17 марта '08

Российский рынок дальней связи: к чему приведет конкуренция

Долгожданный процесс активной демонополизации рынка дальней связи, о котором давно говорили регулятор и участники отрасли, в первые месяцы 2008 года получил новый импульс к развитию. Подошел черед выхода на этот рынок игроков, давно заявивших о намерении развивать бизнес в этом сегменте, был предпринят ряд шагов по дальнейшей либерализации сегмента междугородней/международной связи со стороны Мининформсвязи РФ. Правила игры игроков рынка дальней связи постепенно упрощаются. Все эти события дают надежду на то, что конкуренция в данном сегменте, наконец, перейдет из чисто номинальной в реальную, рыночную. И, соответственно, у конечного пользователя – корпоративного или частного - появится возможность быстрого и простого выбора МГ/МН-оператора, в полной мере отвечающего потребностям с точки зрения стоимости услуг и качества связи.

Хроника демонополизации Процесс либерализации рынка дальней связи начался в 2006 году с появления у многолетнего монополиста — компании «Ростелекома» — первого конкурента — компании «Межрегиональный ТранзитТелеком». Однако поначалу конкуренция двух игроков практически никак не отразилась на тарифах: у МТТ они оказались не намного ниже. По оценкам МТТ, сейчас оператор занимает свыше 7% российского рынка дальней связи, а к 2010-2012 годам намерена занять более 20% рынка.

Прошлый год характеризуется произошедшим изменением правил оказания услуг дальней связи, которое воспрепятствовало выходу других операторов на этот рынок. В январе 2007 года на российский рынок дальней связи вышел третий игрок – «Голден телеком», который оказывал услуги дальней связи и ранее, однако тогда, согласно стандартной для всех подобных операторах практике, его трафик должен был проходить по каналам «Ростелекома». Новый конкурент экс-монополиста пообещал, что его тарифы на межгород будут в среднем на 10% ниже, чем у «Ростелекома». Более существенно удешевить звонки GT смог лишь по некоторым зарубежным направлениям.

В начале февраля о регистрации Министерством юстиции приказа Мининформсвязи о присвоении компании кодов выбора сети МГ/МН-оператора объявил «Арктел». Новый оператор рассчитывает в течение двух лет завоевать порядка 4% рынка дальней связи, обещая при этом предложить максимально конкурентные тарифы, широкий пакет услуг, обширную базу корпоративных абонентов, а также заявляя о значительном опыте работы как с физическими, так и с юридическими лицами. В марте 2008 года «Арктел» предложит услуги МГ/МН связи корпоративным клиентам и операторам связи по агентской схеме. А в апреле-мае 2008 года начнет проводить активные мероприятия по привлечению физических лиц. Бюджет компании на продвижение услуг дальней связи составляет $5 млн. Компания рассчитывает в течение 2 лет получить от работы на массовом рынке до 65% своего совокупного дохода. Услуги связи «Арктел» будет предоставлять на базе транспортной сети междугородной и международной связи, построенной на базе современного NGN оборудования. Представители компании отмечают, что объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры сети превысил $35 млн.

 Конец февраля принес известие о появлении еще одного игрока на рынке дальней связи. Им стал альтернативный оператор «Синтерра». Компания, по информации «Коммерсанта», может претендовать на 3-4% рынка дальней связи в корпоративном сегменте (это $30-40 млн. в год). В «Синтерре» отмечают, что сеть дальней связи необходима ей, в первую очередь, для удовлетворения потребностей своих федеральных клиентов, в том числе и в госсекторе. Ведь многие корпоративные заказчики предпочитают получить полный набор телекоммуникационных услуг от одного оператора.

Российский рынок дальней связи (млн руб)

К настоящему моменту основными игроками на рынке дальней связи России (объем которого в 2007 году, по данным iKS-Consulting, составил $2,2 млрд) являются «Ростелеком», по итогам 2007 года занявший 85% сектора частных пользователей и 49% корпоративных пользователей, МТТ с более чем с 7% рынка. Соответствующими лицензиями обладают Golden Telecom, «Арктел», «Синтерра», «дочка» France Telecom — Orange и «Транстелеком» (ТТК). Последняя из перечисленных компаний планирует к 2011 году занять 8% рынка дальней связи, объем которого к тому времени составит $3 млрд. В первую очередь ТТК будет ориентироваться на корпоративных клиентов и к 2011 году намерена занять около 12-15% этого сегмента (в денежном выражении). На рынке услуг дальней связи для населения ТТК рассчитывает в 2009-2010 гг. получить порядка 5-7%.

Ближайшие события, связанные с выходом новых игроков на рынок МГ/МН-связи, выглядят вполне прозрачно и предсказуемо. Еще один игрок в очереди на получение лицензии на дальнюю связь - это группа компаний Effortel Russia. В настоящий момент заканчивается строительство сети междугородной и международной связи Effortel, которая будет иметь 86 точек присоединения во всех округах России, что позволит оператору предложить корпоративным и частным абонентам услуги дальней связи. Массовому сегменту потребителей будут предоставляться услуги Triple Play, в состав которых входит и междугородная и международная телефонная связь (МГ/МН). Для этого Еffortel планирует в марте этого года получить разрешение на эксплуатацию и подать заявку на получение кодов выбора сети оператора. На рынок дальней связи в 2008 году ранее планировала выйти и «Сумма Телеком». Однако в силу начала реализации ряда GSM-проектов компания на неопределенное время пока отложила эти намерения.

