15 апреля '08
№14 Turkcell стремится получить контроль над белорусским оператором «Бест»
Совет директоров Turkcell принял решение провести необходимые исследования, а затем сделать акционерам ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» («Бест») предложение о продаже большинства акций. На настоящий момент проведено несколько встреч в Белоруссии, хотя детальных переговоров еще не было. Госкомвоенпром (владеет 75% «Бест») проведет переговоры с турецким инвестором об условиях продажи.
Стоит заметить, что президент Белоруссии Александр Лукашенко еще год назад говорил о получении предложения продать «Бест» за $500 млн. А в начале марта 2008 г. он встретился с председателем совета директоров Turkcell Мехметом Карамехметом и назвал его предложение «интересным».
«Бест» можно лишь с натяжкой назвать успешным оператором. За три года работы он набрал лишь 190 000 абонентов. В начале 2008 г. из-за проблем с финансированием оператор был вынужден приостановить строительство сети и отключить некоторые базовые станции, но в марте финансирование возобновилось. В последние несколько недель «Бест» возобновил маркетинговые акции.
Справка: Из российских операторов в Белоруссии работает лишь МТС (с 2002 г.). Для остальных единственная возможность проникнуть на рынок - покупка «Бест». 70% белорусского Velcom в конце 2007 г. досталось Telekom Austria за 730 млн евро ($1,15 млрд). По данным АС&М-Соnsulting, в конце 2007 г. сотовой связью пользовались около 7 млн жителей (73%). МТС контролировала 53% рынка, Velcom - 44%, «Бест» - 3%
Эксклюзивные комментарии:
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
«Судя по основным параметрам сотового рынка Белоруссии (в частности, по уровню проникновения связи), он может быть уже не таким интересным, как ранее. Высокая степень проникновения сотовой связи говорит о том, что темпы роста рынка в будущем будут постепенно замедляться. Исходя из размера абонентской базы и стоимости абонента при аналогичных сделках, стоимость «Бест» (с учетом долга) может составлять 100-110 млн долл. Мы сомневаемся, что «Вымпелком» сможет купить актив в стране - члене СНГ на подобных условиях - повторение истории с УРС может дорого стоить компании. Кроме того, на некоторое время «Вымпелком» может «выбыть» из сектора M&A из-за поглощения «Голден-телеком». «Мегафон», в свою очередь, в данном сегменте традиционно проявляет низкую активность. Таким образом, Turkcell может остаться одним из немногих претендентов на данный актив. Стоит отметить, что из-за политических рисков круг иностранных претендентов также может быть ограничен».
Анна Сидорова, аналитик
Glitnir Group
«Переговоры ведутся о продаже государственной доли белорусского оператора «Бест» - 75%, которыми владеет Госкомвоенпром. По моему мнению, нельзя исключать вариант, при котором Turkcell, сделавший предложение в $500 млн, купит «Бест». Впрочем, допускаю, что в результате переговоров конечная цена может быть снижена. Сегодня на рынке сотовой связи СНГ оформился «дефицит активов», поэтому нередко операторы за них переплачивают. Именно такую ситуацию мы видим в Белоруссии. В случае если Turkcell купит «Бест», то «Вымпелком» и «Мегафон», не раз проявлявшие интерес к сотовому рынку Белоруссии, могут потерять возможность для входа на рынок путем покупки действующего актива. Несмотря на это, сомневаюсь, что кто-то из них заинтересуется покупкой актива по завышенной цене. Очевидно, что заявленная стоимость белорусского оператора, контролирующего лишь 3% рынка, включает в себя цену входа на рынок. Думаю, что при правильном менеджменте данный актив можно модернизировать и развить, увеличив его долю на рынке».
Елена Саяпина, отраслевой аналитик
«Белорусский рынок - это один из многих рынков, и в этом смысле незачем выделять его как стратегический конкретно для Turkcell или какого-либо другого оператора. У оператора есть деньги - их надо вложить. Очевидно, что цена, предложенная за «Бест», завышена. В то же время всем понятно, что это цена не актива, а лицензии. Покупатель платит за вход на рынок, а сам актив столько не стоит. Напомню, что «Бест» занимает лишь 3% рынка сотовой связи Белоруссии. Сомневаюсь, что российские операторы, в частности «Мегафон», будут покупать активы по завышенной цене».