30 июня '08
№16 Altimo выходит на пакистанский рынок
По некоторой информации, российская компания Altimo покупает пакистанскую сотовую компанию Pakcom Ltd. (торговая марка Instaphone). В отличие от «Системы», сделавшей ставку на индийский рынок, Altimo выходит в Пакистан.
В настоящий момент Пакистан признается удачным объектом для инвестиций в мобильный бизнес. Население государства - 164 млн человек, что на 20 млн жителей больше, чем в России, а его территория в 21 раз меньше российской. Ранее в Пакистан пыталась выйти российская группа АФК «Система». В 2006-2007 гг. велись активные переговоры о покупке «Системой» пакистанского оператора Great Bear International Services, однако внезапно российская компания прекратила переговоры, приняв решение перекупить индийскую Shyam Telelink.
Компания Pakcom Ltd. является самым маленьким сотовым оператором Пакистана. По данным местного регулятора Pakistan Telecommunication Authority (PTA), он обслуживает около 330 тыс. абонентов (не более 0,4% пакистанского сотового рынка).
Владельцы Instaphone начали поиск инвестора в 2005 году, когда компания нуждалась в $291 млн только на обновление лицензии. В конце 2007 г. у Instaphone была отозвана лицензия, но затем в судебном порядке возвращена до 21 мая 2008 г. Косвенно это может подтверждать тот факт, что Instaphone успешно ведет переговоры с внешним инвестором и уведомляет об этом регулятора. Покупателем контрольного пакета Instaphone называют российскую Altimo, хотя компания не подтверждает данных о своих планах покупки пакистанской компании. При этом Altimo по-прежнему заинтересована в привлечении внешнего инвестора и поиске нового рынка.
В случае успешного исхода переговоров, Instaphone возьмется за строительство шестой цифровой сотовой сети в Пакистане. (Остальные пять игроков работают в стандарте GSM). Для этого будущий инвестор должен будет сразу заплатить как минимум $500 млн.
Эксперты единодушны в том, что Пакистан, наряду с Индией, является одним из немногих рынков, которые остаются привлекательными для инвестиций. Отмечается вероятная заинтересованность российской компании не столько в конкретном активе, сколько в факте выхода на иностранный рынок как таковом. Несмотря на то, что факт покупки Pakcom Ltd. российской компанией официально не подтвержден, он представляется аналитикам весьма вероятным. Однако приблизительную стоимость Pakcom они назвать затрудняются. Кроме того, есть мнение, что пакистанский рынок уже через несколько лет будет пресыщен, что заметно сокращает сроки подготовительных действий для Altimo.
В результате, факт приобретения российской компанией Altimo активов в Пакистане расценивается как успех и как попытка выхода на интересный и пока еще не насыщенный рынок сотовой связи. Вместе с этим, обязательство Altimo как инвестора выплатить пакистанской компании значительную сумму на обновление лицензии и строительство новых сетей оценивается минимум в $500 млн.
Эксклюзивные комментарии:
Александр Шатиков, партнер
АС&М Consulting
«Не так много осталось стран, где сохранился интересный рынок связи. В Пакистане Altimo есть, куда расти, поэтому интересен скорее даже не покупаемый актив, а рынок сам по себе. Стоимость сделки оценить достаточно сложно. Что касается самой Pakcom, то, возможно, ее планируется перепродать «Вымпелкому».
Максим Савватин, аналитик
iKS-Consulting
«Уже сейчас видны первые признаки насыщения. Через два-три года Пакистан будет уже менее перспективным для инвестиций. У Altimo, в принципе, есть шанс развиться, но у нее не так много времени. Эта сделка, по всей вероятности, тянет на несколько сот миллионов долларов, потому что все азиатские активы сейчас достаточно дорогие. Хотя, точно ничего сказать нельзя». По поводу ориентации «Системы» на Индию, г-н Савватин считает, что «покупка пакистанской компании не является выпадом в сторону «Системы», это просто конкуренция. В настоящий момент идет такая же точно борьба и с транснациональными операторами, даже еще более жесткая. Хорошо, что российским компаниям удается завоевывать активы. Любая покупка в настоящий момент – уже успех. В мире сейчас интересных рынков осталось очень мало, частично – в Африке и Южной Америке, но они достаточно рисковые. Ожидаю, что экспансия наших холдингов будет продолжаться, хотя и с затруднениями».