25 июня '08
№16 Минкомсвязи занялось недискриминационным доступом к инфраструктуре связи
Министерство связи и массовых коммуникаций работает над внедрением принципа недискриминационного доступа (НДД) к инфраструктуре связи. С этой целью Минкомсвязи планирует ввести понятие услуг организации линий связи и обеспечения тактовой синхронизации в дополнение к услуге по присоединению и пропуску трафика. Эти услуги будут закреплены в поправке к главе IV закона «О связи».
Принцип НДД сводится к тому, что оператор в рамках услуги предоставляет другому оператору доступ к сооружениям линейно-кабельной канализации, техническим помещениям и линиям связи. При этом ценового регулирования этой услуги в поправках к закону не предусмотрено. Устанавливать приемлемые цены предоставляется самим операторам сети, в то время как Минкомсвязи готово выступить в роли надзирателя для тех, кто предложит необоснованно высокий тариф. Конечная цель инициатив Минкомсвязи по изменению нормативно-правовой базы - установление более четких и прозрачных правил для субъектов рынка.
Формально, поправки к закону должны облегчить альтернативным операторам доступ к сетям МРК, доминирующим в регионах. С другой стороны, после закрепления в законе принципа НДД у альтернативных операторов появится возможность нарушить монополию на телекоммуникационную инфраструктуру крупных операторов («Голден-телеком», Orange Business Services, «Комстар-ОТС» и др.), создавших телекоммуникационную инфраструктуру на собственные средства.
В целом, попытка Минкомсвязи обеспечить альтернативным операторам доступ к телекоммуникационной инфраструктуре может оказаться действенной мерой по преодолению монополии в области связи, считают эксперты. Внесение поправки в закон «О связи» расценивается экспертами как положительная инициатива, однако, по мнению юристов, оценивать эффективность нововведений пока не представляется возможным.
Эксклюзивные комментарии:
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Принцип недискриминационного доступа достаточно эффективен и является общепринятым в мировой практике. В частности, в США до принятия соответствующего решения более сильные компании не давали другим игрокам доступа к линиям связи. Принятие поправок способно подстегнуть развитие широкополосных каналов в регионах и нарушить монополию крупных компаний. Тот факт, что поправками не предусмотрено ценового урегулирования услуги, тоже вполне обоснован: этот вопрос находится в компетенции МАПа, а не Минкомсвязи».
Артур Рохлин, партнер
Юридическая фирма ЮСТ
«В такой «монопольноемкой» отрасли как отрасль телекоммуникаций важно, чтобы регулятор принимал решения, поддерживающие конкуренцию». Эксперт обращает внимание на то, что «принятие поправки к закону – это лишь закрепление позитивного правила, предпосылка для его исполнения. Поэтому не менее важно, как НДД будет регулироваться на практике. Замечу, что ФАС сегодня занимает очень активную позицию на товарных рынках. В связи с этим, в случае принятия поправки к закону у хозяйствующих субъектов будет реальная возможность отстаивать свои интересы в части недискриминационного доступа к инфраструктуре связи».
Станислав Стариков, консультант-аналитик по фиксированной связи
J'son & Partners
«При рассмотрении закона «О связи» разгорелись жаркие дискуссии как в целом по концепции законопроекта, так и по его отдельным положениям. Одним из камней преткновения стали нормы в главе IV, а именно порядок взаимодействия оператора связи с другим оператором, занимающим доминирующее положение. Жесткая позиция представителей Минкомсвязи с одной стороны и группы депутатов, представляющих интересы операторов сотовой связи - с другой, не давали двигаться правительственному законопроекту более полугода. В результате, группе депутатов удалось добиться ряда изменений в законопроекте и более детально прописать определение оператора, занимающего существенное положение на рынке, детализировав порядок взаимодействия с ним. Однако большинство поправок, направленных на урезание полномочий Минкомсвязи и либерализацию телекоммуникационной отрасли, были отклонены». В свете вышесказанного эксперт дает неоднозначную оценку принятой законодательной инициативе: «С момента принятия закона и до сегодняшнего дня прорывного антимонопольного изменения на рынке не произошло. Современную инициативу Минкомсвязи можно только приветствовать, однако дьявол кроется в деталях. По всей видимости, такую инициативу можно связывать с изменениями в руководстве министерства, произошедшими в мае этого года. Проанализировать законопроект на предмет действенности и реалистичности можно будет только тогда, когда ему будет придан публичный статус».