В апреле рассчитывает получить разрешение на предоставление услуг дальней связи и «Комстар-ОТС», который в настоящее время завершает строительство и ввод в строй сети дальней связи (на ее модернизацию компания потратила $14 млн). Примечательно, что «Комстар» не стремится предоставлять услуги МГ/МН-связи частным пользователям. Оператор рассчитывает лишь на возможность расширения спектра услуг для корпоративных клиентов, а также намеревается сэкономить на затратах путем устранение необходимости в посредниках при оказании услуг дальней связи. Аналитики считают, что всеми компаниями, получающими в последнее время коды для услуг дальней связи, движут аналогичные мотивы, побуждающие операторов к выходу на этот рынок.

Наличие конкурентов – не повод к демпингу

Начавшаяся конкуренция на рынке дальней связи приводит к постепенному снижению расценок на эти услуги. Пока решение этого вопроса происходит не столько по инициативе и в силу возможностей самих операторов, сколько «с подачи» регулятора. Снижение тарифов для населения стало возможным, в том числе и в связи с изменением структуры стоимости междугородного звонка. Согласно действующему законодательству, 1 января 2008 года истек срок действия компенсационной надбавки. Благодаря этому у ФСТ появилась возможность пересмотреть тарифы «Ростелеком», после чего для этого оператора были установлены предельные тарифы, по которым он стал оказывать услуги связи. Следом за «Ростелекомом» о снижении тарифов в среднем на 10% объявил в феврале оператор дальней связи МТТ. Таким образом, после отмены так называемой «компенсационной надбавки» началась, пусть и не очень активная, но реальная битва за конечных абонентов за долю рынка.

Сегодня, в соответствии с законом «О связи» абоненты имеют право на выбор оператора дальней связи. Он может быть выбран по умолчанию - режим pre-select, либо определяться для каждого звонка в отдельности - режим hot-choice, который некоторые специалисты считают неудобным, поскольку каждый раз нужно набирать дополнительно две цифры. Хотя, возможно, что в случае повсеместного внедрения в России услуги hot-choice (которого ждут новые игроки), доля «Ростелекома» упадет с сегодняшних 60-70% до 50%. Пока же российские пользователи еще не привыкли к возможности смены оператора дальней связи, некоторых в этом плане подводит неосведомленность. Соответственно, все игроки этого рынка - как новые, так и «ветераны» - будут стремиться к наращиванию абонентской базы. А пока – ввиду отсутствия доступа к hot-choice для альтернативных операторов - снижение тарифов имеет ограниченное значение. Так что в перспективе, возможно, нас ждут ценовые войны в этом сегменте, и наиболее вероятный исход этих битв – снижение рыночной доли экс-монополиста этого сегмента. Мининформсвязи РФ прогнозирует снижение тарифов на междугородную и международную связь на 10% уже в ближайшей перспективе. Эксперты считают, что снижение тарифов не повлияет негативно на доходы самих операторов: эффект от снижения тарифов примерно пропорционален выгоде от отмены компенсационной надбавки.

Однако снижать тарифы операторов вынуждает не только внутреннее соперничество игроков рынка дальней связи, но и усилившаяся конкуренция со стороны игроков сотового рынка. Звонить с мобильника по межгороду становится дешевле, чем со стационарных телефонов. Особенно если вызов идет внутри федеральной сети оператора. Поэтому неудивительно, что пользователи все чаще предпочитают звонить по межгороду с мобильного телефона, что не может не огорчать операторов дальней связи и не заставляет делать ответные адекватные шаги.

 Помимо этого, не исключено, что в ближайшие три-четыре года цены на дальнюю связь могут упасть и по другой причине. Всем операторам дальней связи в России придется снизить цены, поскольку привычный для нас «межгород» сегодня начинает реально конкурировать со сферой IP-телефонии, которая после введения новых правил регулирования в 2006 году продолжает работать на полулегальных основаниях. Причина этого (помимо уходящих в прошлое «карточных битв») - в набирающей популярность в России программе Skype, которая дает возможность бесплатно звонить с компьютера, оснащенного данным софтом на такой же компьютер, где бы он ни находился (или за минимальные деньги с компьютера на телефон). Известно, что сегодня эта программа стала популярной не только среди частных пользователей: она настоятельно рекомендована к внедрению во многих крупных холдингах – в качестве решения, позволяющего снизить издержки на связь (а заодно и в качестве инструмента контроля над персоналом).

Демонополизация де-факто или де-юре?

Согласно прогнозам CNews Analytics, дальнейшие перспективы развития рынка дальней связи будут определяться степенью демонополизации рынка и тем, сколько операторов в итоге будут на нем работать. К настоящему времени лицензии на предоставление услуг дальней связи выданы семнадцати новым операторам, которые пока ждут своей очереди допуска на рынок. Однако пока неясно, сможет ли каждая из этих компаний построить собственную сеть дальней связи, которая охватывала бы всю территорию РФ (а это предписано условиями лицензий). Скорее всего, рынок, где будут работать 4-6 компаний, продолжит сохранять черты монопольного. Основным оператором останется «Ростелеком» (аналитики прогнозируют, что его рыночная доля не упадет в перспективе ниже 50%), а оставшуюся половину разделят между собой остальные МГ/МН-операторы, «осилившие» построение собственной сети дальней связи. Значительного снижения тарифов (по причине роста конкуренции операторов друг с другом) не ожидается. Возможно, потребители будут меньше экономить на междугородних и международных разговорах, и это компенсирует операторам потери от снижения тарифов.







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов