказать, что эта покупка - целенаправленна и является частью стратегии развития телекоммуникационных активов «Альфы» в целом, не только «Вымпелкома». Однако, важен вопрос взаимоотношений с партнерами – «Вымпелком», в частности, уже сталкивался с ситуацией, когда, по инициативе «Альфы», покупал актив («Киевстар»), который был конкурентом существовавшей «дочки» Telenor (партнера «Альфы») на Украине».