21 мая '08
№15 «Корпорация ОСС» планирует выйти на рынок дальней связи
В ближайшее время на российском рынке появится еще один оператор дальней связи. «Корпорация ОСС» завершила строительство сети и ожидает окончания процесса ее приемки надзорными органами. В Министерстве связи и массовых коммуникаций, тем временем, ожидают данных от принимающей сеть Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. «Корпорация ОСС» уже подала заявку на получение МГ/МН-кодов, после получения которых оператор рассчитывает в течение двух лет занять до 5% рынка услуг дальней связи.
После изменения закона «О связи» «Корпорация ОСС» сначала пыталась совместно с региональными операторами построить сети МГ/МН-связи для дальнейшей их эксплуатации, а затем приступила к самостоятельному поиску инвестора. Затраты на строительство сети составили около $40 млн.
Основным конкурентом «Корпорации ОСС», рассчитывающей в ближайшее время выйти на рынок, станет компания «Арктел», которая уже получила коды и с 1 апреля 2008 г. приступила к предоставлению услуг дальней связи.
Аналитики утверждают, что на рынке дальней связи для физических лиц от оператора требуется вкладывать большие средства в маркетинговые инструменты и поддержку клиентов. Конкуренция на рынке постоянно растет и через два года она, скорее всего, будет значительно острее, чем сегодня, и взять значительную долю будет сложнее. Даже если это удастся, вряд ли 5% рынка смогут окупить все эти затраты.
Эксклюзивные комментарии:
Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»
«Занять довольно значимую долю в 5% будет не так легко. Крупными игроками на рынке дальней связи являются «Ростелеком», «Голден-телеком», МТТ и «Транстелеком». Доли этих операторов распределены примерно так: «Ростелеком» - около 55%, «Голден-телеком» - 21%, МТТ - 11%, «Транстелеком» - 4%, остальные операторы - 9%. В минувшем году розничный рынок ДС в России составил порядка $2,7 млрд. Рост рынка в 2007 г. составил около 10%. В 2008 году ожидается продолжение, рост составит 5-10%. Особенно будет обостряться конкуренция между операторами МГ/МН-связи. У конкурентов не менее амбициозные планы. Сейчас идет вытеснение мелких компаний с рынка. Также идет перераспределение трафика между сотовыми компаниями и компаниями фиксированной связи. Хотя для ОСС это может быть осуществимо: до 1 января 2006 года Группа компаний ОСС была крупнейшим оператором IP-телефонии в России (в 2005 году обработала - 392 миллиона минут международного и междугородного трафика). Компаний ОСС имеет большой опыт построения сетей. Два года назад затраты на строительство сетей оценивались в $50 млн. Затраты конкурента ОАО «Арктел» оцениваются примерно в $25 млн. Если учесть, что нужны деньги и на содержание сети (порядка $10 млн), то можно оценить затраты как выше среднего. Компания заявляла, что чистая прибыль на второй год работы составит порядка $25 млн (выручка - $120 млн) Соотношение прибыль/выручка в крупных компаниях составляет порядка 18-21%. Для того чтобы окупить затраты компании, по нашим расчетам, понадобится 3-4 года. Усиление конкуренции, ценовой демпинг будут снижать рентабельность компании. Для реализации планов необходимы большие затраты на маркетинговые услуги. Больший уклон надо делать на качество обслуживания, а не на низкие цены. Приоритетным для большинства операторов остается корпоративный сегмент. Корпорации ОСС надо делать ставку на него».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Рынок высококонкурентный, так как условия, созданные Минсвязи, не позволяют снижать тарифы и, соответственно, маржа операторов очень низкая. Демпинговать цены не получается. Доходы от рынка на сегодня довольно стабильны. ОСС имеет не очень большой шанс занять планируемую долю на рынке, так как конкурировать со старыми мобильными операторами будет довольно тяжело. Придется предпринять очень серьезные маркетинговые шаги. Например, таких сильных конкурентов как МТТ и «Ростелеком» обойти будет сложно».
Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»
«Шансы у «Корпорации ОСС» есть. Многое будет зависеть от тарифов и инвестиций в маркетинг - компания должна предложить цены на уровне или ниже, чем у конкурентов, а также направить на рекламу не менее $10 млн. Конечно, стоит также учитывать и качество связи - в условиях конкурентного рынка пользователи будут обращать на этот фактор большое внимание. Затраты в размере $40 млн - средние для рынка. Например, «Голден-телеком» в свое время анонсировал инвестиции в строительство сети дальней связи на уровне $50 млн. Скорее всего, сроки окупаемости первоначальных вложений будут составлять 4-6 лет. Для эффективного развития на рынке, компании потребуется выделение целевых для себя сегментов, формирование тарифной политики, инвестиции в маркетинг».