4 апреля '08

«Связьинвест»: идея приватизации отмечает десятилетие

Еще немного времени - и вопрос о том, быть ли «Связьинвесту» приватизированным или нет, можно будет смело отнести к категории вечных. Казалось бы, и положительное решение по этому вопросу было принято достаточно давно, и сам холдинг ведет длительную, более-менее планомерную подготовку к грядущим переменам. Тем не менее, долгожданное событие так и не наступает. Поневоле возникает вопрос: если приватизации отечественного монополиста до сих пор не стала свершившимся фактом - значит это кому-нибудь нужно? И дело не только (и не столько) в том, что у соответствующих структур не доходят руки до реализации этого «мегапроекта»? В то же время - явных противников приватизации «Связьинвеста» среди участников рынка не замечено. И по-прежнему, главным идеологом этого шага остается глава Мининформсвязи России, считающий, что приватизация холдинга должна положительно отразиться и на самом «Связьинвесте», и на отрасли в целом.

Этапы незавершенной приватизации

Первый этап продажи «Связьинвеста» состоялся еще в 1997 году, когда 25% плюс одна акция были проданы кипрскому консорциуму Mustcom, впоследствии полностью перешедшему под контроль его главного акционера - американского магната Джорджа Сороса. В 2004 году Сорос продал Mustcom другому американцу, но уже российского происхождения - Леонарду Блаватнику, который известен как давний партнер «Альфа-групп». Предполагалось, что таким образом было положено начало процессу приватизации.

В 2004 году аналитики приветствовали решение регулятора по поводу выбранной формы приватизации «Связьинвеста» - с отказом государства от контроля над компанией. На рынке шли дискуссии о том, что следует активнее приближать появление соответствующего указа, о том, что после разгосударствления связи власти останется всего лишь следить за тем, чтобы не создавалось условий для рыночных злоупотреблений в этой сфере.

 Готовился к грядущим переменам в этот период и сам монополист, стремясь повысить стоимость своих активов – в том числе и за счет затрат на информатизацию холдинга. Примечательно, что именно в «Связьинвесте» стартовал ряд ИТ-проектов, которые аналитики по праву называли крупнейшими на российском рынке. В частности, общая стоимость 70 тыс. лицензий ПО Oracle, внедряемого во всех МРК «Связьинвеста», оценивалась в $153 млн. (и это без учета внедрения). А финансовые масштабы проекта по внедрению биллинговой системы и CRM-решения компании Amdocs силами консультантов IBM и вовсе исчислялись цифрами, приближающимися к $500 млн. Сегодня эти проекты, по данным информированных источников, признаны крупнейшими российскими ИТ-неудачами, а консультанты из «Маккензи» откровенно советуют своему клиенту - «Связьинвесту» не ждать, что расходы на эти проекты когда-нибудь окупятся.

Процесс повышения капитализации монополиста связи был запущен. В 2005 году Леонид Рейман оценивал госпакет акций «Связьинвеста» не дешевле $1,5 млрд., отмечая, что все компании холдинга высоко котируются и имеют определенную рыночную капитализацию. По его словам, аукцион по продаже холдинга должен будет стать открытым и прозрачным. Еще одним идеологом выхода холдинга из-под государственного контроля оставался тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф. В 2005 году он заявлял о возможности проведения аукциона до конца года. Соответствующий проект президентского указа уже был подготовлен и представлен в правительство. Однако положительное решение тогда так и не было принято.

Многие участники рынка в то время считали нецелесообразной продажу госпакета «Связьинвеста». Они отмечали, что после перехода холдинга в частные руки может произойти рост тарифов, который особенно «ударит» по жителям небольших населенных пунктов и удаленных регионах. И недовольство населения последствиями приватизации может спровоцировать рост социальной напряженности. Другим доводом «против» стали не очень большие (до $4 млрд.) деньги, которые теоретически могло выручить государство от поспешной продажи холдинга. В общем, курицу, которая теоретически может нести золотые яйца, решили какое-то время не беспокоить - в пользу попытки повышения капитализации холдинга до уровня западных стандартов.

 Принятие Госдумой РФ в 2006 году закона о защите прав спецпотребителей услуг связи некоторые наблюдатели склонны были интерпретировать как очередной сигнал к скорой приватизации госпакета 75% +1 акция «Связьинвеста». И аналитики опять начали предсказывать ее возможные сроки. Однако необходимым условием приватизации «Связьинвеста» является принятие президентом Российской Федерации решения об исключении холдинга их числа стратегических предприятий, приватизация которых не разрешается. Такое решение не было принято ни тогда, ни к сегодняшнему дню.

В начале декабря 2006 года появилась информация о том, что МЭРТ выступил за консолидацию всех активов «Связьинвеста» в форме единого холдинга с единой системой управления. Весной 2007 года Герман Греф отмечал, что «Связьинвесту» необходимо избавиться от огромного количества морально устаревшего аналогового оборудования. Если не сделать этого - холдинг потеряет конкурентоспособность. По убеждению г-на Грефа, основной составляющей в структуре расходов «Связьинвеста» являлось вознаграждение руководства холдинга, практически не связанное с эффективностью управления пакетами акций операторов связи, входящих в «Связьинвест». Он предлагал ускорить приватизацию холдинга, либо обеспечить прямое управление пакетами акций межрегиональным компаниям связи (МРК), обеспечивающее учет интересов государства, ликвидировав при этом «Связьинвест».

Быть или не быть холдингу приватизированным?

 Очевидно, что многолетнее затягивание процедуры приватизации «Связьинвеста» обусловлено целым рядом факторов. Помимо уже перечисленных, аналитики отмечают высокие цен на нефть, которые обеспечивают профицит бюджета и снимают потребность в приватизации как способе пополнения госказны. Другой тренд последних лет - наращивание государственного участия в экономике. И в эту тенденцию никак не укладывается передача госпредприятия в частные руки. Некоторые участники рынка придерживаются мнения, что в ситуации перестройки всей системы взаимоотношений между операторами было бы крайне неосмотрительно отдавать традиционного монополиста в руки олигархов.

Сегодня власти по-прежнему ждут существенного роста экономической эффективности компаний «Связьинвеста». В числе наиболее весомых факторов роста доходов - продолжающийся рост телекоммуникационного рынка в России, в то же время на другой чаше весов – сдерживающие факторы (главный из которых - демонополизация рынка дальней связи с последующим снижением рыночной доли входящего в «Связьинвест» «Ростелекома»).

«Холдинг остается довольно сложным объектом для инвестиций. С одной стороны, он показывает отличные показатели по приросту числа пользователей широкополосного доступа в Интернет, что создает серьезный задел для роста доходов в дальнейшем, - отмечает эксперт CNA Виталий Солонин. - С другой стороны, доля доходов от предоставления услуг, тарифы на которые регулируются государством, довольно велика. В последнем случае речь идет, прежде всего, о местной телефонии. Не исключено, что недавняя попытка многих МРК поднять тарифы вызвала неодобрение Кремля, который, возможно, призвал компании «Связьинвеста» пока не делать этого». По мнению г-на Солонина, этот факт указывает на то, что холдинг управляется не только рыночными механизмами, но и подвержен значительному влиянию со стороны политических сил: «Связьинвест» приносит стабильный доход и обеспечивает экономическую безопасность страны, поэтому государство (по крайней мере – сегодня) вряд ли готово расстаться с таким важным активом».

В ИК «Финам» также считают, что для приватизации сейчас не самая благоприятная ситуация. Но по другой причине: ко всем региональным «дочкам» холдинга имеются налоговые претензии. Если на МРК со стороны ФНС будут наложены штрафные санкции, то они понесут значительные убытки, а это не выгодно инвесторам. Пока МРК не выплатят штрафы или не объяснят необоснованность претензий налоговых органов, имеет смысл подождать с приватизацией. В то же время аналитики отмечают, что откладывать процедуру «разгосударствления» надолго все-таки не следует: доходы от приватизации имущества снижаются в России из года в год. Так, доходы государства от этого процесса выросли в 2007 году всего на 10%. Поэтому не исключено, что вопрос с приватизацией «Связьинвеста» рано или поздно будет решен положительно. В этом случае наиболее вероятным кандидатом на акции холдинга является АФК «Система», которая уже владеет блокирующим пакетом (25% +1 акция) через свою «дочку» «Комстар-ОТС». В случае приватизации «Связьинвеста» в пользу «Системы», «Комстар-ОТС» получает в свое распоряжение почти 2 млн региональных пользователей ШПД по всей России (компании удалось привлечь пока что лишь 50 тыс. за пределами Москвы). МТС, которая, возможно, войдет в консорциум с «Комстар-ОТС», получит сотовые активы региональных операторов связи.

 Таким образом, «Связьинвест» довольно хорошо впишется в телекоммуникационный бизнес «Системы». В случае торгов «Системе» могут противостоять серьезные игроки, такие как, например, «Газпромбанк» в лице УК «Лидер», скупившей блокирующие пакеты многих телекоммуникационных компаний. Однако пока вопрос о приватизации «Связьинвеста» по-прежнему остается открытым, и, скорее всего, в приватизационный план 2008 года он так и не попадет. В то же время не исключено, что данная тема со временем сойдет на нет и в силу чисто рыночных причин. Ведь за годы дискуссии о сроках и смысле приватизации «Связьинвеста» холдинг во многом утратил свои черты монополиста (а значит - и прежнюю финансовую привлекательность). За это время значительно усилился сектор мобильной связи, большинство корпоративных заказчиков перешли к альтернативным операторам. Расширяются сети широкополосного доступа, в будущем возможно формирование новых и слабо контролируемых «Связьинвестом» структур, занимающихся беспроводным доступом в Интернет, коммерческим телевидением и другими востребованными населением интернет- и телеком-услугами.

Материал подготовлен группой аналитиков Независимого института изучения новой экономики







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов